Франция 16 век прически - Aromelle.ru

Франция 16 век прически

Причёски 16-19 веков

Прически в 16-17 веках

В первой половине 16 века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. В конце 16 века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчин коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда носили парики.

В 17 веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко , наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В начале 17 века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Женская прическа в течение второй половины 17 века менялась бессчетное количество раз. Из кратковременных мод можно выделить несколько типов причесок. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи. С 70-годов прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что иногда прическа возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, так называемый узел смирения.

С 90-х годов в моду вошла прическа фантанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для твердости смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, украшенного сложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.

Прически в 18-19 веках

В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо – декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Мужские прически рококо были небольшими по объему. Волосы завивались в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.

Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрились. В 70-х годах 18 века прически становятся особенно сложными. На изготовление модной прически – куафюры уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года принесла с собой новые течения, которые отразились и на прическах .Вдохновленные идеями Свободы, Равенства, Братства, идеологи Французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина 18 векаэто период классицизма как ведущего стилевого направления. У мужчин волосы коротко острижены и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы перестали пудрить и завивали в локоны.

С приходом к власти Наполеона 1 появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, но теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные линии греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны, а лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полозки волос, называемые фаворитом , У женщин прически менялись очень часто, Носили и греческий узел, и прически из различных комбинаций локонов. После свержения Наполеона в искусстве 20-30 –х годов рождается новое стилевое направление – романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название – бидермайер . Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-годов. Во Франции почти идентичный стиль носил название стиля ЛУИ ФИЛИППА .

Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимали их надо лбом в виде кока.

В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные волосы, расчесанные на косой пробор, часто завитые в локоны. В 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы. К концу века волосы стали коротко стричь.

Женские прически 30-х годов представляли собой целое произведение искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. В 40-е годы новым кумиром высшего света стала светская львица модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку. В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков, а на плечи и спину спускали длинные локоны.

В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных спущенных на спину локонов, а над висками обычно зачесывали высоко вверх.

Прически и кинематограф

С изобретением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь фильмов Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Любови Орловой, Ларисы Ладыниной.

В50-60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически конный хвост и Бабетта.

В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической. Художники –модельеры облагородили стиль панков создав стрижки еж , каскад .

Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают новые теплые естественные цвета волоскаштановый, рыжий, коричневый и блондин. Новинка этого периода жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.

Используют даже такой эффект для торжественных случаев – на концы волос наносят золотую или серебряную краску , которая легко смывается водой. В это время для мужских причесок характерен спортивно-элегантный стиль. На висках и затылке волосы стригутся очень коротко, весь оъем волос сосредоточен в верхней части головы. Намечается тенденция в моде для мужчинпоявление небольших бакенбардов и бороды.

В конце 80-х начале 90-х годов продолжает быть модной прическа из длинных и коротких волос. Входят в моду строгие прямые челки и легкие челки в виде бахромы вертикально стоящие пряди волос. На затылке волосы укладываются пучком, применяя декоративные украшения, или оставляют свободно лежать. Очень модны длинные височные пряди волос прямые, вьющиеся и так далее, а так же короткие стрижки типа ложное каре шапочка и типа бахрома шапочка .

Франция 16 век прически

В XVI веке по всей Западной Европе продолжает утверждаться абсолютная монархия. Этот процесс происходит и в значительно окрепшей экономически Франции. С развитием мануфактур появляются новые классы — буржуазия и наемные рабочие.

Рис. 47

Географические открытия способствовали процветанию торговли с другими странами, налаживанию товарооборота между отдаленными районами самой Франции. Под воздействием итальянского Возрождения, проникшего во Францию в конце XV века, исчезают остатки средневековья. Во всем чувствуется влияние античности. Двор французского короля становится самым пышным в Европе. Вкусы окружающих приспосабливались к королевским. Несмотря на репутацию сильнейшей державы, Франция терпит поражение в войне с Испанией. В связи с этим она на некоторое время попадает под влияние и зависимость от испанского владычества. Но это не отразилось на французской культуре и искусстве. Пожалуй, больше всего испанское влияние сказалось в моде, особенно в высших, придворных кругах. Портреты короля, знатных дворян дают полное представление о том, как понимали красоту. Мужчины — дородные, плотные, сильные, с умными красивыми лицами. Женщины — со спокойным выражением глаз, мягкие, женственные.

Читайте так же:  Смывать ли чай с волос

Рис. 48

Основные виды и формы причесок. В первой половине XVI века мужские прически целиком повторяли силуэты испанских- волосы, зачесанные назад или подстриженные «лестничками» и подвитые надо лбом в крупные локоны. С 20-х годов XVI века прическа становится короче. Причиной этому было ранение в голову короля Франциска I во время игры в снежки. По совету медиков волосы пришлось коротко остричь — так родилась новая прическа типа «ежика», которую быстро скопировали придворные. Увлечение высокими испанскими воротниками также способствовало распространению коротких причесок. Король Генрих III был известным щеголем — ему приписывают появление разнообразных причесок из завитых волос. Он собственноручно завивал волосы себе и королеве. Так прически несколько видоизменились. Пряди надо лбом стали отращивать длинные и завивать в кольцеобразные локоны. С приходом к власти короля Генриха IV, слывшего также большим франтом,, распространяется мода на прически, сочетавшие короткую стрижку с завивкой. Она получила название «Генрих IV» или «Анри катр».

Существенной деталью этой прически были два или один «любовных» локона, которые были длиннее остальной массы волос и спускались на воротник с правой стороны. Входит в моду прическа «под болонку», с круто завитыми мелкими локонами.

С 50-х годов волосы в прическах стали носить разной длины, но надо лбом взъерошивали частым гребнем.

Пожилые дворяне носили прически с полудлинными завитыми волосами, зачесанными за уши, откинутыми со лба. К концу века распространяется мода на седину, введенная Генрихом IV. С 1594 года эта мода становится всеобщей. Для придания волосам иллюзии седины волосы пудрили мукой или пудрой. Дополнением причесок, которые с 1560 года еще более укоротились, были небольшие остроконечные бородки, получившие, так же как и прически, название «Генрих IV» («Анри катр»). Усы завивались так, чтобы концы воинственно, «метелками» торчали в разные стороны (рис. 47). Буржуа, ремесленники носили «пейзанские» прически, с бородами и усами; духовенство — прическу с выбритой макушкой — тонзурой.

Женские прически первой половины XVI века имели два основных силуэта. С распространением испанской моды прически стали делать высокими, с каркасными валиками надо лбом (рис. 48). Валики укладывались ровными объемными рядами один над другим (рис. 49). Иногда валики расширялись в середине. Часто такие прически сочетали разные виды завивки — мелкие локоны, крупные трубчатые локоны. Они располагались на висках. Другим видом прически была «кеглеобразная» с каркасами внутри. Прическа делалась на каркасе из железной или медной проволоки. Завитые локоны маскировали высокий каркас, полностью скрывая его, но повторяя его форму. Со временем форма каркаса стала изменяться — появились прически в форме «груши», «яблока», «летучей мыши». Во Францию проникли итальянские прически — с гладко причесанными волосами и прямым пробором, на макушке маленькая мягкая шапочка. Такую прическу мы можем видеть на портрете Джованни Бальтрафио «Прекрасная Ферроньера».

Рис. 49

В середине XVI века широко стали применять парики разного цвета. Был моден темный цвет, поэтому волосы посыпали темной, пудрой. В торжественных случаях прически посыпали толченым мускатом, серебряной фольгой. Особенно украшали прически типа «башни» («ля тур») — их ввела в моду королева Маргарита Наваррская. Прическа была сделана на каркасе, волосы завивались и покрывались таким количеством драгоценностей, что их почти не было видно (рис. 50). Прическа с мелкозавитыми локонами, «под болонку» вышла из моды — ее сменили высокие. Названий причесок этого времени много, но они произвольные (рис. 50а). Во времена правления королевы Марии Медичи все придворные дамы носили прическу, называвшуюся ракета. Все волосы завивались и приподнимались вверх конусом. Отдельные пряди заплетались в плоские косички и располагались крестообразно. Эта прическа была очень модной при дворе, и слово «ракета» в это время обозначало только упомянутую прическу. (Слово «ракета» итальянского происхождения, лишь несколько столетий спустя это слово приобрело новое значение — летательный аппарат.)

Рис. 50

Головные уборы, украшения, косметика

Костюм, так же как и прическа, в XV-XVI веках носит следы итальянской и испанской мод. Французские короли диктовали моду, которой раболепно подражали все придворные. Обладая красивой внешностью, короли Франциск I, а позднее Генрих IV старались сделать свои костюмы изысканными, роскошными-преобладали светлые тона, в моде были вышивки.

Женские костюмы, так же как и мужские, испытывали испанское влияние. Характерной чертой всех костюмов было резкое сочетание цветов.

С распространением испанских мод самым популярным головным убором становится ток (рис. 51). Он украшался страусовыми перьями, пряжками, драгоценными камнями у тульи, маскируя концы перьев. Особенно любили украшать шляпы длинным страусовым пером, получившим название «лисий хвост». Модники носили шляпы с большими полями — сомбреро. Распространены были среди буржуа и ремесленников и низкие шляпы — фуражки, козырек которых был выдвинут полумесяцем вперед. Мода на шляпы все время варьировалась. То они получали конусообразную форму, напоминавшую сахарную голову, то увеличивались в ширину, напоминая тарелку, то раздувались. Любимым головным убором оставался барет разных форм, красиво украшенный. Он вытеснил распространившийся в это время флорентийский ток. Разновидностью тока стала шляпа с высокой заостренной тульей и маленькими полями. В 40-х годах появилась новая форма барета. Она была не очень широкая, с узкими, загнутыми вниз полями. Эта форма стала общепринятой. Головные уборы было принято украшать золотыми блестками, дорогими безделушками. Бареты, украшенные перьями, были привилегией фаворитов. Низшие слои населения носили шляпы и шапки из простых материалов, а также фуражки, колпаки.

Рис. 50а

Женщины из-за высоких причесок носили головные уборы редко. Во время моды на прическу «под болонку» вошел в употребление испанский ток, который носили вплоть до появления высоких причесок. Сложная укладка волос повлияла на изменение форм головных уборов. Это были преимущественно маленькие, изящные шапочки, покрывавшие теменной пучок и спускавшиеся острым мысом на лоб (рис. 51а). Вариантов этих шапочек было бесчисленное множество. Женщины носили чепцы с длинными вуалями. Молодые женщины носили широкие, низкие шляпы разных форм. Они были разноцветные и делались из разных материалов, богато украшались перьями и всевозможными драгоценностями. Надевали капюшоны с короткой пелериной, а также сетки — под шляпы. Вошли в моду и широко распространились страусовые перья. Модным в то время был черный цвет, и большинство головных уборов делалось из тканей черного цвета. К головным уборам прибавился оригинальный беарн, изобретенный Маргаритой Наваррской. Он состоял из тонкого ровного обруча с прикрепленной к нему сзади вуалью и большим пучком перьев сбоку. Благородные дамы носили шаперон — маленькую красную шапочку с острым концом. Эти шапочки были бархатными, парчовыми, шелковыми. Женщины низших и средних сословий носили головные уборы из сукна. Но жены и дочери разбогатевших буржуа и ремесленников отделывали головные уборы так богато, что цена каждого могла превосходить цену целого наряда. Начали входить в моду высокие тюрбаны.

Рис. 51

Украшений носили так много, что королям приходилось издавать указы, в которых запрещались те или иные виды украшений. Ослушавшиеся подвергались штрафам. Но несмотря на это, мужчины и женщины носили массивные золотые шейные цепи, ожерелья, серьги из драгоценных камней, иногда достигавших размера грецкого ореха, броши и кольца искусной работы, расшитые пояса и длинные шнурки из переплетенных золотых и серебряных нитей. Модными считались длинные жемчужные бусы, двойным рядом обвивавшие шею. Носили черные маски и полумаски из черного бархата, а также перчатки и веера, расшитые узорами. Появились лорнеты, висячие зеркальца, часы, прикрепленные на концах шнурков. В виде украшения иногда надевали совсем немыслимые вещи. Широко распространилась мода носить на шейных цепочках медальоны с девизами, крохотные флакончики с духами, ароматическими маслами. В знак траура женщины украшали свою одежду эмблемами черепов и слез, которые укреплялись также на браслетах и ожерельях и даже на головных уборах.

Рис. 51а

БИБЛИОТЕЧКА ЖУРНАЛОВ МОД

ИСТОРИЯ МОДЫ

Мода ДРЕВНЕГО МИРА

Мода первобытного человека

Древний Египет

Вавилон и Ассирия

Древняя Персия

Мода Древнего Израиля

Крито-Минойская одежда

Скифы и население Малой Азии.

Мода Древней Греции

Одежда этрусков

Одежда Древнего Рима

Мода СРЕДНИХ ВЕКОВ

Одежда Византии

Одежда Германцев

Одежда Галлов

Одежда норманнов

Одежда раннего Средневековья 800-1100 гг

Одежда в романский период XI-XIII вв.

Одежда в готический период XII-XV

Мода ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Одежда итальянского Возрождения XV-XVI вв

Одежда Франции в эпоху Возрождения

Испанская мода эпохи Возрождения

Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) XVI в

Одежда Англии в эпоху Реформации

Мода НОВОГО ВРЕМЕНИ

Одежда XVII века

Энциклопедия моды

Журнал BURDA MODEN

Журнал BURDA MODEN: история издательского дома

Одежда Франции в эпоху Возрождения

18.08.2009 15:24 Рейтинг: 4

В начале XVI века Франция находится под влиянием итальянской моды, мпортируя оттуда многие предметы роскоши, но вскоре, построив свои мануфактуры в Лионе и других областях, она приобретает независимость от моды Италии.

В течение XVI столетия во Франции продолжается процесс становления и укрепления абсолютизма. Окрепшая экономически, Франция этого времени становится одной из сильнейших европейских держав. Однако неудачные войны с Испанией на некоторый период ставят Францию в зависимое от нее положение.

Читайте так же:  Как нарисовать заколку для волос

Франция ревностно следовала испанским образцам уже с последних лет правления Франциска I (ок. 1540 г.), однако, сумела, при полной зависимости в основных формах, превзойти заимствованный образец: французы тоже носили трико и сверху штаны с буфами, куртку с набивкой на груди и плечах и зауженной талией, но они еще и прикрепляли к ней изнутри жесткую подушку в форме «гусиного живота», как в насмешку называли эту одежду. Они носили короткий плащ, широкие брыжи, короткие волосы и маленькую бородку «анрикатр», получившую название в честь Генриха IV (который, кстати, такой не носил никогда: наоборот, у него была короткая, ровно подрезанная окладистая борода).

Француженки тоже довели испанские мотивы до крайности. Прежде всего, появился большой кринолин, которому придали сначала изогнутую форму колокола, а затем жесткую бочкообразную. Этот «испанский» кринолин, более поздние разновидности которого можно увидеть на портретах испанских принцесс работы Веласкеса (ок. 1658 г.), сами французы окрестили особым именем — «vertugalle»(«галльская добродетель»). Особенно поражает «редакция» новой моды, которая принадлежала французскому королю Генриху III. Это был изнеженный властитель, постоянно изобретавший что-нибудь новое в отношении своего туалета. Известно, что он мастерски владел искусством накрахмаливать брыжи, был парикмахером своей супруги, одевался амазонкой и окружал себя фаворитами с сомнительной репутацией, которым придумывал костюмы и предписывал каждому иметь гардероб не менее чем из 30 предметов; известно также, что он укладывался спать в маске (чтобы сохранить цвет лица) и в перчатках. Самым большим отступлением от собственно испанской моды были светлые пастельные цвета, которые французский король ввел при дворе. Его любимцы, «миньоны», носили преимущественно бледно-зеленую и розовую одежду.

Но даже сильное испанское влияние не могло беспрекословно подчинить себе французскую культуру. Уже с конца XV века во Францию постепенно проникают гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы итальянского Возрождения. Под их воздействием постепенно отступает готика, на литературу и искусство, особенно на архитектуру, большое влияние оказывает античное искусство.

При дворе короля Франциска I работают приглашенные из Италии знаменитые художники — Бенвенуто Челлини, Леонардо да Винчи и другие.

Во французском костюме XVI века проявлялись самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации и более светский, чем в Испании, характер одежды. Французский костюм никогда не был таким скованным, застывшим, как испанский, в него всегда вносилась некоторая мягкость, легкость. Одежда француза была более яркой, светлой, радостной.

Существует анекдот того времени о ренессансном художнике, который написал портрет итальянца в одежде, сшитой по итальянской моде, испанца — в платье, которое носили при габсбургском дворе, и немца, одетого по немецкой моде. Когда же он получил заказ написать портрет француза, то решил изобразить его нагим, т. к. боялся, что у него будет совсем костюм, который в скором времени выйдет из моды, и портрет устареет. Поэтому он нарисовал его с куском материи и двумя парами ножниц.

Во Франции в XVI веке зарождается новый центр по производству шелковых тканей, который в XVII—XIX вв. стал крупнейшим в Европе. В 1531 г. король Франции Франциск своим указом освободил ткачей Лиона от налогов и разрешил итальянским ткачам владеть имуществом и заниматься своим ремеслом во Франции. В начале XVII в. лионец Клод Дангон изобрел ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткани со сложными многоцветными узорами.Он получил от Генриха IV льготные права и основал в Лионе мануфактуру. Ткани, производимые на его мануфактуре, уже не являются подражанием итальянским образцам и постепенно вытесняют привозные ткани с французского рынка. Это были атласы с мелким растительным узором со светотеневой разработкой, затканные золотыми и серебряными нитями. В Лионе выпускали обивочные штофы, брокатель, рытый бархат. Лионские ткани были очень высокого качества, что было обусловлено высокой квалификацией ткачей, регламентацией и контролем над производством. Чтобы получить звание мастера, нужно было пять лет проработать подмастерьем и два года помощником мастера. Лионские шелковые ткани до сих пор славятся своим качеством (Дома высокой моды заказывают специально ткани для коллекций «от кутюр» именно в Лионе).

МУЖСКОЙ КОСТЮМ ФРАНЦИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В XVI веке в моде были тяжелые ткани — бархат, парча, шелк, сукно. Мужские костюмы, сшитые из этих дорогих тканей, украшались золотыми и серебряными вышивками, иногда расшивались мелким жемчугом. Каждый светский человек согласно этикету должен был иметь не менее 30 костюмов — по числу дней в месяце — и менять их ежедневно. Недаром в этот период возникла пословица: «Дворянство носит свои доходы на плечах».

В моде были белые вышитые рубашки, распашной камзол, трико и короткие шарообразные панталоны бричес, которые, в отличие от испанских, были мягкими. Верхняя одежда — распашной кафтан — согласно французской моде туго стягивалась на талии поясом. К середине века в моду входят короткие плащи, часто с отложным воротником. Модная прическа — короткая стрижка — дополнялась небольшой бородкой и усами. Головным убором служили так называемые «французские» береты, имевшие широкие жесткие поля, поверх которых лежало белое страусовое перо. В моду вошли также испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями.

Мужчины в начале века имели в гардеробе немногочисленные формы одежд. Пурпуэн с большим вырезом на груди и украшенной драгоценностями рубашкой, заполняющей вырез, высокие шелковые или шерстяные чулки и широкие тупоносые туфли — «медвежья лапа» с прорезями и вышивкой. Обувь сделана из мягкой кожи или бархата, с округлым носком (к середине века его стали делать квадратным). Расшивалась она так же, как и одежда, украшалась розетками. Высокие башмаки были выше щиколотки и крепились кожаными ремнями.

Короткие штаны «о де шосс» разрешили проблемы отделения их от чулок, и украшение штанов становится особой областью портновского искусства. Верхняя одежда представляла собой разновидности гупелянда, который стал меньше, скромнее в размерах и получил название шамарр — открытый спереди, подбитый мехом с большими рукавами, свободно висевшими вдоль пол. Можно именовать такой плащ таппертом, дабы не умножать иностранных терминов. Более простой вид тапперта — без пояса, с разрезами по бокам — именовался во французском языке «казак», это название вошло и в русскую терминологию. Пурпуэн и шарообразные штаны с разрезами дополняли мужской наряд.

Далее смена форм пойдет быстрее, причем силуэт мужского костюма будет тяготеть к женскому, появятся обтянутые, глухие, до колен штаны с широкими бедрами, маленькие токи на голове, валики на плечах пурпуэн, а фреза, броши и серьги в ушах дополнят арсенал женственных атрибутов.

Необходимой принадлежностью костюма были шнурки и ленты с металлическими наконечниками, которые связывали и скрепляли отдельные части костюма, так как уже в XV веке церковь ополчилась против разрезов на костюме, называя их «дверями в ад». Но от этого их количество только увеличилось.

К концу века производство тонких шелковых чулок дало возможность обтянуть целиком всю ногу. «Женственность» мужского облика довершилась созданием туфель, где носок был целиком закрыт огромной кружевной розеткой.

В костюмах ремесленников и крестьян идея стиля сохраняла принципиальные габариты одежды, но грубые ткани упрощали ее вид, и уничтожали сходство с одеждой аристократии, которое на самом деле существовало.

С середины XVI века модный костюм стал больше походить на испанский. Пример такому подражанию подавал новый французский король Генрих II, носивший черные испанские костюмы. Камзол превратился в короткий колет с откидными рукавами. Фреза и манжеты стали шире. Вместо накидных одежд стали носить короткий подбитый мехом плащик со стоячим воротником.

В третьей четверти столетия французская мода отходит от испанского влияния и создает свои собственные, весьма экстравагантные формы. Колет почти утратил полы, но приобрел спереди мыс, напоминавший по форме лиф женского платья. Пышные рукава были простеганы и имели манжеты. На трико надевали поколенные узкие штаны — кюлоты, сверх которых носили буфоны, превратившиеся в валики у бедер. Костюмы были исключительно светлых тонов: розовые, голубые и т. д. Мужчины носили крошечную бородку и усики, красили и завивали волосы, обильно румянились, душились, носили серьги в ушах и ток из перьев на голове.

Фреза сделалась такой огромной, что справедливо стала называться «мельничным жерновом». Считается, что эти огромные воротники послужили причиной изобретения вилки, которая вошла в обиход с конца XVI века. В это время впервые во Франции появились полумаски, которыми при выходе на улицу прикрывали лицо.

К концу XVI и началу XVII века мужской костюм во Франции претерпел еще одно изменение: стал строже, проще. Строгости костюма способствовал последний король XVI столетия Генрих IV. Он издал указ об ограничении роскоши и пестроты в костюмах, но только для дворян. По мнению короля, дворяне должны были носить темные, но дорогие и изысканные одежды. Колет сделался свободнее, к нему надевалась не только фреза, но и появившийся в это время отложной воротничок. Панталоны удлинились до колен и приобрели мягкую сборчатую форму. Обувь — туфли с розеткой на носке — получила каблук. Плащи стали длинными и часто надевались лишь на одно плечо.

Читайте так же:  Прибор для завивки волос инстайлер

Прическа тоже сильно изменилась: в моду вошли длинные, гладко зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

Модным головным убором считалась шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми перьями. Во второй половине XVI века окончательно складывается тип траурной одежды: траурным цветом становится только черный (раньше траурная одежда могла быть фиолетовой, серой или коричневой).

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ФРАНЦИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Женские моды меньше, чем мужские, поддавались испанскому влиянию. Лишь ради приличия надевали в парадных случаях «испанские» платья. Эти тяжелые и неудобные одежды француженки старались изменить согласно своему вкусу: оставляли шею открытой, верхнее платье делали распашным, богаче отделывали его.

Надо сказать, что французский женский костюм развивался вначале под влиянием моды Италии, а только затем Испании. Однако во Франции понимание женской красоты было иное. Пышность полнотелых итальянок, худощавость и чопорность испанок одинаково не удовлетворяют изысканный вкус француженок. Используя жесткую форму каркасного костюма пирамидального силуэта, они создают свои пропорции и цветовое решение. Форма вертюгадена стала не воронкообразной, как в Испании, а барабанной, цилиндрической, юбки в отличие от испанских пышно драпировались. Длина юбки была короче испанской — до косточки ноги. Декольте сохранило типичную для Ренессанса форму широкого и глубокого выреза, который оформлялся вставкой и жестким веерообразным кружевным воротником

В первой половине XVI века модный силуэт напоминал ту же конусообразную форму, что и испанский. Оба платья — и нижнее и верхнее — натягивались на каркас, имели очень узкий лиф с острым мысом и вырез каре. Иногда этот вырез закрывали вставкой — шемизеткой. Рукава, узкие у плеча, сильно расширялись книзу и часто имели меховые манжеты. Из-под верхних рукавов были видны узкие рукава нижнего платья.

Изящество женского костюма, ставшее национальной чертой народа, сказалось и в придворном костюме, и в народном. Уже известные формы приобрели отточенную грацию, а интерес к отработке деталей костюма получил свойства высокого профессионализма. Узкий, как панцирь, лиф; рукав у плеча образует буф, а затем становится узким; квадратный вырез горловины закрыт сеткой, и тонкая шея закована в футляр воротника, оканчивающегося маленькой фрезой.

Платья вельмож обильно украшались жемчугом и накладками из вышитой тесьмы с металлическими украшениями. Прямая несгибающаяся юбка из толстой простеганной ткани или парчи могла быть глухой, но чаще имела спереди разрез, сквозь который была видна нижняя юбка из другой, как правило, более драгоценной ткани. Часто обе юбки отделывались вышивкой или нашивками из другой ткани. Ожерелья, жемчуг, драгоценные медальоны и кресты украшали шею. Пальцы рук унизывались тяжелыми перстнями, и все это довершалось поясом, отделанным драгоценностями. Конец его свисал и также заканчивался ювелирным украшением. Спереди у пояса привешивались четки, зеркальца, веер, несессер.

Женщины кутались в плащ с откидывающимся назад капюшоном (шторкой) из черного бархата, вышитого и отделанного полосками красного и белого бархата. Под него надевался белый или золотой капюшон с отделкой белым рюшем. Ношение капюшонов вызвало появление шпилек для прикалывания головного убора. Дамы носили также пелеринки и мантии, сделанные из дорогих тканей; их закалывали у шеи пряжками, брошками и завязывали тесьмой со свешивающимися кистями.

В последней четверти XVI столетия появилась верхняя одежда марлотт — прямое платье с короткими рукавами, надевающееся на платье-роб и ниспадавшее с плеча колоколообразной формой. Марлотт являлся парадной одеждой, делался из негнущихся тканей и украшался металлическими накладками, тесьмой, вышивкой. В таком туалете изображена Екатерина Медичи, мать Карла IX.

В XV и XVI веках была известна более мягкая форма — догалии — приталенная верхняя одежда с широкими, отороченными мехом рукавами из гладкой или с крупным узором ткани.

Женщины не могли показываться на люди с непокрытыми волосами. Высокие токи и плоские чепцы украшали головки с высоко прибранными волосами. Головы вдов закрывал специальной формы чепец, заканчивающийся вуалью. Девушки пользовались свободой и блистали красотой волос и причесок. Появление жестких чепцов и стоячих воротников (в нашем театральном обиходе их называют «стюарт») увеличило многообразие деталей костюма.

В середине XVI века испанские формы костюма значительно повлияли на линию корсажа и на фрезу — воротник, довольно сильно увеличившийся в размере. особенно это влияние сказалось в жестких формах юбок. При Карле IX вошел в моду округлый валик, надеваемый на талию и приподнимающий юбку, так называемые французские фижмы, для которых делались специальные фижменные стулья. При этом увеличился объем и так уж большого окорокообразного рукава. А жесткий корсаж на китовом усе с железом, сковывающий грудную клетку, вызвал у Монтеня справедливое замечание: «Чтобы сделать фигуру подлинно испанской, на какой только ад не готовы женщины».

В конце века француженки натягивали платья на фижмы в виде колеса или барабана. Такие формы юбок, как это можно проследить на всем протяжении истории костюма, появлялись во времена особенной распущенности нравов, так как отменно маскировали беременность.

Лиф платья стал еще уже. Чтобы создать впечатление чрезвычайно тонкой талии, спереди мыс лифа продлевали на юбку, что, однако, зрительно сильно укорачивало ноги. Рукава по форме остались прежними, но часто разрезались на долевые полосы, которые скреплялись пряжками. Декольте лифа было округлым и очень глубоким — его приходилось прикрывать. Сильно изменились воротники: вместо фрезы в моду вошел стоячий на каркасе воротник, иногда поднимавшийся выше головы. Форма воротников была разной: округлая «французская» и двойная, исходившая из Англии.

Траур в женском костюме сложился также в это время. Он представлял собой сочетание черного платья с белой вуалью. После смерти мужа Екатерина Медичи до конца своих дней в знак траура носила чёрные одежды. Она первой стала носить траур чёрного цвета. До этого в средневековой Франции траур был белым.

Прическа была двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Прическа имела вид двух полукруглых валиков, уложенных над лбом, и обычно была украшена бусами или небольшим, выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. Иногда дамы носили парики и полумаски, что считалось правилом приличия.

В моде были складные веера, перчатки, украшенные вышивкой и камнями, поясные кошельки, поясные зеркальца в оправе, часы в виде луковицы и подвешенные на цепочку к поясу шкурки, игравшие роль «блохоловок». Считалось, что все имевшиеся в пышных платьях блохи должны собираться именно здесь. Иногда «блохоловка» имела вид изящной драгоценной коробочки с небольшим отверстием. В коробочку капали мед, и блохи, привлеченные запахом меда, забирались в нее, а выпрыгнуть обратно не могли.

Обувь стали делать с небольшим каблуком, хотя по-прежнему носили «итальянские» туфли на высокой подошве. Костюм дополнялся вошедшим в моду (из Италии) носовым платком, отделанным тончайшими кружевами. Из головных уборов в моде был берет. Характерными украшениями являлись жемчужные бусы и длинные декоративные пояса. В употреблении были косметические средства: румяна, белила, духи.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Одежда французских придворных ок. 1505 г. — еще под влиянием итальянской моды.

2. Одежда французской знати, близкая к одежде ландскнехтов, но более утонченная — разрезы и контрастные цвета не так бросаются в глаза (герцог Клод де Гиз, ок. 1525 г.).

3. Король Франции Франциск I (1515 — 1547) в короткой куртке, коротких шароварах, короткой подпоясанной меховой накидке. Ок. 1538 — 1539 гг.

4. Французский дворянин ок. 1540 г. в коротком кафтане с вырезом и полудлинными рукавами, в коротких штанах с подбивкой и разрезами и испанской шляпе с полями (Франсуа де ла Тремуйль, ум. 1541).

5. Шотландский лейб-гвардеец Франциска I в кафтане. Берет, алебарда.

1,2. Дамы при дворе Франциска I в длинных верхних платьях со шлейфом, отделанных мехом, поверх нижнего, также длинного, с четырехугольным вырезом вокруг шеи. Чепец с падающим концом.

3. Французский дворянин ок. 1550 г. в полудлинном отороченном мехом кафтане с рукавами и закрытой рубахе с узкими брыжами. Маленький берет.

4. Герцог Антуан Бурбон (ум. 1562, отец Генриха IV) в испанском наряде. Короткий плащ со стоячим воротником.

5. Король Генрих II Французский (1547 — 1559) в испанском наряде.

1. Горожанка в похожем на мантию укороченном плаще со складками и стоячим воротником.

2. Горожанин. Плащ, испанская шапка с подбивкой (ток).

3. Дворянин в слегка заостренной шляпе с узкими полями.

4. Дама в одежде для улицы. Высоко подобранная верхняя юбка. Ток с ниспадающей вуалью.

5. Придворная дама королевы Екатерины Медичи, вдовы Генриха II

В статьях сайта использованы материалы из книг:

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме 2004

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. ‘Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке «ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени»

Киреева Е. В. История костюма, М., 1976

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: