Ребенку 1 год отстает в развитии - Aromelle.ru

Ребенку 1 год отстает в развитии

Моторное развитие детей до года

Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.

Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.

Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.

Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.

При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.

С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.

На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.

6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.

Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.

На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.

Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.

На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.

К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.

Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.

Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.

Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.

Читайте так же:  Можно ли детям пить сок лопуха

Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Ребёнок 1.5 отстает в развитии

Добрый день! Хотела бы получить консультацию невропатолог. Моему сыну год и пять. Родились мы на 38 неделе. Садиться ползать ходить он начал вовремя. С этим проблем слава богу нет. Можно сказать, что он у меня вообще не говорит. Только на своем. И вот буквально недавно «мама» и «папа». И то половину он говорит можно так […]

Добрый день! Хотела бы получить консультацию невропатолог. Моему сыну год и пять. Родились мы на 38 неделе. Садиться ползать ходить он начал вовремя. С этим проблем слава богу нет. Можно сказать, что он у меня вообще не говорит. Только на своем. И вот буквально недавно «мама» и «папа». И то половину он говорит можно так сказать в воздух. Из животных знает киску и собачку. Собачку изображает. Остальных животных как в книжках не показывай все равно не показывает. Он вообще на просьбу показать ничего не показывает. Только глазки иногда. Хотя у меня внутреннее ощущение что он прекрасно знает и где у него ножки и ручки .и все тому подобное. Обращённую речь к нему слышит такое ощущение только тогда, когда ему это надо)) для примера если я ему скажу пошли мультики смотреть или пошли мыться, есть… он победит это делать. А что-то принести почти не допросишься. Иногда может сделать. а бывает как об стену Горох. совершенно не понимает что причиняет боль. как мы с мужем уже не пытались. Методов было много. Он бьёт и смеется и меня м мужа и кошек. Если честно я в отчаиние! Слово нет тоже не понимает. хотя спросишь его. допустим здесь этого нет. Он крутит головой повторяет что не. И «да» также. Т. е. что-то он отлично понимает и повторяет за нами. Знает что дверь открывается ключами. Как включить пылесос. То что папа ремонтирует… он бежит ха своими инструментами помогать… К тому же он супер активный. Вечно в движении .Как дома так и на улице. Все детки в песочнице. Мой носится кругами по двору
И смеётся. Вообщем у меня противоречивые чувства… не слышит ?? Или не хочет слышать? Не понимает? Или не хочет понимать.

Ребенок в 1 год отстает в развитии. Ваш совет?

Вся изволновалась, не знаю, что делать! Сынуле 1 год и он сильно отстает от своих сверстников, а именно: не умеет ходить (за одну ручку и то недолго), невролог прописала «парафиновые сапожки» и тонизирующий массаж, завтра начнем ходить на процедуры; не показывает, где глазки, носик, мама, папа, птичка, киса и пр., не исполняет просьбы вроде «дай», «смотри» и пр., не говорит ничего, кроме «кака» и то неосознанно, никакие мои действия не повторяет. Также отстает в росте и в весе, в год мальчики должны весить около 12 кг и быть ростом 75 см, а наш весит 10 кг и ростом всего 71 см. К полутора годам малыш должен говорить 15 слов, а он даже «мама» не говорит. В общем, отставания по всем параметрам! Педиатр ничего толком не говорит, да и доверия к ней нет, молодая, неопытная… Так вот я не знаю, что делать — обращаться к платным специалистам или успокоиться, что это просто особенность моего ребенка?

я не вижу отставаний особых… думаю вы преувеличиваете, мой хорошо и именно словом мама сказал только в год и полтора месяца… а до этого мамамама и все… насчет веса и роста это вообще глупости, а ходить вроде до года и 2 мес. можно ему учится и учится

Насчет роста и веса вообще не парьтесь. Насчет того, сколько говорит, тоже — абсолюно нормально! Мой и в 2 года 15 слов не говорил, а мама сказал в 1,8! Главное — понимает. Он понимает, когда вы с ним разговариваете? Реагирует на свое имя? Дает какие-то вещи, когда просите? Надо комплексно смотреть. Массаж — важно. Он у деток не только мышцы стимулирует, но и развитие мозга (физиология такая). Обязательно поводите на массаж. Ну а то, что у него шила в ж%пе нет, хорошо! Не всем быть егозами.

хм, ну мой сам пошел в год и месяц. показывать носики и прочее до полутора лет не хотел, ему это было просто не нужно и не интересно, зато мог вытереть рот, нос по просьбе. говорить тоже не особо хотел.

ну по размерам правда большой был

мы в год были 10 кг и 70см, у подруги сын пошел в 1,4. Не так все страшно у вас, но последить нужно.

с чего вы такой ярлык на малыша клеите))))все детки разные и нет у вас ни какого отставания в развитии

сходи к неврологу.у меня тоже ничего не говорит толком.и ходить только начинает.

Невролог парафин назначила и массаж, но нас записали на массаж только на 16 сентября, а на парафин завтра пойдем. У подруг детки уже все умеют… Досадно(

у меня племяш ходит с 10 мес, а моя младшая старше на полтора месяца и только начинает.а старшая толком заговорила в 2,5 года.

мы тоже не показываем глазки носики, а если что-то просишь то разворачивается и убегает))))что-то вы совсем своего ребенка обижаете)))))

и да, мы в год весили 9600)и педиатр сказала что это идеальные показатели)))

мы почти в 8 месяцев весим 7200… думаете к году будем больше 10кг??))))

Малыш никому ничего не должен. Вес ребенок к году должен утроить, поэтому я думаю 10кг это нормально. А разговаривать все очень по разному начинают. Старший у меня например вообще не ползал. Тоже говорили — отстает! Зато сам встал и пошел в 11 месяцев… Вот тебе и отсталый! А заговорить ребенок может в любой момент, и не переживайте! Не равняйте всех под одну гребенку! Все детки разные)))

у меня ребенок в 3 года весил 12 кг, а вы в год уже 10. Зря переживаете, дети все разные, люди все разные, все по-разному развиваются.Не вижу у вас особых проблем в развитии.

Елена, не переживайте! Ваш ребенок НЕ отстает в развитии, это все бредни. Парафин.сапожки назначили из-за тонуса, нам аж два раза назначали, при то, ребенок уже ходил. То что не говорит, тоже не страшно. У меня сын меня мамой назвал в 1,6г. Слово киса например не говорит до сих пор, а на кошку и собаку мяукать, авкать начал буквально летом. В год мы весили 9800 и ростом 75см. Сейчас мы 87см и вес почти 13кг. Правда мы кашееды, супы не едим, одни каши вот и вес пошел вперед. Вы посмотрите, может у Вас в семье кто то начал поздно говорить? Например, у меня старший брат очень долго не разговаривал, ему тоже говорили что дебил, отстает в развитии, а он просто не хотел разговаривать. Муж тоже довольно поздно начал говорить. Мы ходим к очень хорошему неврологу платно, она сказала что мальчики как правило сейчас позже начинают говорить, тем более если ребенок растет в городской среде. И если до двух лет не начнет говорить это тоже нормально! Я Вас очень прошу, не загоняйтесь. Ваш ребенок абсолютно нормальный. =))))

Проект «Дети»: Как понять, что ребенок 1-3 лет отстает в развитии

В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.

Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.

Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет», которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.

ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет», которые можно оставить в комментариях.

Читайте так же:  Ангина с гнойниками лечение у детей

Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала Kaktus.media, что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.

Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.

Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

Ребенок 1-2 года

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. Имеет плохой аппетит.
  2. НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
  3. НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
  4. НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
  5. НЕ следит за движущимися предметами.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ отвечает на свое имя.
  2. НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.
  3. У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  1. НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
  2. НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ играет в подвижные игры.
  2. Неуверенно двигается, часто падает.
  3. НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
  4. Плохой аппетит.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ отвечает на свое имя.
  2. НЕ общается с детьми и взрослыми.
  3. Ребенок сосет большой палец руки.
  4. У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
  5. НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  1. Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
  2. НЕ реагирует на других.
  3. НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
  4. НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  1. НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
  2. НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
  3. НЕ отвечает на простые вопросы.
  4. НЕ выражает словами свои потребности и желания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет

  1. Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
  2. Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
  3. Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
  4. Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.

  1. Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
  2. Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.
  1. Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую «выбрал» мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
  2. Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.

© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

Не отстает ли ребенок в развитии?

Ответить на этот вопрос вам помогут простые тесты и рекомендации психологов и коррекционных педагогов — специалистов, которыми разработаны целые программы для своевременного выявления и коррекции тех или иных особенностей развития малышей от рождения до 3 лет.

Как понять, слышит ли ваш малыш?

Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух — проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить. Как проверить слух ребенка? Очень просто. Для этого можно воспользоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой (Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая — нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая — гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья — манкой, ее сотрясение создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подает сигналы со спины малыша, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или «сидит» на стуле на руках взрослого, взрослый вступает с ним в эмоциональный контакт. По его сигналу другой взрослый, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой — пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

До 4 месяцев малыш реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует. Однако обследование и в этом возрасте следует начинать с более тихих звуков (первая — баночка, заполненная манкой, затем — гречкой и только потом — горохом), чтобы уловить реакцию малыша, поскольку при повторных предъявлениях реакции крохи быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху).

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек (с манкой, гречкой и горохом). Дитя определяет направление звука: поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: «Покажи носик, ушки, ручки. «. Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем — шепотом; вначале около ребенка, а потом — в 6 метрах от него.

Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха).

Вам может показаться, что гораздо легче сходить в детскую поликлинику к лор-врачу. Но, к сожалению, даже опытному отоларингологу сложно диагностировать нарушения слуха у ребенка в раннем возрасте. Поэтому необходимо, чтобы детская поликлиника направила вас с малышом в близлежащий сурдологопедический центр или сурдологопедический кабинет.

Как понять, видит ли ваш малыш?

Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.

Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

К возрасту 4 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширение при его удалении.

С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ваш малыш мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской, Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором одновременно рассыпаны крошки белого и черного хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба — на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. Постарайтесь проконсультироваться у врача офтальмолога (специалиста, занимающегося проблемами нарушения зрения).

Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?

Понаблюдайте, может ли ваш кроха к 4 неделям удерживать голову в положении на животе; умеет ли он к концу 3-го месяца лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья. Обратите внимание, что к 3-4 месяцам у ребенка должен исчезнуть повышенный тонус в мышцах, а к 6 месяцам он может свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. В 7 месяцев должен хорошо ползать (много, быстро, в разных направлениях). К 8 месяцам может сам садиться, сидеть и ложиться; придерживаясь руками за барьер, сам должен вставать, стоять и опускаться; переступать, держась за барьер. Обратите внимание, может ли ваш малыш стоять самостоятельно и делать первые шаги в возрасте от 11 до 12 месяцев. Может ли свободно пройти 20 шагов к 1 году 3 месяцам. Бегает ли он свободно к полутора годам. Может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки к 1 году 9 месяцам.

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить детского невролога.

Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Гулит ли ваш ребенок в возрасте от 2 до 4 месяцев. Начал ли он произносить слоги лепета в возрасте 5-8 месяцев. Много или мало у крохи слогов лепета, есть ли в них разные интонации. Подражает ли малыш новым слогам, которые слышит от вас в возрасте 10 месяцев. Появились ли первые слова-обозначения к году. Подражает ли вам, произнося простые слова в возрасте полутора лет. Использует ли при общении с вами фразу из 2-3 слов в возрасте 2 лет.

Оценить речевые возможности вашего малыша вам поможет педагог логопед (специалист, занимающийся проблемами речи). Попросите его также проверить слух вашего ребенка.

Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога. Для этого в стране создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Службы и центры ранней помощи активно работают уже многие годы, их количество постоянно растет. В этих центрах совместно с врачами работают высококвалифицированные специалисты: психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, а также педагоги, которые будут проводить занятия с вашим ребенком.

Запомните, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Имейте в виду: развитие ребенка в раннем возрасте (и особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно. Консультация у специалистов психологов, логопедов или коррекционных педагогов не будет лишней и поможет вашему малышу расти здоровым, успешным и счастливым.

Своевременно получив помощь и поддержку центра или службы ранней помощи, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу!

Воспользуйтесь помощью центров и служб ранней помощи, и вы:

  • получите консультацию,
  • пройдете диагностику,
  • посетите занятия,
  • научитесь общаться и заниматься со своим малышом.

В России эта работа ведется многими специализированными учреждениями и центрами во главе с Государственным научным учреждением «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, стр. 1, тел. 245-04-15, 245-03-17).

Здесь родители могут получить реальную помощь и консультации, а специалисты — обучиться методикам диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет).

Если вы живете не в Москве, то следует обратиться в местный или региональный департамент/управление образования и узнать, какие психолого-педагогические службы проводят работу с детьми раннего возраста с проблемами в развитии и могут дать вам консультацию или оказать помощь.

Ребенок 1 год 1 месяц отстает в развитии! (?)

Мобильное приложение«Happy Mama»

4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

вы молодец.но послушайте невролога.в пантогаме нет ничего страшного

Да Вы что. мне кажется Ваш невропатолог отстает в развитии! Помню я, как в 11 месяцев бабушку попросила сходить с сыном к неврологу. Та говорит: «Иди к бабушке!» А он еще не ходил, естественно не пошел. Невролог сразу: «так, мышцы слабые. В этом возрасте дети должны ходить за ручку»… И пошел список препаратов.

Я не стала ничего давать из выписанного. Мой ребенок сам пошел за 9 дней до года, и до сих пор за ручку и думать не хочет это делать! только самостоятельно.

Мой сынок из каких-то своих принципов пару раз может показал где у него ушки, глазки и т.д. В остальное время ему видно лень. Также и ладушки и сороки.

При этом он многие вещи знает по названиям. Но на имя тоже принципиально не откликается.

Так что думайте, что Ваш ребенок кому ДОЛЖЕН или развитие ребенка всё-таки определяется по другим признакам развития.

А препарат пантогам хороший (как все говорят), не повредит. Мы пили в младшем возрасте, эффекта я наглядно не увидела, может так и должно быть.

Попробуйте 1 день поиграть с ним, например, с машинкой, называя её. На след день спросите «где машинка?». Думаю пойдет за ней. По крайней мере мой так реагирует. Вот маму никогда не искал, а даже наверное не знает что мама это я))

Мой в год ничего не искал, ему по-барабану все названия были и пирамидку чуть позе начал собирать. Но я не назову это отставанием, ему просто это не интересно. Вот сломать что-то, разобрать — это его!

Добрый вечер! Расскажите пожалуйста, наладилось у вас все? как малыш, начал развиваться? просто у нас та же беда, нам год, мы ничего не знаем и не говорим(((( я в растерянности(( были сегодня у невролога, прописали уколы и таблетки, сделать компьютерную томографию и консультация у психолога. Либо у нас неврология, либо психология((( буду очень признательна, если вы ответите)))

Мне кажется нам помог не Пантогам, а активные занятия с ребенком. Совершенно точно говорю, что даже если кажется, что занятия бессмысленны, ребенок не понимает, не фиксирует внимание, не слушает — это неправда. Мой сын, когда начал говорить, вспоминал, как летел на самолете, купался в море, когда ему было всего 1,4! То есть он все помнил, что было за год до этого! Я очень много с ним занималась. Папа наш активными играми с ним занимался, купил футбольные ворота примерно в год и с года пытался сына учить бить голы в ворота. Первое время конечно результата никто не видел, но постепенно взгляд сына становился все более заинтересованным, ему стало нравиться забивать мячи в ворота, постепенно начал прислушиваться к тому, что говорил ему папа, начал выполнять просьбы, потому что ему стало интересно… Еще мы в 1,5-2 года ходили в группу раннего развития, нам очень помогли хороводы и игры совместно с другими детками.

Говорить начали в 2,5, сейчас, в 2,11 уже вопросы задает, рассуждает, но конечно и сейчас схватывает, увы, не на лету. К сожалению, с ним постоянно надо заниматься, заниматься, заниматься… К новому году стих 4 строчки учили месяц, но зато деду морозу его продекламировали театрально, с жестикуляцией и шекспировскими паузами.

От большей части ровесников мы уже не отстаем, лекарств никаких не пьем. Горшок освоили после 2-х лет, знаем почти все буквы, считаем до 5, складываем в пределах 4. Мультики включать стараюсь развивающие, часто на английском.

Очень хорошо вас понимаю. Я тоже как страшный сон вспоминаю тот период, когда было страшно за ребенка, за его развитие. Сейчас стала легче относиться — даже если мы не поем песенки еще (не можем запомнить), зато нас после 3 х согласились записать в минифутбольную секцию, в которую детей берут с 4-х. Муж показал сына тренеру, тот сказал, что с нашей техникой можно уже попробовать заниматься, если дисциплину сможет соблюдать… В общем, у моего сына другие таланты))

Не переживайте, занимайтесь больше… Нервы мамы очень легко передаются ребенку((( все будет у вас хорошо! Могу порекомендовать спорт, нам он, считаю, очень помог!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: