Воспитание детей без детского сада - Aromelle.ru

Воспитание детей без детского сада

Без садика. Трудности домашнего воспитания – для мам

6 причин, по которым детей все-таки отдают в детский сад.

Пришла пора немножко поговорить о моральных трудностях домашних мам.

Пока дочка была совсем крошкой, у меня было достаточно обширное общение в среде мам, придерживающихся стиля естественного родительства. Подавляющее большинство их было твердо ориентировано на домашнее воспитание (по крайней мере, отсутствие садика до подготовительной группы). Потихонечку все отдали детей в садик по «серьезным» причинам.

Поскольку я в силу моей деятельности очень много общаюсь с самыми разными родителями, я бы хотела немножко классифицировать «безвыходные» варианты и поговорить о том, кто должен решать родительские проблемы — дети или все же сами взрослые?

Несмотря на то, что очень многим хочется думать, что в садик отдают «от безысходности», на самом деле таких случаев единицы (скажем, мама-одиночка с доходом ниже прожиточного минимума). При этом есть множество свободных и обеспеченных домохозяек, ориентированных только на садик, потому что «так надо». Мы все-таки не будем рассматривать действительно крайние случаи, тем более что в реальной жизни их слишком мало, а процент садовских детей гораздо больше.

1. Первая «серьезная» причина — у ребенка нет общения. В разговоре выясняется, что мама сидит дома и ждет, когда же ей обеспечат общение для детей, и жалуется, что никого вокруг нет. Для того чтобы перестать ощущать себя на необитаемом острове, достаточно подняться с дивана, оторваться от компьютера и выйти за дверь. Все. Я считаю, что проблему нехватки общения вполне по силам решить именно родителям: искать встречи домашних родителей в своем регионе; искать общения с садовскими детьми после сада, плотно заполняя утреннее и дневное время, чтобы ребенок не маялся бездельем; пойти в игровые группы или на кружок; приглашать к себе, ходить к другим и т.п. Вместо этого я очень часто встречаю жалобы вроде «выходили утром на площадку, там никого, общения не было, и нам пришлось отдать в садик». То есть проблему недостаточной организации общения должен решить ребенок?

Очень многие мотивируют поход в сад тем, что «ребенок стал интересоваться другими детьми, значит, нужен садик». Вы знаете, если ребенок начинает интересоваться другими детьми, это НОРМА. Да, дети тянутся к общению, просто общение не равно детский сад. Более того, изолированная от всего общества садовская группа как раз лишает ребенка выбора общения.

Здесь же необходимо добавить, что наша установка, будто ребенку ежедневно необходима целая группа, ошибочна и выросла как раз из нашего пребывания в детском саду. Ребенку вообще не нужна группа — вы сами общаетесь ежедневно в группе 20-30. человек? При этом вы же считаете, что у вас есть круг общения, друзья? Но вы их не вызываете всех сразу к себе ежедневно на 5-8 часов.

2. Вторая «серьезная» причина, по которой выбирают садик — изучение языка страны проживания, это для эмигрантов. Мы лично прошли довольно трудный путь в этом — моя дочь совсем не относится к таким детям, которые «хватают язык из воздуха». При этом мы (два взрослых родителя) вполне успешно решили эту сложную задачу. Опять же — маме нужно делать какие-то движения, искать общение, искать людей, искать занятия и их обеспечивать. Вместо этого гораздо легче сказать «но ведь дома невозможно выучить язык, нам пришлось отдать в садик». То есть — мне не хочется делать лишних движений, а там все сделают.

3. Еще одна причина — нежелание решать собственные промахи воспитания или любые встречающиеся трудности, вообще брать на себя ответственность за поведение ребенка: «Дома никого не слушается, зато в садике шелковый!», «Из нас веревки вьет, только Марьиванна может с ним справиться!», «Дома есть не заставишь, а там все съедает!» и прочее. В переводе это обозначает: «Мы как родители не хотим брать ответственность за такой-то пункт воспитания, с ним должны справляться воспитатели и дать нам результат».

Недавно на площадке случайно услышала: «Ужас, как я устала от этих летних каникул, какой кошмар! Что от меня хотят — я что, воспитательница? Я не обязана знать, что делать с детьми!» (мама про своих детей на каникулах). Родители добровольно снимают с себя родительские обязанности передают их чужим людям. Потом мы говорим о полной потере привязанности, отсутствии авторитета родителей и прочих проблемах. Мне кажется этот пункт самым негативным — родители как будто расписываются в своей воспитательной несостоятельности, а ведь это ненормально. Родители должны быть главным авторитетом, тем более в таком возрасте, а уж никак не чужие люди.

4. Общественное мнение — наверное, самая серьезная, и, конечно, «безысходная» причина. «Мы не хотели отдавать в садик, но родственники замучили» (почему взрослые папа и мама не могут решить свою проблему с родственниками и за них решает ее ребенок?). «Все знакомые отдали в садик и косо на нас смотрели» (опять же — ребенок должен решить эту проблему, а не мама поискать людей с похожей позицией?).

Я как-то в одной из статей приводила пример. Пришла к женщине соседка и сказала: «Фу, какие некрасивые занавески». Вы уверены, что хозяйка их сразу выкинет? Я сомневаюсь. А если посторонним людям не нравится ваша машина — вы поменяете? Если не нравится ваш образ жизни — от него откажетесь? Ребенок же дороже бытовых предметов, которые мы не выкидываем только потому, что посторонние люди не согласны с нашим вкусом. Но если посторонние люди не согласны с домашним воспитанием, мама отдает ребенка в садик!

5. «Я вообще-то за домашнее воспитание, но вот моему ребенку садик просто необходим». Да, очень нужно поверить, что есть такие специальные дети, которым не нужно воспитываться в семье. Такие дети, которым не нужна привязанность к родителям и модель семейных отношений. Они рождаются с потребностью к пребыванию вне семьи, в коллективах. Это в любой сфере можно встретить: «Моему ребенку явно не нужно было ГВ, он с большим удовольствием брал соску», «Моему ребенку точно не подходит высаживание» (как будто у него принципиально другая мочевыводящая система), «Моему ребенку явно не подходит домашнее воспитание» (речь идет о малышах, а не о хоумскулинге подростков). И так далее. Мама переносит свое нежелание на ребенка, и он, разумеется, принимает такую ситуацию.

6. Модель родительского поведения в подсознании. Я писала о психологической усталости от детей, и это очень серьезная тема. Мы уже третье поколение, которое воспитывалось в коллективе и не знало детства в семье (за очень редкими исключениями). Понятное дело, что это впитано с генами — родители уходят на работу, дети в садик. И когда мама остается с ребенком дома, ее начинает мучить укрепленная в подсознании модель, ей просто некомфортно внутренне и непривычно. C точки зрения ее подсознательных моделей это ненормально, и поэтому очень часто возникает депрессия разной степени и вообще какой-то внутренний дискомфорт.

Сразу ищутся внешние причины: и ребенок недостаточно общается, и не хватает развития какого-то особого, нет специальных занятий и т.п. На самом же деле на «внутренней матрице» у мамы не записан образ домашней мамы с домашним ребенком, а очень четкая картина ребенка в коллективе с воспитательницей. Вот подсознание и бьет тревогу против неправильного выполнения своей модели.

И, наконец, что-то вроде напутствия для домашних мам. Не ждите, что вас кто-то утешит. Не ждите, что вам кто-то поможет. Не ждите, что вас кто-то поддержит.

Мы уже много раз говорили о принципе даяния — утешайте других, помогайте другим, поддерживайте других. Не пытайтесь куда-то примкнуть, найти волшебное общение, где вам будет очень хорошо и спокойно. Станьте эпицентром!

Собирайте вокруг себя (не обязательно домашних мам, ориентируйтесь хотя бы на другие сферы и интересы в жизни, а там выведет). Организуйте встречи. Если в вашем районе или городе нет встреч, соберите несколько мамочек и пойдите в парк смотреть первые цветы после зимы! Соберите кружок вязания или кулинарии; обменивайтесь рецептами, ну, не знаю — выкройками, семенами цветов, кормом для рыбок. Подумайте, какие ваши знания, умения, навыки, качества характера и что угодно могут послужить другим людям и принести пользу?

Мыслите о себе не как о несчастной, одинокой и непонятой, а как о проводнике ценной информации для других людей. Вы одна в городе такая? Прекрасно, подумайте о том, что, может, хоть один человек получит сомнение в единственно верной модели воспитания, которую он имел до сих пор. Может быть, ваша должность «белой вороны» в обществе приведет кого-то к размышлению и поиску пути, а не слепому следованию готовым шаблонам? Может быть, кто-то сейчас чувствует себя одиноким и непонятым, а тут — вы?

Вообще очень хорошо помогает принцип «делай, что должен, а там будь, что будет». То есть вы уверенно следуете по выбранному пути даже тогда, когда он совсем-совсем не гладкий и впереди ничего не видно, никакого света в конце туннеля. Но если вы продолжаете, не сворачиваете и не перебегаете на чужой путь, то с течением времени (поверьте, это не очень большой промежуток, это только вначале) вы видите вокруг себя примерно таких же.

Только одно не выполнится — вы не найдете тех, кому можно пожаловаться и у кого можно искать утешения. Это к вам уже будут приходить за утешением, и вы уже пройдете достаточно для того, чтобы помогать другим.

Читайте так же:  Формы общения взрослых и детей дошкольного возраста

Так — в любой сфере. Многие думают, что есть такие специальные «успешные» люди, а есть патологические неудачники. Вы знаете, чем отличаются первые от вторых? Люди из первой категории просто делают, а из второй — ищут подходящие условия, подходящее время, подходящие обстоятельства, подходящее настроение и так далее. Потом идут еще злиться на первых: зачем это у них получается? А у первых — каждый миг подходящее время и каждое обстоятельство (каким бы оно тяжким ни было) — подходящее. Обычно это видно в профессиональной деятельности. Но в нашей теме работает тот же принцип, потому что жена и мама — это тоже профессии.

Можно ли обойтись без детского сада?

Супруг мой стал прилично зарабатывать. Он предлагает мне бросить работу и сидеть дома с младшим сыном хотя бы до школы. Сейчас нашему мальчику почти три, отпуск по уходу заканчивается через полтора месяца. Сидеть дома, если честно, уже поднадоело. Старшая дочь, как большинство детей, ходила в садик от производства. И ей и нам очень нравилось. Там и к коллективу дети привыкают, и к школе их готовят. Не знаю, стоит ли соглашаться с мужем и отказываться от садика?

Когда мы привели ребенка в школу раннего развития при гимназии, первое, о чем нас спросили, ходит ли девочка в детский сад. Если ребенок сад не посещает, плату назначали на треть больше. Странно, неужели, дома ребенок не так развивается?

Мы оба работаем. С мальчиком нашим сидела бабушка. Сейчас она сильно заболела. Инсульт, оправится, нет, еще ничего не известно. А ребенок ни в какую не соглашается идти в сад. Узнавали насчет няни или гувернантки. Дороговато, конечно, но дело даже не в деньгах. Можно ли вообще доверить дом и ребенка чужому человеку? Что за люди идут туда работать?

Человечество веками обходилось без государственных, общинных социальных учреждений для дошкольников. Появились они только в эпоху подъема крупного промышленного производства, когда развитие экономики и промышленности потребовало высвобождения дополнительной рабочей силы. Этой силой стали женщины, ранее целиком занятые домашним трудом. Поэтому, если отвечать на вопрос, можно ли обойтись без детского сада, то ответ будет положительным, если речь идет об одном ребенке, и отрицательным — если говорить о всех детях. Общество уже не сможет обойтись без системы детских дошкольных учреждений. Поэтому этот надо решать в индивидуальном порядке, с конкретной ситуации.

Каковы же психологические преимущества пребывания ребенка в детском саду?

Прежде всего, это обретение самостоятельности. В детском саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания, учатся кушать, одеваться и раздеваться, отправлять естественные надобности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже за три-четыре месяца пребывания в детсадовской атмосфере они осваивают все эти премудрости.

Второе преимущество – это детское окружение. Обстоятельство это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Посещение группы приучает ребенка взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. В возникающей между ними атмосфере коллективизма дошкольники учатся ждать своей очереди, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. И все это происходит без нудных наставлений и поучений взрослых, исключительно за счет разнообразных форм общения между детьми. Ребенок понимает, что и сам по себе имеет ценность, потому что он обладает такими качествами, как доброта, покладистость, смелость, инициативность, фантазия и т. п. Дети не просто привыкают друг к другу, а завязывают достаточно тесные отношения, подражают и учатся тому, что не умеют сами.

Наконец, еще одно преимущество детского коллектива — это избавление от эгоцентрических установок. Данное понятие было введено известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. Оно означает стремление ребенка судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицание всех остальных. Взрослые склонны потакать детям, умиляться специфической неадекватности их суждений. Сверстники радикально и достаточно быстро корректируют индивидуалистические, эгоцентрические, направленные только на самого установки друг друга. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в четыре-четыре с половиной года, в ситуации же внутрисемейного окружения взрослых эгоцентрические установки исчезают к пяти-шести годам, а иногда сохраняются и до семи-восьми лет.

Мы упомянули лишь о трех психологических моментах, существенных для формирования личности ребенка. Но не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимном питании, отдыхе, прогулках, специальных занятиях, способствующих полноценному и разноплановому развитию детей, и об уверенности родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.

Именно этими позитивными соображениями целесообразно руководствоваться, принимая решение о том, что ребенка следует отдать в детский сад.

В то же время без сада вполне можно обойтись. «Материнская школа», развитие малыша в семье ничуть не хуже любого государственного учреждения. Кроме того, у детсадовской системы воспитания есть и свои минусы.

И занятия, и режим здесь рассчитаны на усредненную возрастную норму, они не учитывают индивидуальных особенностей и отношений детей. Наверняка многие родители сталкивались с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность перенесения некоторых режимных моментов, например тихого часа, или приема нелюбимой, непривычным способом приготовленной пищи.

Другим минусом можно считать невозможность ограждения ребенка от не так уж и редко встречающихся форм нерадивого отношения персонала детского сада к своим служебным обязанностям. Кроме того, воспитатель и нянечка распределяют свое внимание между всеми детьми в группе, они руководствуются интересами большинства и требованиями администрации. По этому они вынуждены подавлять отклоняющуюся активность отдельных детей, иногда используя для этого агрессивные приемы. Выставить в раздевалку тех, кто болтает во время тихого часа, оставить без штанов на публичное осмеять детей, заигравшихся и не уследивших за своевременным удовлетворением своих естественных потребностей, насильственно кормить детей супом, когда они не успевают за другими или отказываются от его употребления, — к таким видам наказаний прибегают в детском саду. Они наносят серьезный вред развитию личности малышей.

Самым же существенным недостатком посещения ребенком детского сада можно считать ломку, которую переживает каждый ребенок, вынужденно отрываемый от домашней обстановки и привычного окружения. Малыши, не обладая способностью мыслить во временной перспективе, воспринимают каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Ломка эта длится до тех пор, пока ребенок не усвоит новый для него алгоритм встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. Даже кошка или собака, оставленная в выходные на попечение соседей, тоскует по хозяевам, ведет себя неестественно. Что же говорить о таком высокоорганизованном существе, как человек. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной обособленности жизни в детском саду. Некоторые страдают от этого месяцами. А принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.

Об этих обстоятельствах тоже не следует забывать, решая судьбу дошкольников на ближайшие несколько месяцев или лет.

Сейчас некоторые семьи прибегают к услугам специально приглашенных нянь, гувернеров и воспитателей. Ребенок при этом остается дома, система ухода и воспитания приспосабливаются под его запросы, но ломка и привыкание тем не менее присутствуют. В то же время малыш лишается преимуществ группового коллективного воспитания. Хотя ради справедливости надо заметить, что качество ухода при этом, как правило, повышается.

Наконец, выбор детского сада под влиянием таких аргументов, как экономия семейного бюджета, усталость мам и бабушек от домашних дел и прочее, если и допустим, то не может быть признан целесообразным с психологической точки зрения. Однако решение все равно будете принимать вы, а вся приведенная выше информация пусть послужит основанием для здравого размышления сомневающихся родителей.

Почему ребенок без детского сада — это естественно?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Я когда-то писала статью «Детский сад: за и против», где кратко озвучила свое отношение к дошкольным учреждениям. Но настала пора подробнее раскрыть многие аспекты и поделиться собственным опытом. Я решила начать серию статей на эту тему. И в первой статье я расскажу, почему ребенок без детского сада — это абсолютно естественно.

Наверное, стоило начать с разговоров про социализацию, занятия с домашними детьми, про контакт с мамой и приобщение к домашним делам. Но про все это я напишу немного позже. А сначала поделюсь своим мировоззрением.

Пожалуйста, если вы вынуждены выйти на работу — не читайте эту статью. Я не хочу, чтоб у вас появилось лишнее чувство вины. Лично я не работаю, мне супруг позволяет не работать. Да и вообще нашему младшему сыну всего один год.

Если ваш муж гонит вас зарабатывать деньги — не ставьте ему ультиматум. Большинство взрослых ходили в детские сады. И многие выросли хорошими людьми. Дошкольное учреждение — это не крест на судьбе ребенка. И лучше пойти работать, чем разрушить отношения с супругом и остаться одной.

Моя статья исключительно для тех, кто колеблется. Кто с радостью оставил бы малыша дома, но боится общественного мнения. И я знаю, что таких людей — довольно много!

Осознанное родительство

Я писала про естественное родительство, которое затрагивает детей в первые годы жизни. Но что дальше? Вот карапузу стукнуло два-три года. Вы долго кормили его грудью, носили на руках, вводили педагогический прикорм и спали в одной кровати.

Но в два-три года вы передаете ответственность за воспитание детей совершенно посторонней тете? Которая, как правило, очень далека от осознанного воспитания, которая реагирует на детей по своим старым установкам? Даже если эта тетя — очень хороший человек. Было бы глупо требовать от нее, чтоб она выслушивала абсолютно всех ребятишек в группе, любила их, придумывала альтернативные решения вместо наказаний?

Читайте так же:  Гост 50713-94 изделия для новорожденных и детей ясельной группы

И даже если предположить, что ваш воспитатель — герой среди воспитателей. Что он является мировым чемпионом по воспитательству, у него двести пятьдесят наград и чемодан медалей, что его зарплата представляет собой семизначное число. Даже в этом случае. Он — не мама. Не тот человек, с которым у ребенка налажена крепкая внутренняя связь. Сегодня многие психологи (например, Людмила Петрановская) говорят о важности привязанности у детей этого периода жизни.

Духовный аспект

И есть еще один важный момент. Мы назначены на роль матери самим Богом. Мы рожали детей для того, чтоб воспитывать их. И мы несем за них ответственность. Мы, а не воспитатель! И даже если наши дети вырастут нечестными подлыми людьми или алкоголиками — это будет наша вина. И мы хотя бы будем знать, что сделали всевозможное. Что мы старались не упускать своих малышей.

Что дети видят в обычных государственных садиках? Насколько духовные и сострадательные люди их там окружают? А ведь до 7 лет малыш, как губка, впитывает в себя все происходящее!

Олег Торсунов говорит, что если ребенок до 7 лет напитался благостной атмосферой и выстроил прочные доверительные отношения с родителями. Ему никакая школа не страшна. Да, он будет видеть грязь, алкоголь, пошлость. Но он будет делиться с вами увиденным. И вы сможете объяснить ему, как к этому правильно относиться.

Если же прочная связь с мамой утеряна, школьник не будет рассказывать, как ему предложили закурить сигарету. Он не будет считать родителей своим авторитетом. И неизвестно, какая дорога окажется для него привлекательнее.

Если карапуз растет без детского сада, вы можете рассказывать ему про Бога. Можете демонстрировать на своем примере, как надо себя вести. У нас дома постоянно тихонько звучит духовная музыка. Мы читаем молитвы перед едой. Я стараюсь объяснять, что мы не должны никого обижать, никому причинять зло. Будь то цветочек или дерево. А откуда я знаю, что происходит в детском саду?

Материнство — это служение. Да, с детьми бывает непросто. И я неидеальна. Я могу сорваться на ребенка. Могу допустить много ошибок. Но я постоянно работаю над собой, извиняюсь и признаюсь в любви. Это мой духовный рост, моя обязанность. И пусть я сама стану лучше, сама научусь любить своих детей, чем буду доверять это дело «профессионалу», оставаясь той же.

На мои слова люди любят отвечать: «А как же школа? Ты же не можешь ограждать детей от окружающего мира всю жизнь?»

Да, не могу. Но я могу их как-то оградить в первые годы, когда они в этом особенно нуждаются. Когда у них еще нет никаких ориентиров и спасательного жилета в виде доверительной связи с мамой.

Ведь кто такой ребенок в три года? Он только что научился говорить! Он еще очень плохо ориентируется во внешнем мире. И вы хотите, чтоб большую часть своей жизни (с 8 до 18 по пятидневке) он проводил вдали от вас?

Я думаю, наши дети пойдут в школу. Вряд ли я решусь на домашнее образование. Но у школы есть ряд преимуществ перед детским садом:

  • ребенок уже значительно старше;
  • в школе сидят не с 8 до 18, а примерно до обеда (если нет продленки);
  • в школе дети учатся. То есть сидят и стараются воспринимать слова учителя. Свободного времени там довольно мало;
  • в школе дети только учатся. А в саду еще играют, спят по команде, и вообще живут;
  • если в школе произошло что-то неприятное, ребенок может обо всем рассказать. А в 3-4 года это часто вызывает сложности.

А общение с ровесниками?

Поверьте, у моей дочери достаточно общения. Об этом я расскажу в другой раз. Но я сама выбираю для нее круг общения. И в большинстве случаев присутствую при этом.
В 3-5 лет ребенок не нуждается в постоянном общении с другими детьми. Да и в 7 лет обычно еще нет настоящей дружбы и потребности целый день быть среди одноклассников.

Исследования говорят, что потребность в социализации появляется ближе к подростковому возрасту. Понимаете? К подростковому, а не в три года!

Видео — опыт мамы:

Ждите продолжения. Подпишитесь на новые статьи и сделайте репост в социальных сетях. Простите, если я обидела вас или вызвала неприятное чувство. Я желаю вам любви и теплого контакта с детками! До связи!

Домашнее воспитание: как жить без детского сада

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети и их родители, примерно одинаковые. Итак, решено: ваш ребенок в сад не пойдет. Стало быть, вам придется общаться с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Конечно, при наличии няни или бабушки ситуация выглядит не так серьезно, но ведь и им, и мамам, сидящим с детьми, самостоятельно придется задаваться одними и теми же вопросами. Мы попробуем ответить на самые распространенные из них.

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше. Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети. Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Второй важный круг общения — детская площадка. Родители здесь объединены исключительно по территориальному признаку, и детки могут встретиться всякие, как и в группе детского сада. Отлично! Именно в этой разнородной «песочнице» ребенок научится разрешать конфликты и преодолевать сложные моменты в общении. На детской площадке малыш получает бесценный опыт самого различного свойства: от совместной лепки куличиков до умения отстаивать собственные интересы и защиты более слабых.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий. Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому). Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой. Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.

Как найти время на себя?

Каждому знакома ситуация: родители мечтают о пятиминутке тишины и покоя, а ребенок ноет, требуя уделить ему внимание — поиграть или просто поговорить. Это случается сплошь и рядом, даже когда дети ходят в сад, а уж если они сидят дома, такие требования носят практически круглосуточный характер. Проблему необходимо научиться разрешать ко взаимному удовольствию, иначе родителям (бабушкам и даже няням) грозит быстрое и почти необратимое умопомешательство. Ключевые слова здесь — совместная деятельность. Даже младенец, пока мама моет посуду, может стучать ложкой по кастрюле или перебирать безопасные пластиковые стаканы. А уж для трехлетки найдется масса дел, которые могут действительно оказаться подспорьем матери.

Договоритесь с ребенком, что, если вы заняты каким-то делом, он помогает вам поскорее с ним справиться, а потом вы вместе читаете или играете в машинки с куклами. Впрочем, если вам просто хочется поваляться на диване с журналом, с чадом тоже можно договориться: вы ему книжку с большими картинками или задание нарисовать кита в море, а он вам — 20 минут вожделенного покоя. При этом, конечно, надо попытаться максимально обезопасить квартиру: острые, режущие, колючие и прочие опасные для детского здоровья предметы не должны находиться в зоне досягаемости малыша.

Отдельная проблема — телефонные разговоры. Практика показывает, что, как только мама берет в руки трубку и звонит подруге, она немедленно становится необходима малышу. И он не успокоится до тех пор, пока не прервет разговор. Выход есть! Дети ведут себя так не из вредности, а из ревности (как это кто-то в телефоне может быть интересней, чем я) и из любопытства (о чем это мама с ним разговаривает?). Протяните малышу трубку, пусть он пару минут поговорит с вашими друзьями — этого, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы он потерял интерес к процессу. Чем спокойнее и адекватнее вы будете относиться к «приставаниям» наследника, тем проще договориться с ним о том, чтобы он выделил вам свободное время.

Как развивать ребенка? Что он должен знать к школе?

Как развивать?

Требования к уровню развития детей растут год от года, и переживания мам по поводу того, достаточно ли «образован» их малыш для своего возраста, постоянно повышают эту планку. Не поддавайтесь этой так называемой «родительской лихорадке». Исходить здесь нужно не из собственных представлений об идеальном и, естественно, гениальном малыше, не из того, что говорят умные люди в книжках и продвинутые мамы на детской площадке, а исключительно из потребностей и возможностей вашего ребенка. В сознании малыша любящая мама ни в коем случае не должна слиться с образом строгой и требовательной учительницы. Поэтому, если в процессе обучения чтению, счету или, например, рисованию у вас регулярно возникают конфликты из серии «Ну как же ты не понимаешь такую ерунду?! Немедленно сделай, как я говорю!», то раннее образование чада лучше передоверить профессионалам. Чем дольше ребенок будет думать, что учиться — это приятно, тем с наименьшими потерями он потом переживет школу.

Читайте так же:  Калгель инструкция по применению для детей

В деле дошкольного образования очень кстати придутся всевозможные развивающие центры и кружки. Отдельное внимание обратите на те семейные и детские центры, которые предлагают совместные занятия родителей и детей. Это, кроме прочего, отличный способ проведения семейного досуга, да и ребенку полезно посмотреть на маму, у которой никак не получается вылепить мало-мальски похожую на настоящую лошадь. Именно в таких ситуациях доверие детей к родителям значительно возрастает и они хорошо понимают, что не уметь чего-то делать совсем не страшно. Ну и наконец, важным аргументом за развивающие центры является подготовка к школе (как в виде знакомства с будущими одноклассниками, так и в виде приобретения необходимых навыков). Постарайтесь выбрать занятия, где ребенок не только научится чтению, письму или счету, но и сможет постепенно, без стресса привыкнуть к школьному распорядку: домашним заданиям, урокам по расписанию.

Как не избаловать?

Распространенный страх, что «домашние» мальчики и девочки вырастут слишком изнеженными и неприспособленными к жизни на самом деле абсолютно беспочвенен. То, каким будет ребенок, зависит не от того, ходит ли он в садик, а от того, как ведут себя воспитывающие его взрослые. Если вы не будете трястись над каждой царапинкой, вмешиваться в его отношения с другими детьми и сломя голову выполнять каждую просьбу наследника, то никакой синдром «мимозы из ботанического сада» ему не грозит.

Теперь о дисциплине.

Сторонники детского сада в качестве главного козыря говорят о том, что там малыш живет по определенному расписанию и волей-неволей, но организуется. Дома же выстроить четкий распорядок дня якобы невозможно. Утверждение, согласитесь, крайне спорное. Если вы хорошо умеете организовывать собственное время, то и с самым непослушным ребенком справитесь. Менее ответственным мамам придется посложнее, но и тут особенных проблем не будет. На самом деле с «домашним» ребенком можно жить по любому расписанию, важно только, чтобы оно устраивало всех обитателей дома. Главное — соблюдать последовательность действий, а не точное время их выполнения.

Просто обозначьте себе определенный промежуток, в который нужно уложиться: пусть дневной сон у ребенка будет не в два, а «в районе двух», а в магазин будет нужно успеть «до десяти». Маленькие дети очень любят ритуализацию бытовой жизни, и этим можно воспользоваться. Например, если малыш плохо засыпает, придумайте предсонный ритуал и строго его выполняйте, не забывая про мелочи: любимая пижама или игрушка, определенное печенье, вечерний сок в одной и той же кружке и т. д. Подобным образом можно регламентировать что угодно: выход на прогулку, семейные обеды, домашние дела, игры и развивающие занятия. Воспитательницы, заставляющие «садовских» детей съесть весь суп без остатка и нервно загоняющие их на дневной сон, вряд ли таким образом сумеют повлиять на организованность малышей. А вот «домашняя» мама, применив капельку фантазии, добьется в этом деле если не больших, то уж точно не меньших успехов. Как, впрочем, и во всех аспектах «дошкольного» воспитания. Подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью сказать, что в детсадовской системе нет ничего такого, чему нельзя было научить ребенка дома. Разве что мамам и папам «домашних детей» понадобится чуть больше терпения и выдержки, которых мы им искренне и желаем.

Надо знать

На данный момент в России нет единого государственного образовательного стандарта для детских садов. Существует специальное приложение к приказу Министерства образования под длинным названием «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях». Списка «Что должен уметь мой ребенок в возрасте *** лет», который страстно желают иметь многие родители, увы, нет. Текст документа состоит из множества рекомендаций воспитателям. Впрочем, из них сообразительный человек тоже может почерпнуть массу нужных родителю сведений.

К моменту окончания детского сада ребенок должен уметь:

    Играть. Вместе с другими детьми и самостоятельно; признавать и соблюдать правила той или иной игры; фантазировать и придумывать игровые сюжеты

Социализироваться. Уметь работать в команде, строить отношения с другими детьми и самостоятельно разрешать несложные конфликты; знать правила поведения в общественном месте и уметь их соблюдать; знать основы безопасности

«Художничать». Различать цвета, вырезать ножницами заданные простые фигуры, рисовать карандашами, фломастерами и красками; творчески сотрудничать с другими детьми; понимать пропорции изображаемых предметов, выстраивать композицию рисунка

«Музицировать». Петь, играть на простых инструментах, танцевать, различать музыку по жанрам. Также ребенок должен иметь представление о том, что такое чувство ритма, слух и тембр голоса

Конструировать. Изучать простые геометрические формы, их использование в различных конструкциях; строить из кубиков и конструкторов по простейшим схемам; мастерить из природных материалов

Разговаривать. Уметь грамотно строить предложения, описывать ситуации, пересказывать истории, читать легкие (детские) стихи наизусть, понимать речь взрослых

Двигаться. Бегать, прыгать, играть в подвижные игры

  • Логически мыслить и считать. Различать простые предметы по качественным признакам: форме, цвету, величине, категориям (мебель, растения, еда); понимать количественные характеристики: счет до 10, умение посчитать, на сколько частей разделили яблоки; развивать пространственные представления (верх-низ, лево-право, спереди-сзади); уметь двигаться в заданном направлении; определять время
  • Домашнее воспитание: как жить без детского сада

    Трёхлеткам и детям постарше требуется общение. Внимания родителей, бабушек и нянек недостаточно, они должны уметь строить отношения со сверстниками и разновозрастными ребятами. Поэтому, если ваш ребёнок находится на домашнем воспитании, стоит подумать о том, с кем он будет дружить. Есть несколько вариантов, и желательно использовать их все:

    • Детская площадка. На улице гуляют ребята разных возрастов, и это хорошо. За старшими малыш будет тянуться, у младших — учиться не обижать, со сверстниками строить дружбу. Не меняйте место прогулки, выберите одно постоянное и выходите гулять в одно и то же время, чтобы ребёнок мог завести друзей. О чём не стоит забывать: на площадке нельзя терять бдительность! Малейший зевок – и вот малыш уже перевернул ведро с песком на голову товарищу или, ещё хуже, столкнул друга с горки.
    • Дети друзей. Тоже хороший вариант, особенно, если дети примерно одного возраста. Однако обычно это не ежедневное общение, а вашему ребёнку требуется играть с детьми чаще. Поэтому лучше отдавать предпочтение площадке как ежедневному общению, детям друзей – в качестве компаньонов для выходных и праздников.
    • Кружки. Посещение развивающих занятий имеют сразу два преимущества: ребёнок развивается и общается, поэтому ему кружки просто необходимы.

    Спать, сколько угодно, есть, что захочется, и заниматься, чем душа пожелает – пожалуй, это прекрасно, но не за горами тот день, когда ваш кроха пойдёт в школу, а там такие вольности ему никто не позволит. Поэтому после трёх лет желательно постепенно приучать ребёнка к режиму, а это:

    1. Подъём в одно и то же время.
    2. Режимное питание полезной едой (каша, суп, котлеты, кисель и пр.).
    3. Обязательная ежедневная прогулка (а лучше две, длительностью не менее часа).
    4. Дневной сон.
    5. Отведённое время для игр и для занятий.

    Ребёнок, привыкший к режиму, меньше капризничает, потому что дети любят жить по установленным правилам. У него лучше работает пищеварение, потому что организм получает еду в одно и то же время. Он здоровее, потому что гуляет на свежем воздухе. И, наконец, он всесторонне развит, потому что в его распорядке дня есть время для занятий. Кстати, о них…

    Дошкольник должен заниматься не только тем, что ему интересно. Так, ближе к школе обычно малыши умеют:

    • Лепить животных, птиц, людей с деталями. Например, рыбка с чешуёй, человек с глазами.
    • Делать налепы, вырисовывать рельефы, лепить композиции из 2-3 и более предметов, создавая историю (сказку).
    • Рисовать линии широкие и тонкие, изображать мазками.
    • Рисовать жизненно, а не застывши: деревья наклоняются от ветра, персонажи идут, прыгают и пр.
    • Вырезать с помощью ножниц из бумаги геометрические фигуры, различать их, создавать композиции из них. К примеру, картина-мозаика из маленьких бумажных деталей различной фактуры.
    • Создавать из конструктора различные модели. К примеру, дом с гаражом и мост.

    Составьте распорядок на неделю, согласно которому и лепке, и конструированию, и рисованию, и аппликациям будет выделено своё время. Не забывайте, что дети в саду учатся ещё и пению, и хореографии, и развиваются физически на уроках физкультуры. Если вам что-то не под силу, то стоит обратиться к специалистам: посещать с ребёнком какой-то кружок, где его обучат этому.

    Чего ребёнок получит дома с избытком, если будет находиться с родным человеком, так это любовь: в детском саду всё-таки чужой человек, да и детей у воспитателей не один и не два, а три десятка! Но даже самая нежная и любящая мама может уставать, если будет находиться с малышом 7 дней в неделю 24 часа. И тогда из ласковой и доброй она может превратиться в ворчащую и нервную горгону. Чтобы этого не случилось, оставаясь с ребёнком дома, старайтесь ежедневно найти время для себя: пусть двадцать минут, выкроенных на дневном сне, но в тишине и побездельничать. Также необходим и выходной: пусть всего один, когда с ребёнком побудет муж или бабушка, но это будет день, когда вы полностью расслабитесь и отдохнете.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Aromelle.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: