Мужские прически франция - Aromelle.ru

Мужские прически франция

Мужские прически франция

Глава первая. Французские прически начала XVIII века

Общая характеристика

В XVIII веке Франция, так же как и Англия, становится одним из центров европейской культуры. Экономически окрепшая в XVII веке, Франция считалась одной из сильнейших держав и оказывала большое влияние на все сферы общественной и культурной жизни соседних стран.

Рис. 68

Наступает расцвет культуры, развивается философия, естествознание и точные науки. Франция дарит миру таких просветителей, как Дидро, Руссо, Вольтер. В это время работают выдающиеся живописцы и скульпторы — Ватто, Буше, Шарден, Грёз, Латур, Фальконе, Гудон.

Рис. 69

Возникнув во Франции, стиль рококо получает особое развитие во времена правления короля Людовика XV, в период кризиса абсолютизма, его надвигающейся катастрофы. Но это не мешает все новым и новым увеселениям знати. В это время падение нравов при королевском дворе и среди дворян доходит до предела. Стиль рококо как нельзя лучше отразил вкусы аристократов этого времени.

Центром формирования моды на долгие годы становится Париж. Направление в модах теперь диктует интимный салон аристократки, а не вкус короля или королевы. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и ее законодателем. В салонах собирались знаменитости — музыканты, художники, поэты, литераторы, военные, — которые приковывали теперь внимание всего Парижа, как некогда — королевские особы.

Основные виды и формы причесок

Прически, возникшие в конце XVII века, продолжают совершенствоваться, приобретая новые формы. До 1715 года на них сказывается влияние Англии и появление нового стиля с его особенностями. Прически на мужских париках начинают постепенно уменьшаться. Алонжевые парики заменяются более короткими (рис. 68).

В эпоху Регентства (1715-1723), когда вместо малолетнего короля Людовика XV правил герцог Филипп Орлеанский, придворные продолжают еще носить прически из крупных локонов, уложенных параллельными рядами, как в париках типа «бинетт»; парики с прическами типа «грива» некоторое время остаются в моде. Но с 1730 года парики с такими прическами носили только пожилые придворные. Появляется новинка — завивка «а-ля мутон» (под барана): при ней волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности головы. Прическа делалась без пробора, из коротких волосяных прядей. Начинают появляться более изящные парики, названия которых абсолютно не соответствовали ни форме причесок, ни видам завивки. Например, носили парики «ля шансельер» («канцелярские») и другие.

Рис. 70

Регент Филипп Орлеанский, поклонник Фридриха Вильгельма I, насаждал моды этого короля — прическу «кё» (рис. 69), которая тут же распространилась среди придворных. Эта прическа была проста и сильно отличалась от причесок XVII века легкостью и своеобразием: подвитые волосы зачесывались назад, завязывались на затылке в хвост черной лентой. Позднее прическа на парике Людовика XV повторила эту же форму. Прошло несколько лет, и модники придумали убирать хвост из волос в своеобразный футляр (мешочек). Он делался из черного бархата, имел плоскую четырехугольную форму, украшался розетками, бантом, пряжкой или маленькими рюшами. Эта прическа получила название «а-ля бурс» («кошелек»; рис. 70), просуществовала до 1760 года, а затем после двадцатилетнего перерыва вновь появилась в 1780 году.

Рис. 71

Время вносило свои коррективы в силуэты причесок. С 1730 года «хвост» перестали завязывать у основания муаровой лентой, а волосяную прядь стали помещать в изящные сеточки, при этом завитые височные пряди зачесывались назад. Несмотря на наличие и других причесок, прически «кё» и «бурс» оставались самыми популярными. Но с 1730 года новая прическа, «а-ля катоган» («узел»; рис. 71), вытеснила все остальные виды. Это была прическа из завитых волос, стянутых сзади, длинные пряди завязывались в толстый узел, напоминающий конский хвост. Височные пряди завивались и укладывались по-разному. Одновременно с «узлом» начинают носить прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»; рис. 72 и 72а). Волосы взбивались надо лбом в высокий тупей или кок, боковые пряди завивались и взбивались в одну или две горизонтальные букли, плотно закрепленные с каждого виска. Затылочные волосы плотно обматывались кожаными ремешками, муаровой лентой, образуя длинный жесткий стержень. Затылок в такой прическе оставался гладким. Прическу посыпали сверху пудрой. Если своих волос не хватало, то прикрепляли заранее сделанный узкий, длинный футляр, в который для устойчивости вдевали проволочку. Разновидностью этой прически была «коса»; силуэт прически оставался тот же, но сзади заплетали косу из трех плетешков, конец завязывали бантом (рис. 73). Длина косы была различна: иногда она достигала лопаток или доходила до талии, но чаще были короткие косы. Это дало повод англичанам прозвать их «свиными хвостиками».

Рис. 72

Парикмахерское дело в XVIII веке продолжает быстро развиваться. Как реакция на события в общественной и культурной жизни возникают новые силуэты причесок. Возникший интерес к античности (в связи с раскопками Помпеев) способствует появлению прически «греческий тупей», которая создавалась как на естественных волосах, так и на париках.

Рис. 72а

Но парики стали носить теперь редко. Французский журнал «Галерея причесок» писал, что в 1779 году парики и приставные шевелюры выйдут из моды и их будут носить только лица отдельных профессий. Несмотря на такое пророчество, с париками расставались очень медленно. Парики имели свои преимущества: скрывали появившиеся лысины, длительное время сохраняли прически из завитых волос, придавали более респектабельный вид. Но разграничение по сословиям наступило в формах париков. Так, духовенство носило парик «а-ля мутон мирлетон», военные — «бригадирский», судьи — парик «каре», многие носили парик «нид», «гнездо», или «три молоточка» (рис. 74). В прическе этого парика сочетались разные виды завивки. Все волосы завивались крупными локонами и укладывались назад, плотно закрывая уши, более длинные пряди завязывались узелками слева и справа, средняя короткая, толстая прядь завивалась штопором. Этот необыкновенный парик с редкостной прической послужил образцом для подражаний.

Рис. 73

В последней четверти XVIII века французы заимствуют английские прически, а также носят и прически типа «еж», «щетка», «крылья голубя». Делают их из собственных волос. В прическе «крылья голубя» и «кошелек» сочетались элементы двух разных причесок. Прически «еж» и «щетка» были почти схожи, так как обе они требовали торчащих вверх волос. «Крылья голубя» делались из подстриженных на висках прядей, подвитых и связанных сзади лентой.

Рис. 74

Эти прически носили только высшие сословия. Ремесленники, мелкие буржуа, крестьяне предпочитали делать короткие прически типа «под скобку», иногда завязывали сзади пряди волос лентой. Лица чисто выбривали; в народе еще сохранились бороды разной формы, но все они были средней величины.

Рис. 75

Женские прически во Франции в первой половине XVIII века продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными. В большинстве случаев они повторяли силуэты популярной прически «а-ля Фонтанж», но эта прическа была усовершенствована и поэтому получила новое название — «фонтанж комод» («удобная»). Высокие прически украшали массой кружев, лент, драгоценностей. Жены буржуа носили более скромные прически — «а-ля кульбит», «а-ля мутон», — подражая строгим нравам английских женщин.

Рис. 76

С 1725 года входят в моду маленькие прически, при этом волосы сильно пудрили. Возможно, из-за этого одна из причесок получила название «малой пудреной» (рис. 75). Легкие завитки волос, походившие на небольшие раковины, укладывались широким венком вокруг головы, оставляя затылок гладким. Такую прическу носила графиня Коссель, фаворитка курфюрста саксонского Августа II, поэтому во Франции «малую пудреную» прическу называли также «прической графини Коссель». Эта прическа, с двумя змеевидными локонами, спускавшимися на грудь, была самой женственной за весь период стиля рококо. Ее несколько усовершенствовала королева Мария Лещинская, вышедшая замуж за Людовика XV в 1725 году. Полька по происхождению, она много времени уделяла моде и ее развитию.

Теперь прическа стала называться «полонез»; она украшалась пером и брошью.

В 30-е годы XVIII века появляется новый силуэт прически — «яйцевидный» (рис. 76 и 76а). Волосы взбивались вверх ото лба, зачесывались гладко. Плотные ряды параллельно уложенных буклей шли от уха до уха через темя. На затылке укреплялся плоский шиньон. Иногда около уха завивали и спускали на плечи один или два длинных локона. Прическу украшали цветами. В середине XVIII века появляется прическа «тапе» («завивка») — взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Она имела различные варианты. Начинают носить прически типа «венец», «диадема» — по форме этих головных уборов. Волосы укладывались в виде торсад («торсад — по-французски «жгут») и кос, завитых прядей, перевивались нитями. Со второй половины века прически становятся выше. Эта мода вытеснила прежние, более скромные прически времен раннего рококо. В 60-70-е годы прически представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами в течение нескольких часов. В Париже готовили специальных куафёров в Академии парикмахерского искусства, созданной куафёром короля Людовика XV — мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куафёров между собой. Названия причесок были самые различные («тайна», «таинственная», «сентиментальная», «грустная»).

Рис. 76а

В 1780 году куафёр Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями, драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов, прикрепляя их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Прически делались индивидуально; в течение одного года журнал мод предложил своим читательницам около четырех тысяч фасонов причесок. Прически украшались не только лентами и перьями, но и бутафорскими изделиями. Дамы наверху прически укрепляли фигурки людей, чучела животных, цветы и плоды, растения. Названия причесок менялись так же быстро, как и сами силуэты. Так, по случаю морской битвы появилась прическа «фрегат» (рис. 77). В 1775 году тупей увеличился, но через год его величина удвоилась (рис. 78 и 78а). Прическа требовала большого количества шпилек, помады, пудры, поэтому сохранить ее старались как можно дольше, не разбирая несколько дней, даже недель. Во время сна пользовались специальными подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Куафёр Леонар изобрел механизм, который позволял прическе сокращаться, чтобы дама могла пользоваться каретой, — в противном случае надо было снимать верх кареты. Все эти высокие прически были неудобны как дома, так и на улице.

Читайте так же:  Краска для волос де люкс отзывы

Рис. 77

В последние годы XVIII века с изменением костюма несколько видоизменяется прическа. Она становится более приземистой, типа прически «принцессы Ламбаль», асимметричной. Мода на букли отходит — волосы завивают и расчесывают, украшений стало меньше. В 80-е годы пудра выходит из моды. Белые парики уступили место рыжим, золотистым, каштановым. Румяна исчезают, на лицах появляются белила. В это же время входит в моду небольшой парик, завитый крупными локонами, с плоским шиньоном на затылке. «Анфан» («дитя», «ребенок») — так называлась новая прическа, придуманная королевой Марией-Антуанеттой. Высокие «куаферы» исчезли, все придворные дамы надели парички с шаловливыми локонами. В конце правления короля Людовика XVI вошли в моду английские прически; они были небольших размеров и довольно низкие. С 1786 года начинают носить прически типа «еж», «щетка», — при этом сзади делали длинную петлю из волос или ленты.

Рис. 78

Головные уборы, украшения, косметика

Мягкая фактура, пастельные тона, изысканность форм отличали костюмы придворной аристократии. Мужские и женские костюмы шились из бархата и тонкой шерсти, богато декорировались. Со временем костюмы изменялись, становясь все изящнее и дороже. Влияние стиля рококо сказалось в плавности линий, изобилии украшений-в виде розеток, цветов, вышивок, кружев, — делавших костюм более нарядным.

Проникновение английских мод во Францию было воспринято своеобразно: французы сумели внести в английскую строгость свою легкость и игривость. На некоторое время сократилось количество украшений. Но их заменили аппликации, вышивки, ленты и отделка, которые придавали особую декоративность всему костюму.

Рис. 78а

Головные уборы. Черные треугольные шляпы с высоко поднятыми полями, отделанные пухом или короткими страусовыми перьями, были наиболее популярны среди мужчин высшего сословия — они назывались «треуголки». Носили швейцарские, голландские шляпы; англоманы — маленькие шапочки «жокей», украшенные шнурками, кокардой, золотой пряжкой. Треуголку часто только держали в руках.

Низшие слои населения носили фетровые шляпы, суконные и шерстяные колпаки, мягкие фуражки, круглые широкополые шляпы с лентой. На полотнах живописца Шардена можно увидеть людей в таких головных уборах. Женские головные уборы стали частью причесок, являясь их украшением. Много моделей шляп было заимствовано у англичанок. На прическах носят кружевные чепцы, наколки «шу», токи. Чепцы, так же как и прически, получили разные наименования, например чепчик «репа», «коляска», «Тереза», чепчик «капуста». Из Италии пришло увлечение большими соломенными шляпами, а фетровыми — из Англии. Для сохранения прически носили ночные головные уборы в виде сетки из тонких нитей, кружевные чепчики, отделанные рюшем.

Украшения. Нельзя назвать другого стиля, который больше украсил прически, чем стиль рококо. Золотые шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, булавки десятками, а иногда и сотнями использовались в прическе. Любили украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не вяли, внутрь вставляли флакон с водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями, а также перьями марабу.

Косметика. Придворные кавалеры и дамы стремились под белилами и пудрой скрыть возраст. Как и в XVII веке, в моде были мушки, которые налеплялись на лицо, для того чтобы подчеркнуть белизну кожи. Пользовались духами, помадами, ароматическими маслами. Сильно красили губы.

Французская стрижка — изысканная красота в простоте

Элегантные французские стрижки поражают своей утонченностью и креативом. Они очень популярны как среди женщин, так и среди мужчин, потому что их разнообразие помогает выбрать конкретному человеку прическу индивидуальную по форме и объему. А то, что они долгое время сохраняют форму и отлично выглядят даже при отрастании волос, выгодно отличает от других стрижек. Но самое главное – они не требуют серьезных усилий при укладке волос.

Виды французских стрижек.

Французская женская стрижка пришла к нам из далеких двадцатых годов ХХ века, вновь обрела популярность в 50-х годах, а теперь уже стала настоящим символом утонченности, элегантности, особого шика и нравится людям своей практичностью и элегантностью.

Во всем мире знают и любят такие прически, как каре, гарсон, гаврош, короткую стрижку, французский выщип, а также изначально американскую стрижку боб, которая ,благодаря Коко Шанель, стала также ассоциироваться с Францией, где обрела необыкновенную популярность и массу вариаций.

Стильная и изысканная французская стрижка каре – идеальная прическа для любой формы лица. Оно акцентирует внимание на женственности. Все виды французского каре объединяет многослойность, объем, легкая воздушная структура.

Эта стрижка может быть асимметричной и классической, с челкой и без нее, а универсальность этой стрижки не требует много времени на укладку.

Стрижка гарсон, считавшаяся модной во все времена, вновь популярна у молодежи. Это объясняется тем, что хрупких девушек эта стрижка делает необыкновенно милыми, потому что акцентирует внимание на прекрасных чертах лица.

[box type=»warning»] Но эта прическа требует к себе повышенного внимания. За ней нужно следить особенно тщательно, потому что она выглядит идеально только при хорошем уходе и регулярном посещении стилиста.[/box]

Вновь обретает популярность интересная и оригинальная стрижка гаврош, которая подойдет любительницам коротких причесок. Гаврош, как и большинство французских стрижек, прост в укладке, но очень эффектен.

Простота стрижки позволяет ее использовать для волос любой густоты. Короткая французская стрижка – символ элегантности, женственности и многогранности.

Шарм и утонченность делают эту стрижку любимой уже долгое время. Она к лицу мягким, романтичным, но очень смелым девушкам.

Выполнение французской стрижки.

Эта стрижка подойдет для густых волос любой длины. А для ее выполнения понадобятся расческа, ножницы и раскладная бритва.

Французская стрижка настолько проста в исполнении, что по силам даже начинающему мастеру.

Для этого вида стрижки волосы коротко подстригаются по всей голове, затем область лба и височные области по бокам филируются, производится обрамление, а затылок остается более объемным. Стрижка висков и обрамление обычно выполняется бритвой.

В связи с тем, что французские стрижки производятся на влажные волосы, то не стоит сильно увлекаться в процессе подстригания, нужно обязательно помнить, что после высыхания они станут короче на сантиметр, а то и больше.

Способы укладки короткой французской стрижки.

Для стильных леди идеально подходит французская стрижка без укладки. Техника исполнения, доведенная до совершенства французскими стилистами, позволила стать этой стрижке мегауниверсальной. Она великолепна без укладки и делает женщину королевой при минимальном стайлинге.

Если на сухие волосы распределить гель или пенку и легко взъерошить руками, а затем сделать начес вперед, то получится милая и скромная укладка.

Если распределить волосы небольшими прядками с помощью фена и мягкой щетки, оттягивая сформировать «шапочку», то получится нежный и романтичный вариант укладки.

Если сделать глубокий боковой пробор, височные части причесать вперед к лицу, а челке сделать начес круглой щеткой и закрепить лаком, то получится дерзкий и креативный вариант укладки с густой челкой.

Французская стрижка выщип.

Интересная французская стрижка выщип и разнообразные укладки на ее основе покорили сердца модниц и их стилистов во всем мире. Эта прическа вновь на пике популярности, а объясняется это очень просто.

Изысканная манера подачи французского выщипа и элементарная техника исполнения позволяют создать креативный экзальтированный образ. Такая стрижка помогает каждой стильной леди стать более привлекательной, подчеркнув свою индивидуальность. А выполняется она очень легко.

Все волосы делятся на секции, а потом на отдельные прядки. С помощью самой обыкновенной раскладной бритвы мастер подрезает каждую прядь, создавая эффект рваных волос.

Эта стрижка отлично смотрится на средних и коротких волосах. Структура и длина волос особой роли не играют.

При помощи воска или геля моделируют стайлинг в нужном направлении, уложив и выделив все рваные прядки.

Благодаря хорошей укладке эта прическа уникальна на каждой женщине.

Мужские французские стрижки.

Мода и стилисты не обделили и мужчин французскими стрижками. В наше время все больше представителей сильного пола выбирает прически на средние волосы, поэтому изначально женские каре и гаврош стали теперь универсальными.

Сегодня можно встретить стильных молодых людей, у которых боковые и височные пяди коротко сострижены, а длина задних локонов либо слегка удлиняется, либо достаточно большая. Это небезызвестный гаврош.

А если у молодого человека коротко обрезана челка, а остальным волосам придана форма и они оставлены длинными – это каре. Иногда в этой прическе применяют методику выщипа.

Мужскую и женские короткие стрижки роднит элегантная небрежность в укладке, универсальность, возможность каждый раз по-новому уложить волосы в зависимости от случая. Эта стрижка подойдет романтичным мужчинам со средней длинной волос.

[box] Французская мужская стрижка выполняется на пальцах методом «лесенка». Укладывается с помощью геля или пенки пальцами, причем в прическе создается легкая романтическая небрежность.[/box]

Французские стрижки – изысканные прически для тонкого вкуса. Они отлично смотрятся и «идут» любой форме лица и любому типу волос. Каждый может подобрать себе французскую стрижку, которая подчеркнет его привлекательность и индивидуальность.

Читайте так же:  История окрашивания моих волос

Французская стрижка — особый шарм и элегантность — ВИДЕО

Французская стрижка – это особый шарм и необыкновенная элегантность. Простота ухода и укладки придадут вашему образу неподдельную легкость и неброское очарование

Мужские прически франция

Глава первая. Прически Франции

Общая характеристика

В первой половине XVII века Франция становится сильной, развитой страной, классическим образцом абсолютистской монархии. Король, наделенный неограниченной властью, при поддержке феодалов и дворян проводит политику укрепления абсолютизма. Министры Франции, благодаря своей внутренней и внешней политике, добиваются для страны международного авторитета.

В XVII веке Франция переживает также подъем культуры и искусства. В это время за ней закрепляется приоритет в области моды. Распространение моды происходило тогда весьма оригинальным способом. Рассылали восковых кукол, одетых по последней моде, в другие государства. Куклы получили имя греческой красавицы Пандоры. Существовали Большая и Малая Пандоры — для верхней и нижней одежды. Путешествие восковых фигур было событием, которому придавали очень большое значение. На это время между воюющими странами заключалось перемирие, прекращались военные действия.

В 1679 году начинает выходить иллюстрированный модный журнал «Меркур галант», в котором талантливые художники, граверы воспроизводили моды королевского двора. Журналы не создавали моду, они только популяризировали ее, давая рекомендации, какую одежду надо носить в данном сезоне. Пропагандистами моды были и художники, отражавшие в своих произведениях пышные костюмы и прически своего времени. Законодателем моды становится король, но зачастую в нее вносят дополнения и изменения его фавориты и особенно — часто менявшиеся капризные фаворитки.

Развитие моды на прически во Франции можно разделить на два больших периода: правление короля Людовика XIII (1601-1643) и правление короля Людовика XIV (1638-1715). Во второй половине XVI века недалеко от Парижа был сооружен дворцово-парковый ансамбль Версаль. В украшении его принимали участие художники, скульпторы, мастера прикладного и садового искусства, определившие моду на ткани, мебель, украшения и т. д. Это время моды стали называть модами Версаля, вернее, версальскими.

С 1618 по 1648 год Франция находилась в состоянии войны с Габсбургами. Эта война получила название Тридцатилетней. Мода мало изменилась по сравнению с концом XVI века. В центре внимания становится солдат. Его облик вносит изменения в костюм и прически. Немецкая мода «а-ля Валленштейн» распространилась по всем европейским странам, в том числе и во Франции.

Рис. 56

Основные виды и формы причесок. В начале XVII века продолжает ощущаться влияние испанских мод. Мужчины носили прически типа «Анри катр» в подражание Генриху IV. Бороды и усы являлись дополнением к этим прическам. В 1620-1630 годах силуэт меняется. Короткие волосы начинают отращивать, распространяется прическа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдельными локонами на плечи и спину. На удлинение причесок повлияло также изменение формы воротников. Отложные воротники позволили распустить длинные локоны по плечам (рис. 56). С этого времени аристократы и придворные носят только длинные волосы, короткая стрижка забыта. Вскоре появляются различные варианты «детской» прически (когда Людовик XIV был ребенком) — одним из них стала прическа придворного щеголя герцога Лотарингского Каденетта (рис. 57). Прическа представляла собой пряди естественных волос, подстриженных «лестницей». Разделенные на две равные части, они обрамляли лицо с двух сторон. На лбу выстригалась небольшая ровная челка. С левой стороны пряди заплетались в тонкую косичку, на конце она украшалась бантом и драгоценностями. Прическа «а-ля Каденетт» стала самой популярной среди придворных и дворянства, а также в армии, где просуществовала до XVIII века и вызвала волну подражаний. Одним из вариантов ее была прическа «комета», возможно, получившая такое название потому, что прядь волос с одной стороны была длиннее остальных и напоминала хвост кометы. Появились прически с «любовными» локонами — одним или двумя, завязанными на конце лентами непременно того цвета, который любила дама сердца. При этих лрическах носили в левом ухе серьгу с большой жемчужиной в виде капли.

Рис. 57

Прически низших слоев населения мало изменились по сравнению со средневековьем. Буржуа, мелкие ремесленники, горожане носили «пейзанские» прически, бороды и усы различной формы.

С 1624 года в моду входит пышный завитой парик. Первым обладателем такого парика считается французский аббат Ривера, обратившийся к парикмахерам в 1620 году с необычным заказом. Искусство парикмахеров позволило усовершенствовать громоздкие, неудобные волосяные изделия, какими были первые парики. Королевский лейб-медик Эрве нашел способ прикреплять волосы к маленьким шапочкам, обтянутым шелковой тонкой сеткой. Парики приобретают формы естественных причесок и прочно входят в жизнь всех слоев населения. Прически на париках постепенно изменились. Завивка осуществлялась горячим способом, при помощи пара, что было в то время большим новшеством. В большинстве случаев это были локоны, завитые и уложенные горизонтальными рядами, с плотной челкой надо лбом и глубоким продольным пробором (рис. 58). Бриды парика, расположенные на груди, часто перевязывались лентами «фавор» или на конце завязывались узлом.

Самой модной бородкой этого времени считается мушка — маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII. Отстраненный от дел властолюбивым кардиналом Ришелье, он занимался от скуки всякими пустяками. Однажды он собственноручно обрил всех офицеров своего полка, оставив им на подбородке маленький кустик волос. С этого времени такая «борода» стала называться «мушка» или «а-ля ройял» («по-королевски»). Эта мода сохранилась до 60-х годов. Бороды средней величины носило только духовенство, ученые, аптекари, врачи, старые люди.

По окончании Тридцатилетней войны облик мужчин начинает терять воинственность, приобретая черты инфантильности, женственности. При королевском дворе, обосновавшемся в Версале, создается штат квалифицированных художников по прическе- парикмахеров. С годами число их увеличивается с пятидесяти до нескольких сот. Парикмахерское дело во второй половине XVII века достигает расцвета. Искусство изготовления париков стало так совершенно и накладные шевелюры так великолепны, что во Францию посыпались заказы на изготовление париков от всех франтов Европы включая Россию. Парики стали предметом коммерции, экспорта. Прибыли от их реализации были весьма значительными. Парик алонжевый, то есть удлиненный (рис. 59), утвержденный как официальный парик при королевском дворе, стоил 1000 экю, цена белокурых париков из натуральных женских волос доходила до двух-трех тысяч экю. Придворные дамы должны были иметь несколько париков разного цвета — каштановый, черный, серый, русый, белокурый, белый. Парики носили также буржуа и ремесленники. По размерам они были значительно короче и меньше, прическа была скромнее, менее помпезной. Соответственно и цена была значительно меньше.

Парики делали из разных материалов — натуральных волос, волос и шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса. Если парики делались из темных волос, то их сильно запудривали. Больше всего для изготовления парика ценились женские косы светлых тонов, привозимые из Фландрии, Бретани. Был издан специальный королевский указ, запрещавший аристократам, за исключением королевской фамилии, использовать волосы светлого цвета для париков. Поэтому темные волосы осветляли, прибегая к помощи муки, пудры, каолина. Парик стал официальным головным убором высшего общества, несмотря на все неудобства, связанные с его ношением.

Рис. 58

Если в начале своего царствования король Людовик XIV, имея густые волосы, не очень придерживался моды на парики и даже запрещал появление наиболее громоздких, то позже, облысев, он издал указ о всеобщем ношении париков. Вначале молодого короля удовлетворял небольшой парик типа бинетт, состоящий из простых локонов, затем появились парики с прическами «грива», «пудель». Уже названия говорят о форме париков. Они представляли собой большое взбитое облако из локонов, окружающих лицо. Позднее, в 70-х годах XVII века, завивка меняется. Локоны укладываются в строгом порядке, горизонтально, размеры их увеличиваются, надо лбом взбивается кок или тупей. Королевский парикмахер Бинетт сделал такой парик королю из белокурых волос и назвал его «гранд инфолио».

В 80-х годах в прическе на парике стали делать пробор между тупеями, которые стали увеличиваться в высоту. В последнем десятилетии века бриды парика еще более удлинились. Цвет париков с возрастом короля менялся. Стали носить темные, разных оттенков. Бриды париков имели разную длину. Две передние, спадавшие на грудь, делались короче, а третья, которая располагалась на спине, была самой длинной — достигала талии. Завивка кольцеобразная, теряющая симметрию, укладка произвольная. Все парики имели фактически один силуэт. Различия были только в проборе.

Рис. 59

С 1700 года пробор стал явственным, разделяя теменную часть на две, на висках делались напуски, которые закрывали часть щеки. Этот парик стал напоминать высокую дамскую прическу, вошедшую в моду, и назывался «де ван а-ля Фонтанж» или «рогатый» из-за высоких тупеев по сторонам пробора. Иногда из-под парика выпускали естественные пряди волос, а чтобы они не очень отличались от парика, их подкрашивали. Челка завивалась в виде букли и должна была органично сочетаться с искусственными волосами парика. Возможно, к такому способу прибегали небогатые люди, так как подкрасить свои волосы было куда дешевле, чем приобрести новый парик, стоивший довольно дорого.

Рис. 60

Людовик XIV настолько привык появляться в парике, придававшем его внешности помпезный вид, что никогда в присутствии посторонних не снимал его. Распространение париков приводит к тому, что за каждым сословием была закреплена специальным указом определенная форма. Духовные лица, аббаты должны были пользоваться париком круглой формы и небольшого размера, получившим название «аббатский», служители закона, судейские, юристы — «испанским»; буржуа — небольшими париками с тремя бридами; военные — «бригадирским», который отличался от всех тем, что сзади завязывался бантом; сановники — париками больших размеров четырехугольной формы. Прибегали к различным ухищрениям, что бы не затрачивать большие суммы на парики, например использовали шапочки, пришивая к ним локоны.

Читайте так же:  Резинка на волосы для греческой прически

Рис. 61

Женщины некоторое время продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики. С 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным. В прическах, носимых ранее, оставался окрытым лоб; теперь появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков — «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт» («девчонка»). Боковые средней длины пряди завивались в пышные локоны («туф»). Появление этой прически приписывают королеве Марии Медичи, любившей носить подобные челки (рис. 60). Дамы носили «широкие» прически, пробора на голове не было. Боковые пряди туго завивали и при помощи каркаса плотно закрепляли около щек. В таких прическах затылочные пряди убирали в разнообразные пучки из кос, жгутов, имевших плоскую форму. Одновременно распространяются и прически с поперечным пробором, которые разделяли волосы на две части: лобная выстригалась короче, завивалась при помощи пара наподобие примитивной «шестимесячной» завивки; другая, теменная, укладывалась в небольшой конусообразный пучок, украшенный у основания лентами или нитями жемчуга. С боков свисали локоны. «Детский период» короля Людовика XIV отразился на женских прическах так же, как и на мужских. Невзирая на возраст, все дамы «помолодели». Они стали носить простые детские прически из завитых локончиков по всей голове, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы, называемые «аль анфан» («по-детски»). «Гарсетты» и «туф» перестают пользоваться успехом у дам. С распространением мужской прически типа «а-ля Каденетт» в дамских прическах тоже появляются отдельные «любовные» локоны. Эта пушистая завитая прядь получила название «мусташ» — «ус». Конец ее завязывался бантом. С середины века (1650-1660) форма прически меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Она представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная, легкая челка. Волосы затылка покрывались небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата.

Рис. 62

Завивка в прическах была различной, но в прическе типа «мадам Севинье» (рис. 61) предпочитали «английские» романтические локоны. «Буффоны» (смешные локоны) носили на шиньонах плоской формы в прическе типа «кульбит». В 1660 году в моду входит новая прическа — «Мария Манчини» (рис. 62), названная по имени знатной дамы, итальянки по происхождению. Она заключалась в том, что все волосы над ушами завивались в мелкие локончики, взбивались и укладывались двумя огромными полушариями наподобие розеток, прикрывавшими уши. Здесь был прямой пробор, а также один или два змеевидных локона, свободно спадавших на спину или плечи. В 70-х годах распространяется прическа, созданная парикмахером-женщиной Мартиной, названная «юрлю-берлю» (рис. 63), — она несколько напоминала по силуэту прическу типа «Мария Манчини». Различие состояло в том, что в прическе «юрлю-берлю» локоны завивались и укладывались четкими рядами, сужаясь к центру головы. Прическа была широкая за счет поддерживавших локоны ленточных петель. Возможно, она была менее распространена, чем остальные, так как очень редко встречается на портретах художников того времени. В 80-х годах появляется новая прическа, которая пользуется популярностью в течение последующих тридцати лет. Возникновению ее предшествовала чистая случайность и экстравагантный характер восемнадцатилетней мадемуазель Анжелики де Фонтанж. У нее во время королевской охоты ветер растрепал прическу. Находчивая красавица оторвала подвязку, украшенную драгоценностями, и завязала ею свои прекрасные белокурые волосы в пучок на макушке. Король похвалил импровизированную прическу, и все придворные дамы последовали примеру фаворитки. Но всеобщее признание прическа «фонтанж» (рис. 64) получила после смерти ее изобретательницы. Появилось множество вариантов этой прически, на различный манер. Прическа типа «фонтанж» представляла нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами и поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков-штопоров, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Герцог Сен-Симон Луи де Лувруа в своих мемуарах высмеял очередное увлечение дам как безумие, охватившее все слои женского населения. Он характеризовал прическу как высокое, многоэтажное каркасное сооружение из волос, проволоки, массы лент и кружев. Своей высотой прическа нарушала пропорции фигуры, увеличивая рост, — лицо было как бы в середине.

Рис. 63

Со временем размеры этой прически уменьшились. Она стала ниже и компактнее, получив название «удобная». Так как локоны не могли удержаться на определенной высоте, то применяли проволочные каркасы или украшения. Прическа распространилась по всей Европе и даже в России.

Часто путают прическу «фонтанж» с чепчиком того же названия. В чепчике волосы завивались в мелкие локоны и укладывались на туго накрахмаленные кружева или плотно поэтажно. Фантазия модисток в расположении рюшей, полосок газа, кружев и изобретательность парикмахеров в прикреплении к остову прически завитых локонов способствовали появлению более сотни вариантов прически «фонтанж», со всевозможными курьезными названиями, которые в большинстве случаев абсолютно не соответствовали ни форме, ни названию. Волосы украшались цветами и пудрились. В 1680 году самой модной считалась прическа типа «палисадник». Скорее, это был головной убор из массы постижей и лент (рис. 65).

Рис. 64

Для более длительного сохранения причесок парикмахеры использовали растопленный бараний жир, яичные белки, всевозможные ароматические помады и масла. Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы. Это дало возможность иногда использовать искусственные пряди, заранее пришиваемые к чепцам, наколкам, токам. Кроме перечисленных причесок носили самые разнообразные их варианты, но силуэт оставался неизменным — локоны в виде завитой бахромы над ушами, остальные волосы собраны в тугие пучки наподобие «баранок» или «корзинок».

В последние годы царствования короля Людовика XIV стали носить строгие, гладкие прически, расчесанные на прямой пробор, с пучками на затылке. Эту прическу ввела в моду мадам Ментенон, славившаяся своей набожностью. Прическа получила название «смирение». Иногда аристократки отстригали короткие пряди надо лбом, завивая их в крохотные «рожки», укладывая кокетливо с каждой стороны лба, над бровями. Женщины низших сословий носили прически из завитых волос, повторяя силуэты причесок аристократок, только менее декорированные, выполненные менее затейливо. Наиболее распространенными были силуэты причесок «смирение» и «фонтанж». Простые горожанки носили чепцы, капюшоны.

Головные уборы, украшения, косметика

Головные уборы в XVII веке не отличались разнообразием. Мужчины начиная с 20-х годов носили фетровую шляпу с круглым дном и широкими полями. С левой стороны край полей приподнимался. Тулью обвивало страусовое перо или цветная лента. Модной была маленькая шапочка с низкой тульей. Знатные аристократы в торжественных случаях надевали низкую шляпу из меха бобра. Эта шляпа, обвитая длинным пером, надевалась набекрень и была названа «шляпой Людовика XIII». Буржуазия носила шляпы специальной формы: высокая тулья напоминала усеченный конус, поля были узкие; украшали ее красной лентой. Были шляпы с неровными полями, раздвоенные в середине так, что края полей надо лбом загибались вверх, образуя острый угол. Вся шляпа имела форму треугольника, возможно, поэтому она получила название «треуголки». Тулья ее обычно закрывалась перьями. Крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, буржуа носили суконные колпаки, шапки.

Женщины, подражая мужчинам, также носили фетровые шляпы с большими полями, украшенные перьями.

В 50-60-е годы входят в моду кружевные наколки и косынки, которыми покрывали прически. Дамы в возрасте носили темные капоры с пелериной, чепцы бонне, небольшие кокетливые чепчики с рюшками типа корнетт. Для улицы использовали капюшоны — они надевались отдельно от верхнего платья и имели гофрированные ряды рюшей или кружев, обрамлявших лицо дамы как бы изящной рамой. Надевали шарфы из прозрачной материи. Простые горожанки носили шапочку-шаперон, покрывала, платки из ткани. Вдовы надевали чепцы из драпа, велюра, которые поддерживались проволочным каркасом. Иногда дамы накидывали на голову платок из тонкой ткани или кружево, целиком закрывая лицо. Носили чепцы из тонкого полотна (см. рис. 65).

Украшения. Увлечение драгоценностями при королевском дворе заставляет ювелиров изобретать все новые и новые украшения для причесок и костюма. Впервые появляются бриллианты, которыми дамы и кавалеры украшают воротники, прически, шляпы и костюмы. Часто головные уборы прикрепляют к парикам или прическам длинными головными булавками с алмазными навершиями, гребнями с жемчугом. Знатные кавалеры носили в левом ухе маленькую бриллиантовую серьгу.

Косметика. В 1644 году появилось специальное руководство, где были советы и рецепты по уходу за лицом и волосами. Но несмотря на это, личная гигиена не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. В них едва помещался маленький стол, зеркало, таз с кувшином. Умывались не каждый день, а помады, которые наносились на лицо, к концу недели образовывали толстый слой. Женщины, девушки и даже мужчины румянились и подкрашивали губы.

Рис. 65

Белила употребляли не только для лица, но и для рук, шеи, груди, спины. Белая кожа считалась признаком аристократизма, поэтому применялись специальные эссенции, предохранявшие кожу от загара. Чтобы подчеркнуть белизну кожи, стали наклеивать мушки. Появление первой мушки приписывают одному из фаворитов короля, который заклеил пластырем порез на лице. Сначала мушки были круглой формы, вырезанные из черного бархата, муара или тафты. Со временем форма их заметно усложнилась. Мушка увеличилась в размерах, стали вырезать целые фигурки- животных, птиц, растений, цветов.

Для мушек имели при себе специальные «мушечницы» — небольшие коробочки из золота, инкрустированные слоновой костью, перламутром, дорогими породами дерева. Мушки наклеивали на лицо, грудь; существовал «язык любви», на котором объяснялись влюбленные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: