Стать о развитии речи детей ушинского

Становление методики развития речи детей как науки

Русская демократическая педагогика формировалась под воздействием взглядов на воспитание революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В воспитании нового человека — гражданина, патриота, революционного борца они отводили большое место родному языку, художественному слову и считали, что такое воспитание должно начинаться с малого возраста.
Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинекого, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке.
К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!»
К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога.
Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д. Ушинекого на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Ушинский выделял два вида обучения: систематическое, или методическое, с семи лет и подготовительное, которое ребенок дошкольного возраста может получать в семье, детском саду, «малолетней» школе.
Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным.
В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно.
К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения и рассказывания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи».)
Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.
Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания. Идеи К. Д. Ушинского нашли горячих последователей среди видных деятелей дошкольного воспитания того времени — А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради, осуществлялись в практике работы первых детских садов в России начиная с 60-х годов XIX в.

Развитие методики в советский период

Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания.
Большим завоеванием Советской власти была организация детских садов и площадок в национальных районах с обучением детей на их родном языке.
Перед дошкольными работниками возникла необходимость определить содержание и наиболее эффективные пути развития речи детей. Эти задачи удалось разрешить не сразу. Период, когда устанавливались основы советской дошкольной педагогики, был сложным. Это было время борьбы с влиянием буржуазной педагогики, теории «свободного воспитания».
В методике развития речи наблюдалась известная односторонность в постановке задач перед детским садом. Основное внимание методистов было обращено на использование детской художественной литературы.
Большую роль в становлении советского дошкольного воспитания сыграла Н. К. Крупская. В своих педагогических трудах она рассматривала и вопрос о формировании речи детей. Н. К. Крупская считала речь основой умственного воспитания; словарь, его богатство — важной стороной речи. Она говорила, что словарь детей должен отражать их знания об окружающем, особенно знания о жизни людей, их труде. Так, в «Замечаниях на проект программы для детского сада» (1932) Н. К. Крупская, отмечая его недостатки, писала: «Словарь дошколят не ширится. Сказки старые говорили о людях, теперь о людях нет речи. Не ширится горизонт. Ребят надо учить слушать, развивать их речь».
Н. К. Крупская не только привлекала внимание дошкольных работников к строгому отбору содержания для речевой работы с детьми, но и указывала на необходимость использования правильных, прогрессивных методов развития речи. Первостепенную роль Н. К. Крупская отводила наблюдениям. Она писала, что ребенку необходимо «ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть ее, десяток раз повторить ее название и т. д. и т. п. Надо идти навстречу его желанию ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений». Критические замечания Н. К. Крупской учитывались при создании новых программ детского сада, имели большое значение для воспитателей, которым часто были адресованы ее выступления. Большое влияние Надежда Константиновна оказывала на формирование детской художественной литературы в нашей стране.
Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.
Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.
Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).
Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.
Практические рекомендации, содержавшиеся в книге «Развитие речи дошкольника», широко применяются до сих пор.
Большой вклад в разработку методики развития речи внесла Е. А. Флерина, первая женщина доктор педагогических наук в области дошкольной педагогики, профессор Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.
В 20-х годах Е. А. Флерина уделяла серьезное внимание работе с детской книгой. Наиболее глубоко она занималась проблемой художественного чтения детям, рассматривая его как составную часть общей системы эстетического воспитания.
Свой опыт работы с детьми, а также преподавательский опыт Е. А. Флерина отразила в первом учебном пособии, предназначавшемся для учащихся дошкольных педучилищ и студентов пединститутов,— «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933).
Основные разделы этого пособия были посвящены разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям, детскому рассказыванию. Ценно, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требование бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов при передаче его детям (например, беседы по прочитанному).
Дальнейшее развитие теории и практики дошкольной педагогики обусловливало необходимость совершенствования программ детского сада. В 1938 г. вышел новый программно-методический документ — «Руководство для воспитателя детского сада». Важно то, что в этом документе перед детским садом была поставлена одна из главных задач — развитие речи детей. Материал по речевой работе был выделен в самостоятельную главу. В ней излагались такие требования как воспитание выразительности детской речи, навыков поведения в процессе речи; указывались некоторые пути и средства для решения этих задач. Недостатки «Руководства» заключались в том, что оно предъявляло мало требований к выработке правильного звукопроизношения, к связной речи детей, а как основные методы работы предлагались чтение и рассказывание детям.
Дальнейшая разработка вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста нашла отражение в новом издании «Руководства для воспитателя детского сада» (1945), где было усилено внимание к родному языку, а также к ознакомлению детей с окружающим.
Этот период характеризуется не только совершенствованием содержания программно-методических документов, но и появлением научных исследований в области методики развития речи, широкой популяризацией лучшего опыта воспитателей по формированию речи детей.
Нужно отметить, что и во время Великой Отечественной войны не прекращалась работа по совершенствованию дошкольного воспитания. Педагоги уделяли огромное внимание воспитанию у детей патриотизма, знакомили с родной природой, с родными местами, с русским народным творчеством. Произведения народного творчества рассматривались как могучее средство воспитания у ребенка любви к своей Родине.
В 1948 г. Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР был разработан ценный документ — методическое письмо «Родной язык в детском саду», в котором нашло отражение многообразие средств и методов работы по развитию речи.
Дальнейший этап в становлении методики развития речи связан с разработкой в дошкольной педагогике проблем обучения в детском саду. В 1948 г. состоялась Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию, которая подвела итоги научно-исследовательской работы за последний период, наметила новые задачи в этой области. На конференции широко обсуждались как общие вопросы (характер дошкольного обучения, его влияние па детей), так и конкретный опыт методики обучения детей родному языку.
Большой интерес вызвала работа А. П. Усовой об использовании народного творчества, в том числе словесного, в воспитании дошкольников.
Постепенно в результате целенаправленной деятельности научных и практических работников сложилась система обучения родному языку в детском саду.
Для воспитателей начали издаваться пособия по родному языку, регулярно печатались сборники статей, отражающие лучший опыт работы в детском саду.
В 1956 г. впервые вышло в свет учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», которое в дальнейшем неоднократно переиздавалось.
В 50—60-е годы много внимания уделялось такому новому разделу в работе по развитию речи, как формирование грамматически правильной речи. Воспитатели и научные работники опытным путем пытались выяснить, как помочь детям наиболее быстро и легко овладеть сложным грамматическим строем русского языка. Большой вклад в это дело внес А. Н. Гвоздев.
Ценно, что в дошкольной дидактике тех лет обучение рассматривали как воспитывающий процесс. Особое значение придавалось обучению детей способам действия, развитию способности наблюдения. Естественно, что внимание воспитателей привлекалось прежде всего к новой проблеме — методике и содержанию речевых занятий, в то же время возникло отставание в другом вопросе — развитие речи в других видах детской деятельности.
Полый этап в становлении дошкольного воспитания, а значит, и методики развития речи произошел в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В постановлении предлагалось с учетом местных условий объединить ясли и детские сады в единое дошкольное учреждение, разработать единую программу воспитания, что и было далее реализовано.
В 1960 г. был создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. Среди других лабораторий там начала действовать лаборатория развития речи.
Коллектив лаборатории принял участие в изучении вопросов преемственности в развитии речи детей на разных возрастных этапах, в том числе в раннем детстве. Материалы этих исследований были использованы в программе детского сада, утвержденной в 1962 г., и затем усовершенствованной в 1969 г.
Выходившие в дальнейшем переиздания «Программы» в области развития речи сохраняли стабильными речевые нормативы первого издания, в них лишь конкретизировались отдельные требования, уточнялись списки рекомендуемой художественной литературы. В целом, для современной «Программы» характерно усиление внимания к проблемам умственного и сенсорного воспитания, самостоятельности и творчества детей.
60—70-е годы характеризуются изучением разнообразных вопросов методики развития речи.
Разрабатывается новая для методики проблема фонематического восприятия детей (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин и др.), проводится долговременный эксперимент по обучению дошкольников грамоте в детских садах. На научной основе строится вся система ознакомления детей с социальными явлениями. Развитие речи детей изучается в тесной связи с проблемами умственного воспитания.
Современный подход наблюдается и в разработке проблемы словарной работы, которую тесно связывают с сенсорным воспитанием. Указывается, что ребенка необходимо учить выделять в предмете наиболее значимые, существенные в данных обстоятельствах признаки, свойства, причем не просто воспитывать умение различать и называть отдельные изолированные качества, а формировать способы обследования предметов, обобщенные знания и умения, которые в конечном итоге помогут ему лучше ориентироваться в окружающей жизни (В. И. Логинова, В. Н. Аванесова, Г. М. Лямина, Ю. С. Ляховская).
Новые задачи, выдвинутые в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.), призвали к совершенствованию всестороннего воспитания в детских садах, к улучшению специальной подготовки детей к школе.
В дошкольной педагогике 60—70-х годов основное внимание уделялось преодолению разрыва между изучением проблем обучения и воспитания и вопросов детского развития.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977 г.) активизировало исследования по повышению эффективности занятий в детском саду, достижению полной преемственности в работе дошкольных групп и начальной школы. Так, в конце 70-х годов проявилась характерная тенденция — создание и широкая опытная проверка систем занятий по развитию речи, рассчитанных на полный учебный год. Результаты многолетних исследований опубликовывались в печати в виде сборников занятий и внедрялись в массовую практику.
Отрадно, что в этих разработках были преодолены недостатки, на которые указывал, анализируя состояние дошкольного воспитания до 60-х годов, А. В. Запорожец: завышение требований к умственному развитию, чрезмерная сложность художественного материала, сухость в организации занятий.
Современные задачи воспитания и обучения в детском саду диктуют необходимость совершенствования форм организации самостоятельной художественной деятельности детей. Так, в НИИ дошкольного воспитания были проведены исследования на темы организации детской художественно-речевой деятельности, создания необходимой для этого предметно-пространственной среды. Интересны попытки создания нового типа комплексных занятий, объединяющих различную художественную деятельность (речевую, изобразительную, музыкальную).
Следует также отметить новую тематику в научных исследованиях конца 70-х годов — руководство детским словообразованием как особым способом называния предметов (НИИ дошкольного воспитания), изучение путей оптимизации формирования речи, в том числе роли проблемно-поисковых ситуаций, творческих заданий (кафедра дошкольной педагогики Ростова-на-Дону).
Для всех упомянутых исследований характерно внимание к усилению развивающей роли традиционных форм работы с детьми.
В настоящее время, в период развитого социализма, когда возникла новая историческая общность — советский народ, возросла роль русского языка как языка межнационального общения. В этих условиях обучение русскому языку как второму в национальных детских садах имеет государственную значимость и актуальность. Организовано обобщение опыта такого обучения, имеющегося в Грузии, Узбекистане и других союзных и автономных республиках, разработаны типовые методические материалы и наглядные пособия, ведется научное изучение этой социально-значимой проблемы.
Потребности практики, совершенствование работы детских садов выдвигают перед методикой развития речи все новые проблемы. Перед ней, как и перед дошкольной педагогикой в целом, стоит серьезная перспективная задача — определение потенциальных психофизиологических возможностей ребенка дошкольного возраста, которые в настоящее время реализуются еще не полностью. Важно также обеспечить единство формирования практических, умственных и художественно-речевых способностей детей.
Более четкие рекомендации нужны по вопросам последовательного усложнения работы над речью детей в течение учебного года во всех возрастных группах. Не решены полностью проблемы активизации и индивидуализации обучения родному языку, преемственности в работе по развитию речи детей в детском саду и начальной школе.
В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» поставлена задача — «создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ». Это диктует необходимость усиленного изучения проблемы формирования речи детей и специфики обучения грамоте детей седьмого года жизни.
Важно развивать дальше прикладное направление методики. Неоценимую помощь окажут воспитателям систематизированные сборники занятий, которые суммировали бы все лучшее из методического наследия и которые являлись бы результатом коллективного труда ученых, методистов, практиков. Необходимы также комментированные описания опыта работы передовых педагогов за длительные периоды.
Нужны и научные разработки вопросов планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей, а также контроля и оценки деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом по этому разделу.
В заключение следует подчеркнуть, что современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода. Нельзя и ныне считать эту методику полностью сложившейся, — она продолжает обогащаться и совершенствоваться. Задачи строительства коммунизма в нашей стране, изменения в системе начального образования — все это настоятельно требует дальнейшего совершенствования методики развития речи.

Читайте так же:  Как приготовить супчик для 9 месячного ребенка

Содержание:

Константин Дмитриевич ушинский «Умные сказки» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гаджиева О.А.

Целью работы является знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского писателя К.Д Ушинского. В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются произведения Ушинского. Это и басни, притчи и произведения, написанные и обработанные Ушинским. Ведь источником произведений Ушинского являются русский фольклор. Почему фольклор? Да ведь, в нём заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям. В современной педагогике дошкольный возраст рассматривается как промежуточное звено между дошкольным детством и последующим систематическим образованием в школе. Грамотная, правильно построенная речь – основа развития современного ребёнка.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гаджиева О.А.,

Текст научной работы на тему «Константин Дмитриевич ушинский «Умные сказки»»

Константин Дмитриевич Ушинский «Умные сказки»

воспитатель ГБОУ «Школа 1747», Москва, Россия

Аннотация. Целью работы является знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского писателя К.Д Ушинского. В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются произведения Ушинского. Это и басни, притчи и произведения, написанные и обработанные Ушинским. Ведь источником произведений Ушинского являются русский фольклор. Почему фольклор? Да ведь, в нём заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям. В современной педагогике дошкольный возраст рассматривается как промежуточное звено между дошкольным детством и последующим систематическим образованием в школе. Грамотная, правильно построенная речь — основа развития современного ребёнка.

Читайте так же:  Можно ли полоскать рот ребенку фурацилином

«Константин Дмитриевич Ушинский»

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

«Сделать как можно больше пользы моему отечеству, вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Писал Ушинский

Его по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.

К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей. Что в дальнейшем послужило основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.

Ушинский тесно связывал развитие речи с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей — дар слова, подчеркивал он, значит развивать у них логичность мышления.

Многие взгляды Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике.

К.Д. Ушинский как основоположник методики развития речи.

Основные положения о роли родного языка в формировании человека:

1. Язык — это результат воздействия на человека объективного мира и отношение человека к нему.

2. Язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа.

3. Язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нем. Язык знакомит с обществом, его

историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа.

Эти положения определяют основные цели, методики обучения детей родному языку:

1. Развивать у детей способность самостоятельно выражать свои мысли.

2. Помогать детям усваивать формы языка, выработанные как народом, так и литературой.

3. Помогать детям усвоить логику языка, чтобы правильно выражать свои мысли.

Ушинский подчеркивал, что всех этих целей необходимо достигать одновременно, а

не последовательно. Для этого он определил содержание, средства и методы обучения, обеспечивающие развитие речи, мышления, нравственных и эстетических чувств ребенка.

Язык — могучее средство развития индивидуума. С его помощью ребёнок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества и литературы в деле воспитания у детей любви к родному краю, к своему народу, его традициям, обычаям, любви к природе, к труду,

Он считал язык воспитателем доброты, честности, гуманности, чувства общественного долга.

Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках «Детский мир» и «Родное слово». Широко использованные в них образцы народного словесного творчества обладали гражданской устремленностью, служили целям обучения и воспитания ребёнка.

Книга «Детский мир» была создана как учебное пособие для чтения для детей примерно 10-12 лет. Оригинален был замысел Ушинского — соединить в учебной книге познавательный и художественный материал, дать два рода чтения: логическое и художественное, эстетическое (Ушинский называл его «плавным и изящным»).

По мысли педагога, художественные произведения, прочитанные параллельно с научно-познавательными должны создать новое качество восприятия, развивать в единстве и мысль, и чувство,и дар слова.

Читая статьи о природе, животном мире своего края, размышляя о прошлом дети учатся ценить и понимать материальную и духовную культуру Родины. Патриотизм для них уже не будет абстрактным понятием.

Наибольший интерес представляют маленькие рассказы и басни Ушинского.

В каждом из них есть сюжет, герои с четкими характерами. Мораль, выраженная в них, вполне ясна ребенку.

В баснях прославляются:

• Сочувствие и верность

• Ложь и другие отрицательные качества.

Основная мысль доступна детям, рассказы заставляют размышлять.

Книга «Родное слово» затрагивает широкий круг представлений и понятий (семья, обычаи, праздники, домашние животные, труд и тд)

«Дитя мыслит образами» — писал Ушинский.

Большую роль играет наглядность — рисунки к текстам.

По словам Ушинского поговорки, прибаутки, скороговорки также помогают развить у детей чутье к звуковым краскам языка.

Особенно ценил Ушинский народные сказки, по его мнению они таят в себе огромную воспитательную и образовательную силу.

«Родное слово» включает в себя все виды русских народных сказок:

кумулятивные («Колобок», «Репка», «Мена»),

сказки про животных («Два козлика», «Ворона и рак», «Лиса и гуси»)

волшебные, бытовые («Два плуга»).

Авторские сказки Ушинского «Бишка», «Васька», «Уточка», «Петушок с семьей» также тяготеют к народному творчеству.

Они написаны ритмизированным слогом, украшены прибаутками, уменьшительными и увеличительными суффиксами.

В этих рассказах животные разговаривают спорят друг с другом, общаются с ребенком. Они друзья человека. Приём «очеловечивания» оживляет познавательный материал, эмоционально его окрашивает.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются книги Ушинского. Особенно эта работа интенсивно проводится по развитию у детей художественно- выразительной речи.

Это и басни, притчи, произведения, написанные и обработанные Ушинским.

Ведь источником произведений Ушинского являются русский фольклор. Почему фольклор? Да ведь, в них заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

Использование произведений К. Д. Ушинского в развитии речи ребёнка старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст сегодня рассматривается как промежуточное звено между дошкольным детством и последующим образованием в школе, поэтому особенно важно в этот период обращать внимание на становление различных видов деятельности.

Грамотная речь — основа развития современного ребёнка.

Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Она является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей.

В 2014 году отмечается 190- лет со дня рождения К.Д.Ушинского. Поэтому в сентябре-ноябре нами были проведены ряд занятий по ознакомлению детей с жизнью и творчеством автора.

Начались наши занятия, конечно же, со знакомства с портретом Ушинского, с его рассказами и сказками в общих чертах. Сказали, что писал он о таких же детях, о природе, животных.

В книжном уголке были выставлены книги Ушинского для свободного доступа детям. Несколько книг ребята принесли из дома.

Знакомство продолжилось чтением рассказа « Четыре желания», мы с ребятами почитали, посмотрели иллюстрации. Обсудили, чем то или иное время года лучшее. Пересказали.

На музыкальном занятии слушали П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

На занятии по рисованию рисовали своё любимое время года. В свободное время ребятам была предложена настольно печатная игра « Времена года»

Затем мы познакомились со сказкой «Спор животных», также прочитали, обсудили, чем то или иное животное «полезно» для человека, чем помогает ему.

На занятии по аппликации ребята наклеивали животных (корова, кошка, коза) предварительно вырезав их части из геометрических фигур. В свободное время ребята играли в настольные игры «Животные» И « Кто где живет».

Активное участие принимали также и родители, после того как детям было предложено рассказать и принести фото своего домашнего животного, была сделана групповая стенгазета. Некоторые сделали личные газеты.

Затем вниманию ребят была предложена сказка «Спор деревьев». Также почитали, обсудили, пересказали.

На музыкальном занятии мы разучили танец и песню «Осенние листочки».

На занятии по лепке ребята лепили «Веточку рябины», «Разноцветные листья».

На рисовании обводили по трафарету листья, затем закрашивали их восковыми мелками, и обклеивали методом обрывной аппликации.

Вместе с родителями дети дома сделали и з природного материала «Осенние поделки»

При знакомстве сказки «Ветер и солнце» , мы смотрели слайды к сказке. Наблюдали за изменением ветра, сравнивали его с летним. Разучивали заклички о солнышке. Провели викторину по этой сказке.

Читайте так же:  Лечение эзофагита у детей

22 слайд: После прочтения и обсуждения рассказа «Утренние лучи», мы с ребятами продолжили петь заклички о солнышке.

На занятии по лепке лепили на картоне солнечные лучи.

23 слайд: Особенно понравилась детям сказка «Два козлика». Она вызвал бурное обсуждение, кто же у нас в группе иногда ведет также, как эти козлики. На некоторых ребят, эта критика подействовала благотворно. Затем ребята много обыгрывали эту сказку с пальчиковым, и настольным театром.

На музыкальном занятии дети с увлечением играли в игру «Козлики»

24 слайд: сказка « Жалобы зайки». После прочтения мы провели интегрированное занятие по аппликации с элементами рисования «Зайка» ( в два этапа), где мы наклеивали вату на подготовленный заранее шаблон, затем закрашивали фон.

И здесь продолжилось сотрудничество с музыкальным педагогом, на одном из занятий разучивали песню с движениями «Зайку мы будили»

25 слайд: Как уже я говорила выше, родители принимали активное участие. Читали с детьми дома. Смотрели мультфильмы по сказкам. Делали стенгазеты и альбомы с рисунками по сказкам Ушинского.

В конце нашего проекта мы планируем провести большую викторину по сказкам и рассказам Ушинского, с включением в неё игр, песен разученных во время знакомства с творчеством Ушинского

26 и 27 слайды: За огромный вклад в дело развития образования имя Константина Дмитриевича осталось на века. Его именем в Москве названа библиотека, проходя мимо которой можно увидеть памятник великому писателю и педагогу.

В Ярославле в его честь назван Ярославский Государственный Педагогический Университет.

За заслуги в педагогической деятельности педагогам и по сей день вручается Медаль К.Д.Ушинского.

Ушинский К.Д. — родоначальник методики развития речи у детей

в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место.

В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа.

Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. А главное – усваивает все это легко и скоро: в 2–3 года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет последующего прилежного учения. Практическое освоение языка – необходимая основа для изучения языка в школе.

К. Д. Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения. Это требование было прогрессивным, поскольку в России тех лет наблюдалось преклонение перед иностранным языком и иностранными педагогами.

К. Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т. е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка.

Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения. Заслуга К. Д. Ушинского состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Логические и речевые упражнения, тексты для чтения отражали доступный и интересный детям мир народной жизни.

К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Взгляды Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России и положены в основу разработки отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста.7 в. Ушинский-родоначальник методики развития речи

К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Взгляды Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России и положены в основу разработки отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста.

Дата добавления: 2015-10-18 ; просмотров: 4863 . Нарушение авторских прав

1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку

К.Д. Ушинский о материальном происхождении языка, о значении обучения детей родному языку.

Цели, принципы и методы развития родной речи.

Значение книги «Родное слово» в системе обучения родному языку.

1. Константина Дмитриевича Ушинского по праву признают основателем методики развития речи детей как науки. Он научно обосновал основные цели, принципы и методы первоначального обучения детей родному языку. Продолжая прогрессивные идеи педагогов-демократов, Ушинский считал, что процесс познания окружающего мира осуществляется эмпирическим методом (т.е. путем отражения действительности внешнего мира в сознании человека), в ходе совместной деятельности педагога и ребенка. Он отстаивал идею материального происхождения языка, считал язык следом духовной жизни народа. С усвоением языка дети усваивают мысли и чувства предыдущих поколений – в этом проявляется роль языка и мышления.

Основополагающая мысль Ушинского заключается в том, что родной язык является главным предметом изучения для ребенка и все обучение основам наук должно проходить только на родном языке после его усвоения. «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», – подчеркивал великий педагог. Обучение иностранному языку, по мнению Ушинского, способствует развитию логики ума, расширяет сферу общения, но должно идти после усвоения родного языка. Большое значение педагог придавал народному творчеству в обучении родному языку и развитию чувств, эмоций и воображения ребенка, подчеркивая красоту, меткость, образность малых форм фольклора и сказок.

2. Обосновывая методику первоначального обучения родному языку для детей с 2 до 7 лет, Ушинский определил принципы:

— обучение языку должно идти через ознакомление с окружающей жизнью;

— целенаправленное руководство взрослым и совместная деятельность взрослого и ребенка;

-наглядность обучения (использование натуры, картин, моделей).

Большую роль в развитии речи он отводил художественной литературе: определил круг детского чтения, сформулировал требования к детской литературе. К.Д. Ушинский полагал, что литературное произведение «должно только удовлетворять уже развивающемуся чувству в детях», потому выбор его для ребенка достаточно затруднителен. Он предложил следующие принципы отбора пословиц, поговорок, загадок и др. жанров: внешняя живописность, нравственный смысл, доступность детскому пониманию.

Кроме того, К.Д. Ушинский сам писал рассказы и сказки для детей, которые и сегодня входят в программу детского чтения («Умей обождать», «Четыре желания», «Утренние лучи»). Известны также народные сказки в обработке Ушинского.

Ушинский выделил три основных цели обучения родному языку:

— Развивать дар слова, т.е. обучить детей умению точно и правильно называть словами предметы и явления окружающего мира, их признаки и действия с ними.

— Учить облекать свои мысли в наилучшую форму. Это значит научить детей рассказывать логически, последовательно. При этом ребенок может сам выбрать тему рассказа, сюжетного или описательного.

— Подготовить ребенка к изучению грамматики как науки путем практических упражнений. Ушинский разработал серию упражнений со словами, предложениями в занимательной игровой форме с опорой на картинки.

3. Наиболее полно весь литературный и дидактический материал для обучения детей родному языку представлен в книге «Родное слово» (1864 г.). Книга содержит три части:

— в первой дается дидактический материал по развитию словаря детей (названия предметов по группам, неоконченные фразы и предложения, пословицы, поговорки, потешки и картинки для занятий с детьми);

— во второй части приведен материал для чтения (сказки, рассказы) и в системном порядке образцы словесных упражнений;

— в третьей части – литература для ознакомления детей с литературой, культурой, традициями народа (легенды, думы).

Таким образом, «Родное слово» Ушинского можно считать первым методическим пособием по развитию речи детей. Большинство идей и рекомендаций К.Д. Ушинского легло в основу дальнейших педагогических исследований разных сторон речевого развития ребенка.

Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

Ушинский, К. Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1981. – с. 89–151.