Задания для художественно-творческого развития дошкольников

Олимпиадные задания на тему:
Семинар для педагогов на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико.

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации. В процессе деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал

сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Для успешного художественного развития ребенка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий. Творчество детей – естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариотивного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Методы обучения детской изобразительной деятельности — это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.

• Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации.

• Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.

• Эвристический метод – это передача информации ребенку, с целью направить ребенка на поиск решений.

• Исследовательский метод направлен на полное решение поставленных задач воспитателя.

Методы выделяемые по источнику знания

• Наглядный ( пассивный, активный)

Наглядный метод обучения включает в себя:

• Наблюдение — формирование представления ребенка об изображаемом предмете или явлении. Оно теснейшим образом связано с действием замысливания, которое строится на основе непосредственных наблюдений.

• Обследование — это целенаправленный разбор предмета, которое необходимо провести для изображения. Задача ознакомления с социальным миром.

Словесные методы обучения:

• Беседа — это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.

• Объяснение — это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате.

• Вопросы используются с целью формирования изобразительного представления.

• Поощрение — методический прием, который, следует чаще применять в работе.

• Совет — используется в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

• Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью, оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

-активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности стараться отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

Структура занятия по ИЗО

Создание интереса и эмоционального настроя. (раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация .

2) Основная часть или познавательная.

-Показ и анализ изображаемого (натуры, образца),

-Конкретные указания к выполнению работы.

-Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

-Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4)Самостоятельная деятельность детей.

— Помощь в форме наводящих вопросов, советом .

-Показ изображения (на отдельном листе педагога).

5) Заключительная часть занятия

-Просмотр и оценка детских работ

Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия (в первой и второй младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ). Между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые воспитателем должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующа Матрешка) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука). В рисунках с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 минут в конце занятия недостаточно.

Очень активно и плодотворно проходит анализ работ после прогулки занимает он всего5-7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни.

Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он вешает сердечко на лицо с определённым изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей- это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.»

Читайте так же:  Отпуск за свой счет по уходу за ребенком инвалидом

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

Современные тенденции развития социокультурной ситуации в стране порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности. Это определяется особенностями современной эпохи, провозгласившей гуманитаризацию процессов воспитания и образования. Важным моментом становится возможность развития творческого потенциала каждой личности, то есть развития способности каждого человека к активному и сознательному творчеству, творческой инициативе, чтобы каждый мог творить, а не только воспроизводить.

Анализируя проявление и развитие способностей к изобразительной деятельности у детей, отечественный психолог В.И.Киреенко пишет: “У подавляющего большинства наших испытуемых начало изобразительной деятельности относится к среднему дошкольному возрасту”. Он подчеркивает необходимость изучения раннего проявления способностей.

Новые образовательные программы и психолого-педагогические технологии ориентируют специалистов дошкольных учреждений и системы дополнительного образования на введение в учебно-образовательный процесс приоритетного направления, связанного с развитием художественно-творческих способностей детей.

Актуальность данной проблемы раскрывается на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Вопросы психологии”, “Детское творчество”, в частности автор И.Аюева в статье “Воспитай личность” говорит о том, что необходимо предоставлять свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Большую роль в формировании художественно-творческих проявлений ребенка она отводит педагогу, который вводит ребенка в “большое искусство”, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Создание соответствующих педагогических условий развития и формирования детского художественного творчества, усвоение детьми под руководством взрослых художественного опыта, обучение их приемам творческих действий, в том числе и подготовка руки к рисованию и письму всегда являлись и являются гарантом творческого развития ребенка.

В качестве особенностей развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте выделены: развитие знаковой функции сознания, творческого мышления и воображения, формирование ручной умелости, становление образной речи, развитие первоначальных умений создавать и воплощать замысел, развитие художественно-творческих способностей, освоение специфических выразительных средств изодеятельности и обобщенных способов изображения.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств – это те индивидуально– психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. Немалую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось по методике “Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности” / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

База исследования: МБДОУ №102 г. Мурманска. В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы в количестве 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков).

В ходе эксперимента использовались следующие исследовательские методы: словесное указание; открытое наблюдение за ходом рисования; индивидуальные беседы с испытуемыми по готовым рисункам; анализ продуктов детской деятельности – детских рисунков.

На констатирующей стадии эксперимента вышеуказанная методика использовалась с целью определения исходного уровня развития художественно-творческих способностей испытуемых. Для этого нами были выделены критерии исследуемой способности:
– содержание рисунка;
– наличие замысла до начала рисования;
– уровень технических умений и навыков;
– использование средств выразительности;
– оригинальность рисунков.

Уровни проявления художественно-творческих способностей оценивались по трехбалльной шкале.

Анализ результатов позволил сделать вывод о недостаточном уровне сформированности художественно-творческих способностей у большинства испытуемых. Это позволило сделать предположение об отсутствии систематического, комплексного обучения данной группы основам изобразительной деятельности. Поэтому своей исследовательской работе уделила внимание одной из сторон проявления художественно-творческих способностей у детей – зависимости качества изображения от мотива деятельности, так как, на мой взгляд, данное направление наиболее полно и всесторонне дает возможность пронаблюдать и проанализировать детское творчество.

Цель исследования – изучить зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Задачи исследования:
– исследовать проявления художественно-творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности, способы реализации творческой активности;
– сравнить и проанализировать художественно-творческие способности на констатирующем и контрольном этапах исследования;
– определить комплекс мер, направленных на целенаправленное развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изодеятельности, проверить их эффективность;
– подвести итоги исследования, сформулировать выводы в соответствии с поставленными задачами, дать при необходимости психолого-педагогические рекомендации по коррекционно-воспитательной работе.

Исследование проводилось с интервалом в 7 дней: 5 серий индивидуально и одна (шестая) в парах.

Описание констатирующего эксперимента:
Первая серия. Нарисовать картинку на тему “Рыбки в аквариуме”.
Вторая серия. Нарисовать картинку, чтобы потом подарить ее малышам.
Третья серия. Нарисовать картинку, которую, если получится хорошо, поместят в альбом и покажут родителям.
Четвертая серия. У куклы день рождения и надо нарисовать ей подарок.
Пятая серия. Дети играют в “художников” и рисуют картину.
Шестая серия. Дети в парах соревнуются: кто лучше нарисует картинку.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что проявление художественно-творческих способностей зависит от мотива деятельности, наличия у детей определенного уровня технических умений и навыков.

Больше всего дети проявили свои способности при рисовании в парах. Все дети показали средний уровень – 2 балла, кроме двух человек. У этих детей низко развиты технические навыки и умения, от чего страдает и выразительность, и оригинальность рисунков.

Содержание рисунков бедно по разнообразию. В основном присутствуют бытовые сюжеты. Очень мало сказочных, общественных сюжетов, совсем нет по музыкальным произведениям. Причина, видимо, в бедности творческого воображения, в отсутствии полета фантазии.

Замысел будущего рисунка создают до начала работы, формулируют в речи и придерживаются его в процессе рисования, поэтому можно сделать вывод, что замыслы у детей устойчивы, хотя и не очень разнообразны.

Как видно из выполненных работ, у испытуемых средний уровень технических умений и навыков. Четверо детей имеют низкий уровень владения техникой рисования. Причина в незаинтересованности к процессу рисования, что не свойственно детям дошкольного возраста, и в осознании своей технической неумелости. Однако надо отметить, что двое детей очень заинтересовались и старательно рисовали во второй и шестой сериях, видимо, мотив данных заданий их увлек.

При создании рисунков дети используют разнообразные цветовые сочетания, хотя в среднем рисунки не отличаются яркой цветовой палитрой – увлекаются одним цветом.

В основном дети правильно изображают предметы, их форму, пропорции, а вот окраска предметов не всегда точна. Рисунок в основном располагают на всем листе.

Совсем не выделяют близкий, средний и задний план, рисунки выполнены линейно, на одной плоскости.

Оригинальностью рисунки тоже не отличаются, хотя есть и интересные темы: во второй серии – “Девочки с шарами гуляют в деревне”, “Слон на поляне с цветами”, “Пингвины во льдах”, “Жираф со своим сыночком”, “Спящая красавица на лугу”; третья серия – “Я с мамой в ресторане “Царская охота”, “Корабль плывет на необитаемый остров”.

Совершенно не сработал мотив игра в “художников”. При общей заинтересованности, рисунки выполнены небрежно, с низкими техническими качествами. Дети в основном нарисовали автопортреты, но допустили ряд неточностей в изображении: огромная голова; мелкие, не пропорциональные черты лица; искажение в передаче цвета и др. Причина опять в недостаточно высокой технической умелости.

В шестой серии дети старались, чтобы было лучше, чем у товарища, и в результате рисунки получили средний уровень.

Данные констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1:

Зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента появилась необходимость в разработке методики формирующего эксперимента и методических рекомендаций для воспитателей, преподавателя ИЗО, педагога-психолога, родителей с целью улучшения технических навыков и умений, развития художественно-творческих способностей.

Читайте так же:  Советы родителям о воспитании дошкольников

На формирующей стадии эксперимента были отобраны и проведены занятия, направленные на совершенствование художественно-творческих способностей у испытуемых.

На контрольной стадии эксперимента вышеуказанная методика использовалась с целью определения эффективности методик, использованных на формирующей стадии эксперимента.

В результате контрольного эксперимента было выявлено, что после проведения формирующего этапа исследования у детей повысился уровень художественных способностей, что проявилось в улучшении технических навыков и умений, расширении тематики содержания, оригинальности рисунков. По сравнению с предыдущим исследованием появились рисунки по сказкам: “Горшочек каши”, “Царевна Лебедь”, “Гадкий утенок”, “Три медведя”, “Златовласка”, “Летающий домик Элли”, “Гуси-лебеди”. В связи с приближающимся праздником в рисунках детей отражена новогодняя и музыкальная тематика по разученным песням и хороводам: “Стряхнула елка с веток снег”, “К детям елочка пришла”. После посещения Лапландского заповедника шестеро детей отобразили эту поездку в своих рисунках.

Дошкольники стали лучше владеть техникой рисования цветными карандашами: четче прорисовывают контур, используют по мере возможности разный нажим на карандаш, добиваясь сочетания цвета и оттенков, отчего рисунки приобрели выразительность и яркость. Изображения предметов в рисунках более детализировано, больше внимания уделяется украшению и прорисовке мелких деталей.

Дети усвоили, что предметы и объекты надо располагать с учетом дальней и ближней перспективы. В работах прослеживается передний, средний и задний план, но есть рисунки, выполненные в линейной перспективе. С этими детьми необходимо продолжить работу над умением видеть перспективу и отображать ее в своих рисунках.

Разнообразнее и оригинальнее стали придумывать названия своим работам: “Лето в Кисловодске”, “Танец цветов”, “Радуга”, “Солнечный денек”, “Улица, на которой происходят разные смешные события”, “Северный олень на закате дня”, “В пустыне Сахара”, “Город строится”, “Космическое путешествие”, “Чучело огородное и летающие тарелки”, “Пещерные ужастики”, “Светомузыкальный фонтан”.

На данном этапе исследования лучше всего сработал мотив первой серии, где дети рисовали на заданную тему. Уровень проявления художественно-творческих способностей повысился на 31.1%. Это произошло потому, что была проведена предварительная работа: целенаправленное наблюдение и рассматривание разных видов рыб, организовано дежурство по уходу за обитателями аквариума, беседа о подводных жителях планеты, обучение способам передачи разнообразия строения тела рыб и их окраски.

Мотив игры в “художников” показал более высокую разницу в качестве изображения, но в данном случае средний уровень поднялся за счет содержательности и оригинальности рисунков.

Шестая серия показала невысокий рост качества изображения – на 6.7%, это объясняется тем, что на констатирующей стадии эксперимента в данной серии был самый высокий уровень – 62.2%.

Данные контрольного эксперимента занесены в таблицу 2:

Зависимость качества изображения от мотивов деятельности.

Анализ математической обработки данных экспериментального исследования показал, что сдвиг по рассматриваемым критериям до и после применения методик достоверен на уровне 18.1%. Следовательно, можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мер по совершенствованию исследуемой способности и возможности его рекомендации к применению в воспитательной практике дошкольных учреждений.

В целом исследование показало, что у большинства испытуемых качество изображения, творческие проявления зависят от мотива деятельности. Художественно-творческие способности развиты недостаточно, низок уровень технических умений и навыков, что повлекло за собой однообразие и скудность творческих проявлений, что в свою очередь обусловило невыразительность и не оригинальность большинства детских работ.

Выделив критерии сформированности художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, мы смогли более детально проанализировать процесс создания рисунков, выяснить характер наиболее типичных затруднений у испытуемых при создании задуманного изображения, а также определить уровень исследуемой способности у каждого ребенка.

На основании анализа данных констатирующего эксперимента были разработаны и апробированы методические рекомендации, направленные на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемых рекомендаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза экспериментального исследования полностью подтверждается.

Выводы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор и с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п. Из всего этого следует вывод о необходимости целенаправленного обучения в освоении богатого художественного опыта под руководством методически грамотных воспитателей, педагогов, психологов.

Изобразительная деятельность с ее спецификой образного эмоционального познания и отражения предметов и явлений действительности имеет ярко выраженную творческую направленность. Поэтому очень важно осуществлять правильное целенаправленное руководство этой деятельностью, обеспечивая овладение изобразительными навыками и умениями, формировать и развивать художественно-творческие способности детей.

На примере истории отечественного дошкольного воспитания можно убедиться, что совершенно недостаточно только предоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Способность к самостоятельным творческим действиям надо тщательно воспитывать, учить детей способом таких действий.

Долгое время обучение изображению понималось в дошкольной педагогике как приобретение детьми умения передать в рисунке все пространственные свойства, а также цвет какого-то конкретного предмета. Такое обучение давало очень малый эффект в усвоении изобразительных умений и слабо влияло на развитие творческих способностей.

Выделение новых программных задач на основе последних исследований позволило перестроить систему обучения, положить в ее основу обобщенные умения, передавать в рисунке те или иные свойства, пригодные для изображения многих предметов, обладающих ими.

Подлинные художественно-творческие способности детей проявляются только тогда, когда им предоставлена свобода применять свои знания и умения по собственному усмотрению, когда поощряется проявление инициативы, выдумки, фантазии.

Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, так как занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности дошкольников. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление творчески выполнять работу, объективно оценивать его старания. Важно помнить, что именно в процессе изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики и особенностей. Эффективное руководство возможно при условии, что педагог знает и учитывает такие психические процессы как восприятие, воображение, творческое мышление.

Данные опытно-экспериментального исследования показали, что проблема развития художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников является актуальной. Качество изображения, творческие проявления напрямую зависят от технических умений и навыков, замысла рисунка и мотива деятельности.

Ребенку старшего возраста свойственно неустойчивость замысла, неполное его осознанность. Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка.

Творческие способности в передаче изображения зависят и от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Ирина Викторовна Игнатова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Читайте так же:  Программа развития детей инвалидов

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

— непосредственное общение с каждым ребёнком;

— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Восприятие художественной литературы.

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

— Тесная связь с искусством.

— Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

— Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

— Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

— Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

— Создание эстетической развивающей среды.

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

К завершению дошкольного образования (к 7 годам):

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. — Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

Консультация для родителей «Теория и технология детской изобразительной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Художественно-эстетическое развитие.

Создание условий в соответствии с ФГОС для интеграции различных видов детской творческой деятельности Создание условий в соответствии с ФГОС для интеграции различных видов детской творческой деятельности 2 слайд. Стандарт преследует следующие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: