Цвет волос печорина - Aromelle.ru

Цвет волос печорина

Цвет волос печорина

Некоторые особенности восприятия образа Печорина (психолингвистический аспект).

Существуют различные способы изучения и анализа портрета.
Нами же для работы сознательно был выбран один из этих способов, функционально-коммуникативный, а в качестве метода использовался психологический аспект. Таким образом, я провела опрос, в ходе которого информантам предлагалось описать, каким они представляют себе внешний облик Печорина. Затем был выявлен самый частотный признак, и, наконец, осуществлена проверка данных на материале самого романа .
В процессе моего исследования большинство информантов, а именно 26 из 28, отметили тёмный цвет волос Печорина и карий цвет его глаз.
Среди опрошенных были люди разных возрастов, как с филологическим образованием, так и те, кто никакого отношения к филологии не имеет. И все они почти единогласно описывают Печорина высоким статным брюнетом.
На самом же деле, обращаясь к тексту, мы узнаём, что наша интерпретация не совсем совпадает с авторской характеристикой внешнего облика Печорина.

Впервые с описанием Григория Александровича Печорина мы встречаемся в главе , где Максим Максимыч описывает его повествователю:

— эту характеристическую черту облика героя мы совершенно упускаем из виду. Характеристика Максима Максимыча становится незначительной, незапоминающейся, эти несколько слов его решающей роли не играют, так как затмевает их описание характера Печорина, в котором акцент делается на нашего героя.

А самое подробное, полное, детальное описание внешнего облика Печорина дается повествователем в главе , когда повествователь сам видит Печорина и нам его портрет:

И завершается всё описанием изумительных карих глаз Печорина, которые .

Итак, цель работы — выяснить, какие способы использовал автор для создания образа главного героя и в чём причина несовпадения читательских интерпретаций и авторской версии.

Представление читателя о том, как выглядит тот или иной герой, складывается на основе восприятия портретных характеристик. Ассоциации, возникающие у нас при описании внешнего облика персонажа, и формируют его целостный образ, который закрепляется в нашем сознании.
Но вот почему именно такой образ откладывается у нас в памяти? Почему Печорина мы представляем брюнетом? С чем связаны такие ассоциации?
Прежде всего, одной из причин такого восприятия является то, что наше внимание сосредотачивается не на описании собственно цвета волос героя, а на описании его глаз. Глаза Печорина карие, а деталь эта запоминается потому, что повествователь очень подробно, очень живописно описывает его глаза, делая акцент именно на этой детали внешнего облика:

Действительно, описание этих удивительных глаз производит сильное впечатление на нас. Мы запоминаем цвет глаз — карие, и как следствие, логически мыслим, что человек с тёмными глазами должен иметь тёмные волосы. Отсюда и такая интерпретация.
Стоит отметить, что описание Печорина . Не автор представляет героя, а повествователь, видящий Печорина со стороны и рисующий его портрет , наблюдая, но не оценивая. Сам он с ним не знаком, знает лишь некоторые подробности его жизни от Максима Максимыча и поэтому может делать какие-то свои выводы, однако личного, субъективного отношения не высказывает. неоднократно отмечает мимолётный, случайный характер встречи с ним и не проводит никаких параллелей.
Лермонтов не счёл возможным вложить описание внешности Печорина в уста Максима Максимыча или какого-либо другого героя, а позаботился о тщательной мотивировке его (Печорина) встречи с автором путевых заметок, чтобы от его имени нарисовать точный психологический портрет человека, судьбой которого читатель уже заинтересовался в повести .
Таким образом, автор как бы устранён, отсутствует его окончательная оценка, неясно его истинное мнение о герое. Именно поэтому описание образа Печорина становится подчёркнуто бесстрастным, детализированным, почти естественно-научным.

Нельзя отрицать и влияния портретного сходства автора и героя на наше восприятие.
Мы прекрасно помним ещё со школьных времён портрет М.Ю.Лермонтова, на котором он изображён молодым чернобровым красавцем — гвардейцем.

.

Возможно, такое сопоставление автора с героем его романа связано с тем, что сразу же после выхода в свет реакционные критики создали легенду о том, что в Печорине поэт изобразил самого себя. Действительно, некоторые черты не только внешности, но и характера Печорина схожи с лермонтовскими (оба, например, любили поязвить и поострить). Однако, познакомившись с критическими отзывами современников о своем романе, Лермонтов нашёл нужным написать предисловие ко второму изданию . В нём он язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала 19 века.
Тем не менее ещё В.Г.Белинский отмечал: , .
Возможно, в основу утверждения Белинского о такой степени близости автора к герою легло, по словам А.В.Фёдорова, . В письме к В.П.Боткину о свидании с Лермонтовым в Ордонанс — Гаузе он с полной категоричностью поставил знак равенства между тем и другим, восхищаясь Лермонтовым и как человеком. На эффект значительности и автобиографической достоверности рассчитаны, вполне возможно, и беглые, нарочито неясные упоминания о причинах пребывания Печорина на Кавказе.

Ещё одна причина того, что Печорина мы упорно представляем брюнетом, — это срабатывание стереотипа.
Как правило, почти все волевые, решительные натуры, действенные, активные, уверенные в себе личности с твёрдым характером и проницательным умом, способные добиваться намеченных целей, — это люди как раз с тёмными волосами. Человек с сильным характером — как правило, брюнет, имеет нередко смуглый цвет лица (причём рост здесь особой роли не играет). Напротив, светловолосые бледные юноши с голубыми глазами представляются нам далеко не волевыми, решительными личностями, а скорее наоборот, нежными, мечтательными, романтичными, чувствительными, миловидными и даже инфантильными. Из сказанного видно, что в нашем сознании сложился определённый стереотип, некая модель того, что сильный духом, неординарный, непохожий на других, знающий себе цену человек, нередко эгоист и не всегда, кстати, положительный герой — темноволосый (иногда у него смоляные волосы, волосы цвета вороньего крыла).
Такой герой часто — пример для подражания и предмет восхищения.
Выходит, Печорин для нас является именно таким, и мы никак не хотим принимать его блондином. Его удивительное, странное, необъяснимое обаяние пленяет и завораживает навсегда.
Стереотип заменяет доминанту образа, которая состоит в героя.

Кроме того, возникает ассоциативный ореол демона, , окружающий Печорина. Неслучайно многие исследователи находят так много общего между лермонтовским Демоном и Печориным. — ассоциируется с мрачным, злым, довлеющим, доминирующим и вытесняющим светлое. Сильное, демоническое начало. Печорин и правда приносит людям одни несчастья, разрушает их судьбы и надежды:

Сам герой прекрасно осознаёт, что ничего, кроме скорби и мучений, не может принести людям. Но это, кажется, даже радует его:

Говоря же о Вере, как о единственной женщине, способной понять Печорина , он спрашивает сам себя:
А позже в его журнале появится такая запись:

Наиболее развёрнутой и часто встречающейся в романе формой обнаружения внутреннего содержания через его внешние проявления выступает психологизированный портрет, приемы которого Лермонтов по сравнению со своими предшественниками существенно приумножил и обогатил. В нём фиксируются и комментируются в первую очередь такие детали внешнего облика персонажа, которые вскрывают устойчивые черты его психики и характера.

В другом месте он отмечает: .

В романе писатель обнаруживает определённое тяготение к естественнонаучному истолкованию взаимосвязи психологии и физиологии. В этом отношении несомненное воздействие на него оказали популярные в его время книги И.К.Лафатера (неслучайно упоминаемого в романе) и Ф.Галля, в которых делались попытки связать с человека, успехи естественных наук и особенно развитие в русской и зарубежной литературе жанра физиологического очерка. Благодаря этому происходит совершенствование и расширение возможностей психологизированного портрета в . В лермонтовском литературном портрете впервые осуществляется оригинальнейшее соединение физиологического очерка с индивидуально-психологической характеристикой, что придает им особую жизненную достоверность, убедительность и глубину.
Портрет Печорина — это блестящая характеристика героя, достигнутая не абстрактными рассуждениями, а показом того внешнего, за которым кроется суть. Лермонтов выбирает из внешних черт только те, которые нужны для этой характеристики:
, и в то же время , , (!), (. ), женская нежность кожи и, наконец, изумительные несмеющиеся карие глаза.
Повествователь не забывает даже обратить внимание на качество зубов героя, как придирчивый знаток, оценивающий качества лошади. И, чтобы читатели не сомневались, что он именно так объективно физиологически пытается обрисовать этот незаурядный, на его взгляд, человеческий экземпляр, продолжает:

Мы теперь ясно видим, что портрет нашего героя строится на контрастных характеристиках, на противоречивых описаниях. В самом деле, светлые волосы так контрастируют с чернотой бровей и усов! Но в нашем сознании откладывается описание именно бровей и усов, тёмный цвет доминирует. И для нас этот удивительный, странный человек с несмеющимися глазами (которые больше всего запоминаются нам вообще из всего описания портрета Печорина) и твёрдым характером является прежде всего чёрноволосым. Такие ассоциации вызывает у нас описание всего образа Печорина, как внешнего, так и внутреннего.
За удивительной противоречивостью облика героя угадывается противоречивость всего характера. Так, походка, при которой ; когда , . И дальше: . Другие конкретные черты этого портрета раскрываются в сравнении:

В описании смешиваются конкретная и абстрактная лексика, которая очень проста, точна, сдержана и в то же время содержательна, многозначительна.
В итоге перед нами вырисовывается образ человека, который с первого же взгляда поражает странным переплетением противоположных черт и характерологических признаков, подтверждая впечатления добродушного Максима Максимыча и Мери о его странностях и предсказывая конкретное раскрытие изнутри в последующих главах романа.

Выводы: читательское восприятие может не совпадать с авторским концептом. Причина не столько в плохом знании текста, сколько в огромной роли экстралингвистических факторов (ассоциативный ореол героя — любовника, необычного, странного человека, ореол демона), социокультурной пресуппозиции, житейской логики (тёмные глаза, следовательно, тёмные волосы).
Итог: таинственная личность Печорина будет всегда интересна. Пройдёт немало лет, а неразгаданный Печорин будет волновать сердца читателей, будить их мечты и заставлять действовать.

Цвет волос печорина

Беседуя с Грушницким в самом начале повести «Княжна Мери», Печорин с основательностью знатока оценивает внешность княжны:

«-Эта княжна Мери прехорошенькая, — сказал я ему. – У неё такие бархатные глаза – именно бархатные, я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Я люблю эти глаза без блеска, они так мягки, они будто бы тебя гладят… — Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно.

Читайте так же:  Выпрямление волос paul mitchell отзывы

-Ты говоришь об хорошенькой женщине, как об англинской лошади, — сказал Грушницкий с негодованием.

-Mon cher, — отвечал я ему, стараясь подделаться под его тон: — je méprise les femmes pour ne pas les aimer, car autrement la vie serait un mélodrame trop ridicule» [Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой].

Конечно, Печорин «шутит» с Грушницким, нарочито цинично отзываясь о девушке, привлёкшей внимание приятеля и будущего врага. Но в наигранно-пышной фразе о презрении к женщинам, не случайно произнесённой по-французски (на языке, предписанном светским этикетом и отмеченном условностью, литературностью), может заключаться и вполне серьёзная мысль. В конце концов, разве в том, как лермонтовский герой ведёт себя с женщинами и отзывается о них, нет хотя бы малой толики презрения? Ну, например: «Одно мне всегда было странно; я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это – магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?

Надо признаться, что я, точно, не люблю женщин с характером: их ли это дело. »

Или разве совсем уж несерьёзен Печорин, когда делает такое заключение, отнюдь не свидетельствующее об уважительном отношении к прекрасному полу: «Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу? Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чём-нибудь, надо их довести до того, чтобы они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своём все школьные правила логики. Например, способ обыкновенный:

Этот человек любит меня – но я замужем, — следовательно, не должна его любить.

Я не должна его любить – ибо я замужем, — но он меня любит, — следовательно… тут несколько точек, ибо рассудок уж ничего не говорит, а говорят большею частию язык, глаза и, вслед за ними, сердце, если оное имеется.

С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают , их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом…»

И Печорин, женщин, по собственному признанию, любящий более всего на свете, сейчас не иронизирует: « Ведь я не в припадке досады и оскорблённого самолюбия стараюсь сдёрнутьс них то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, всё, что я говорю о них, есть только следствие –

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.»

В подкрепления собственного нелицеприятного и не очень лестного суждения о дамах Григорий Александрович ссылается на мнение доктора Вернера: «Кстати: Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тасс в своём «Освобождённом Иерусалиме». «Только приступи, — говорил он, — на тебя полетят со всех сторон такие страсти, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо; мало-помалу чудовища исчезают, и открывается перед тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветёт зелёный мирт, — зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет, и обернёшься назад!»

Итак, у читателя есть некоторые основания полагать, что в отношении Печорина к женщинам заключена доля цинизма и что, соответственно, Григорий Александрович может отзываться «о хорошенькой женщине, как об англинской лошади» не только чтобы побесить Грушницкого. Не оценивает ли и вправду Печорин женскую прелесть по цвету глаз и размеру зубов? (Хотя, конечно, конечно не только таким образом – но и таким – тоже!)

Впрочем, соотнесение женщины с лошадью обнаруживается не только в описании этой беседы Печорина с Грушницким. Эта параллель повторяется в романе Лермонтова столь часто, столь настойчиво (почти «навязчиво»), что её никак нельзя счесть случайною.

В «Бэле», первой главе «Героя нашего времени» простодушный Максим Максимыч, восхищённо вспоминает коня Казбича Карагёза, сравнивая глаза скакуна с глазами прекрасной горской княжны; как тут не вспомнить рассуждения Печорина о глазах княжны Мери, вызывающие возмущение Грушницкого: «А лошадь его славилась в целой Кабарде, — и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались её украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы ».

Этот взгляд, позволяющий обнаружить общее в лошади и женщине, роднит Максима Максимыча с «естественными людьми» – горцами. В песне, которую поёт Казбич, конь сравнивается с прекрасной женщиной, и сравнение это не в пользу красавицы: «Долго, долго молчал Казбич; наконец, вместо ответа, он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в ауле у нас,

Звёзды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их – завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.»

Это были прямые сопоставления. Но в «Герое нашего времени» немало и сходных событий, ситуаций, в которых сходная роль отведена женщинам и лошадям. Первый приходящий на память пример – похищение Бэлы. Азамат привозит Бэлу Печорину в обмен на помощь в похищение Казбичева коня. Получается простая схема из курса политэкономии: «товар (Бэла) = товар (Карагез)». Обмениваемые товары, как известно, должны быть эквивалентны…

Лошадь и Бэла ещё раз встретятся в одном и том же эпизоде романа. Рассказывает Максим Максимыч: «Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья… …Выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади; она сгоряча сделала ещё прыжков десять, споткнулась и упала на колени. Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою… Это была Бэла… бедная Бэла! – Он что-то нам закричал по-своему и занёс над нею кинжал… Медлить было нечего: я выстрелил в свою очередь, наудачу . Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле неё Бэла ».

Ранение лошади Печориным предшествует кинжальному удару Казбича, более того, именно выстрел, сделанный лермонтовским героем, побуждает похитителя убить свою жертву. Григорий Александрович оказывается невольным убийцей горянки; от ран мучаются и лошадь, и женщина. Обе лежат рядом…

Ещё одно преследование, ещё одна неудачная погоня: Печорин скачет вслед уехавшей Вере. Возлюбленную он не настиг, а коня загнал насмерть.

Одинаково реагирует Григорий Александрович на реплику Максима Максимовича, бестактно напомнившего о Бэле, и на увиденный им у дороги труп своего загнанного коня. Пример первый: «-А помните наше житьё-бытьё в крепости? А Бэла.

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…

-Да, помню! – сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув…».

Пример второй: «За несколько вёрст от Есентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято – вероятно, проезжим казаком, — и вместо седла на спине его сидели два ворона. – Я вздохнул и отвернулся. »

Оба раза – вздохнул и отвернулся…

И ещё одна цитата. Печорин, желая досадить княжне Мери, покупает ковёр, который желала приобрести княжна Мери, и покрывает им, как попоной, свою лошадь: «Вчера я её встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковёр. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковёр так украсил бы её кабинет. Я дал 40 рублей лишних и перекупил его; за это я был вознаграждён взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо её окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром. Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический. Княжна хочет проповедовать против меня ополчение; я даже заметил, что уж два адъютанта при ней со мною очень сухо кланяются, однако всякий день у меня обедают».

Параллель несомненная: ковёр, который не достался княжне, получила лошадь; княжна взбешена — она словно ревнует к черкесскому скакуну, как к женщине-сопернице.

В чём же смысл этой соотнесённости? Очевидно, она указывает на такую нравственную черту главного героя, как пренебрежение свободой и ценностью другого человека, особенно женщины. Печорин привык женщин подчинять, властвовать над ними, управлять ими: похитил, разлучив с родными, Бэлу, ради жестокой игры предпринял психологический эксперимент, влюбив в себя княжну Мери; измучил своей любовью Веру. Лошадь покорна человеку, Печорин добивается, чтобы женщины были покорны ему.

В пренебрежении женской душой, её миром Печорин похож на горцев. Кстати, лермонтовский герой желает походить на горца и щеголяет своей «черкесской» посадкой и щегольской горской одеждой: «Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня скачущего без нужды и цели, долго мучились этою загадкой, ибо, верно, по одежде приняли меня за черкеса. Мне в самом деле говорили, что в черкесском костюме верхом я больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы. И точно, что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего, оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны с всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска тёмно-бурая. Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая моё искусство в верховой езде на кавказский лад. Я держу четырёх лошадей: одну для себя, трёх для приятелей, чтоб не скучно было одному таскаться по полям; они берут моих лошадей с удовольствием и никогда со мной не ездят вместе».

Кстати, и кличка любимого коня Печорина – Черкес.

Но «черкесский» облик лермонтовского героя – не более чем видимость и модничанье. Настоящий горец одет совсем не по-щегольски: «Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре».

Различно и отношение русского офицера, с одной стороны, и горцев, с другой, к скакунам. Горцы привязаны к своим лошадям, как самым дорогим друзьям, и владение лошадью – абсолютное счастье. Так счастлив Азамат, получив Карагеза, и так раздавлен горем Казбич, его лишившийся. Для Печорина лошадь – всё-таки средство передвижения, и не более. Он не может любить лошадь как горцы – беззаветно, пылко и яростно. Так он не может любить, кажется, и женщин. Обычно их любовь быстро наскучивает Григорию Александровичу. Так, он быстро охладел к Бэле. Горцу же Азамату – натуре цельной и страстной — украденный у Казбича конь, уж верно, не наскучит. Так что «товарообмен» между русским офицером и горским юношей оказался все-таки неэквивалентным…

Читайте так же:  Ополаскиватель для волос жожоба и алтей drhauschka

На некоторые из параллелей между людьми и лошадями в лермонтовском романе обратила внимание Э.Г. Ге6рштейн. Сближение это охватывает не только женщин, но и мужчин. В частности, исследовательница обратила внимание на реакцию Печорина при виде трупов убитого им Грушницкого и загнанного главным героем коня: «Вот два трупа: человека и коня. Оба — жертвы Печорина. Они предстают ему в сходной ситуации: он проходит или проезжает мимо.

“Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза…

Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”.

Жест ужаса — “невольно закрыл глаза” — объяснён далее подробным описанием тяжёлого душевного состояния Печорина после убийства человека. На долю животного достаётся, однако, только вздох:

“За несколько вёрст от Есентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято – вероятно, проезжим казаком, — и вместо седла на спине его сидели два ворона. – Я вздохнул и отвернулся. ”

Как тонко здесь отмечена разница между отношением европейца к человеку и животному!» (Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976. С. 73-74).

Параллель подмечена точно, но с выводами известной исследовательницы творчества и биографии Лермонтова согласиться трудно. Конечно, Печорин не привязан к своему коню так, как Казбич к Карагёзу, и убийство Грушницкого для него, пусть и безмерно далёкого от христианской любви к ближнему, значит много больше, чем смерть коня. Однако это банальность, самоочевидность (да, отношение европейца к смерти человека и животного различно!), констатация которой в романе была бы абсолютно излишней. Показательно и небанально, «информативно» как раз сходство реакций, телодвижений. Мёртвое тело человека Печорину неприятно, как и труп павшего коня; в обоих случаях лермонтовский герой не желает видеть своих жертв.

Интересно, однако, что и в самом Печорине сторонний взгляд обнаруживает и женственные черты, и «породу». Сам Григорий Александрович соотнесён и с женщиной, и с лошадью. Эти ассоциации были отмечены А. Ханзен-Лёве в статье на немецком языке, перевод заглавия которой по-русски звучит так: «Печорин как женщина и лошадь и прочее о романе Лермонтова “Герой нашего времени”» (журнал «Russian Literature». 1992. Vol. 31. No 4; vol. 33. No 4).

Действительно, наблюдательный и любопытствующий мнимый автор романа (обычно именуемый «странствующим офицером») находит в Печорине «какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала». Кожа Печорина «имела какую-то женскую нежность». Наконец, «несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные — признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Смысл этих наблюдений, по-видимому, таков: в Печорине, несмотря на железную силу воли, храбрость и холодный ум, присутствуют и женственный нарциссизм, и незащищённость перед жизнью. Он, стремящийся подчинить себе других, сам несвободен: ни от собственного «несносного характера» и страстей, ни от стесняющих его обстоятельств. Его жертвы — преимущественно женщины: Бэла, княжна Мери, Вера; им загублен конь. Из мужчин в романе жертвой печоринской мстительности оказывается только Грушницкий, в поведении и в описании внешности которого отчётливо просматривается женственность: «он хорошо сложён, смугл и черноволос», рисуется и любуется собой, экзальтирован. Печорин — персонаж, как бы фокусирующий, вбирающий в себя черты большинства других героев романа, и даже с Грушницким у него есть нечто общее. Печорин любил подвергать других жестокому анализу и холодной оценке. И вот он сам становится предметом такого отношения, и в нём самом выявляются черты, приписываемые им другим, прежде всего женщинам.

Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Столичный учебный центр
г. Москва

Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер

2) Печорин, Бэла, Грушницкий

3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери

4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

2. Действия повести «Бэла» происходят:

3. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч

4. В каком звании служил Максим Максимыч?

5. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

2) Доктор Вернер

4) Максим Максимыч

6. Какого цвета были волосы Печорина?

7. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

8. Узнайте героя по описанию.

«. высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

9. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

10. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

2) Максиму Максимычу

11. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»?

2) Максима Максимыча

12. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ.

1) Бэла не любила Печорина

2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни».

3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то.

4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими.

13. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле.

2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля.

3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера.

4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину.

14. В данной повести нет авторского отношения к Печорину. Почему?

1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.

2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча.

3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним.

4) Отношение Максима Максимыча к Печорину – это и есть авторское отношение.

15. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ.

1) В этой повести читатель знакомится с Печориным.

2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина.

3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина.

4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина.

16. Кому принадлежат слова: «И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…»

3) Максиму Максимычу

17. В каком порядке расположены главы в романе:

1) «Бэла», «Тамань», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри».

2) «Княжна Мэри», «Тамань», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

3) «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

18. Кого описывает автор: «В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело… необыкновенная гибкость её стана, особенное ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – всё это для меня было обворожительно».

19. Действия повести «Княжна Мэри» происходят:

4) в Крыму 20. Сколько лет Грушницкому?

1) 25; 2) 20; 3) 21; 4) 25

21. Кому из критиков принадлежат слова: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении её она была вспрыснута живою водою поэзии».

22. В каком году вышел отдельным изданием роман «Герой нашего времени»?

23. О ком из женщин Печорин сказал: «За что меня она так любит, право, не знаю.! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

24. Узнай героя по описанию: « Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…»

3) Максим Максимыч

25. Кто из критиков отозвался о романе: «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою».

26. Судьба Печорина сложилась следующим образом:

1 ) продолжал служить на Кавказе;

2 ) умер, возвращаясь из Персии;

3 ) был убит на дуэли.

27. Закончите цитату:

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак …

1 ) … скрытности характера

2 ) …. скрытого порока;

3 ) …. породы в человеке.

28. Укажите годы жизни Лермонтова.

29. Понравился ли вам роман? Возникло желание прочитать ещё раз?

Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1. В каком году вышел отдельным изданием роман «Герой нашего времени»?

2. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ.

1) Бэла не любила Печорина

2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни».

3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то.

4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими.

3. Кого описывает автор: «В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело… необыкновенная гибкость её стана, особенное ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – всё это для меня было обворожительно».

Читайте так же:  Техника стрижки слоистая

4. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

5. Действия повести «Бэла» происходят:

6. Какого цвета были волосы Печорина?

7. В каком порядке расположены главы в романе:

1) «Бэла», «Тамань», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри».

2) «Княжна Мэри», «Тамань», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

3) «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

8. Закончите цитату:

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак …

1 ) … скрытности характера

2 ) …. скрытого порока;

3 ) …. породы в человеке.

9. Узнай героя по описанию: « Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…»

3) Максим Максимыч

10. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер

2) Печорин, Бэла, Грушницкий

3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери

4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

12. Сколько лет Грушницкому?

1) 25; 2) 20; 3) 21; 4) 25

13. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ.

1) В этой повести читатель знакомится с Печориным.

2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина.

3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина.

4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина.

14. В каком звании служил Максим Максимыч?

15. Кому из критиков принадлежат слова: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении её она была вспрыснута живою водою поэзии».

16. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

2) Доктор Вернер

4) Максим Максимыч

17. Судьба Печорина сложилась следующим образом:

1 ) продолжал служить на Кавказе;

2 ) умер, возвращаясь из Персии;

3 ) был убит на дуэли.

18. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле.

2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля.

3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера.

4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину.

19. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч

20. Узнайте героя по описанию.

«. высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

21. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

2) Максиму Максимычу

22. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»?

2) Максима Максимыча

23. В данной повести нет авторского отношения к Печорину. Почему?

1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.

2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча.

3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним.

4) Отношение Максима Максимыча к Печорину – это и есть авторское отношение.

24. Кому принадлежат слова: «И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…»

3) Максиму Максимычу

25. Действия повести «Княжна Мэри» происходят:

26. О ком из женщин Печорин сказал: «За что меня она так любит, право, не знаю.! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

3) о Вере 27. Кто из критиков отозвался о романе: «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою».

4) Григорович 28. Укажите годы жизни Лермонтова.

29. Понравился ли вам роман? Возникло желание прочитать ещё раз?

Урок литературы в 9 классе на тему «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера»

Урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» ставит своей целью усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и определение её места в раскрытии образа главного героя. В урок включена работа с литературоведческими терминами, иллюстрациями к повести, викторина по содержанию. Оценочная карта урока поможет учителю оценить каждого обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе на тему «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера»»

Урок литературы в 9 классе

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема: «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Цель: усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и её места в раскрытии образа главного героя.

Задачи: — работа с литературоведческими терминами,

— совершенствование навыков анализа художественного текста.

Оборудование: — текст романа,

— иллюстрации к произведению – портрет Печорина, Максима Максимыча,

— оценочная карта урока для каждого учащегося

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося __________________________________________________________

1. Литературоведческий диктант

2. Викторина «Внимательный читатель»

3. Участие в беседе по содержанию повести

4. Активность и заинтересованность в течение всего урока

– Итак, мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ художественного текста – серьёзная и сложная работа, выполняя которую вы должны уметь оперировать специальными терминами, поэтому урок мы начнём с литературоведческого диктанта.

Литературоведческий диктант: учитель читает определение — учащиеся записывают название термина (у боковой доски могут работать 1-2 учащихся, чтобы по их записям легче было провести проверку работы).

Строение литературного произведения (композиция).

Цепь событий в их хронологической последовательности (фабула).

Цепь событий литературного произведения в той последовательности, в которой их расположил автор (сюжет).

Композиционный приём, когда в повествование основного рассказчика включается история, рассказанная одним из героев («рассказ в рассказе» или рамочная композиция).

Изображение в художественном произведении картин природы (пейзаж).

Изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики (портрет).

Проверка работы, выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка); оценивание учащихся, работающих у доски (при необходимости учитель может попросить дать более детальные пояснения к терминам, привести примеры из изученных произведений).

Проверка домашнего задания – викторина «Внимательный читатель» по повести «Максим Максимыч» (за каждый правильный ответ учащийся получает один балл; тот, кто набирает 5 баллов, получает «5» в журнал):

Кто из героев повести «имел глубокие сведения в поваренном искусстве» (М.М.).

У кого была «маленькая аристократическая рука» и худые бледные пальцы (Печорин).

Какого цвета были волосы Печорина (белокурые, вьющиеся от природы), а усы и брови (чёрные). Признаком чего является такое сочетание? – «признак породы в человеке».

Что, по мнению повествователя, является «верным признаком некоторой скрытности характера» (если при ходьбе человек не размахивает руками).

Какую странность заметил повествователь в облике Печорина (его глаза не смеялись, когда он смеялся).

Куда направлялся главный герой? – « в Персию – и дальше…»

Сколько тетрадей составляли бумаги Печорина? – 10.

Кто о ком говорит: «Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться . » ? – М.М. о Печорине.

Кто это: «…человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый…, он с ухарской замашкой вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика» — лакей Печорина.

Какой французский писатель упоминается странствующим офицером при описании Печорина? – Оноре де Бальзак.

Выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка).

Краткий пересказ сюжета повести.

Беседа по содержанию:

— От лица кого ведётся повествование в повести?

— Что мы уже знаем об офицере-повествователе?

— Каким видит Печорина рассказчик? Какое средство создания художественного образа здесь использовано? – портрет.

— Какое определение вы могли бы подобрать в данном контексте к слову «портрет»? Это простой портрет? А какой? – психологический – он позволяет автору не только описать внешность героя, но и раскрыть его характер, внутренний мир и душевные переживания.

*работа с текстом – психологический портрет Печорина

— Стал ли герой понятнее? – нет!

*Печорин и Максим Максимыч

— Как вы думаете, почему Печорин так холоден с Максимом Максимычем?

— Можно ли говорить о высокомерии героя? – анализ диалога персонажей.

— Понимает ли штабс-капитан Печорина? Оправдана ли его обида?

*Печорин и Максим Максимыч – люди разных сословий, они не могут понять друг друга, они слишком разные, чтобы быть друзьями. Переживания Печорина, его восприятие жизни намного сложнее, глубже, чем у Максима Максимыча, который относится ко всему по-простому, не пытаясь вникнуть в суть явлений и событий.

Подведение итогов урока.

— Разгадан ли герой? – Нет, его тайна остаётся неразгаданной, возникают лишь новые вопросы: откуда такое равнодушие ко всему и ко всем, откуда скука, преждевременная душевная усталость и, как следствие, глубокое разочарование в жизни? Что это – временное и потому преходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения?

— На эти и другие вопросы мы находим ответы во 2-ой части романа, написанной в форме дневника Печорина, где он «беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки».

— прочитать Предисловие к «Журналу Печорина» и повесть «Тамань»;

— вспомнить признаки романтизма как литературного направления и найти их в повести;

— составить простой план повести «Тамань».

Сосоян М.Р. Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Максим Максимыч», 1972 г.

Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Максим Максимыч».

Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: