Развитие интеллекта у детей младшего школьного возраста

Развитие интеллекта младших школьников

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант.

Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни.

Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая адаптация к новым условиям.

Выделяют от 1 – 2 до 120 структур, входящих в интеллект.

Краткое содержание: Контролируемый человеком поиск истины.

Образ: Программа для компьютера, но только в голове человека.

Переживание: Главное – порядок, логика.

С развитием вычислительной и электронной техники появилось понятие “искусственный интеллект”.

Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.

Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны.

Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;
высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.
высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения. Потому, что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель.

Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.

На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга, веселье, объяснение.

Развитие интеллекта у младших школьников

Главная > Документ

Приёмы развивающего обучения на уроках в начальной школе

Кто не знает, в какую гавань он плывет,

для того нет попутного ветра.

Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Развитие интеллекта у младших школьников

Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умений учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая адаптация к новым условиям. Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны. Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;

высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.

высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения, потому что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема. Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены. Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в виде дидактической мини-игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий. Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала. Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии развивающего обучения формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном процессе. Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование – задания должны не только приводить учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта. Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения, аналитико-синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок, изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности.

Активизация мыслеречевой деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи»

Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмысления, переработки и применения. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью в соответствии с требованиями времени и общества.

Результативность учебно-воспитательного процесса, состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникла необходимость разработки приемов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке.

Читайте так же:  Атонические запоры лечение у детей

Все приемы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Задача учителя организовать и направлять деятельность учащихся.

Все приемы классифицирую по преобладающему каналу восприятия.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В связи с разнообразием структур, представленных в интеллекте, в психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального интеллекта. Под общим интеллектомпонимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Функционирование вербального интеллекта осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Актуальность темы «Развитие интеллекта младших школьников» определяется современными реалиями образования: насыщенной школьной программой и достаточно высокими требованиями к усвоению учебного материала, требующих от учащихся определенного уровня интеллектуальных способностей.

«Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 .

«Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения».

Работу выполнила: Хайретдинова А.Н.

Актуальность данной работы состоит в том, что одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта учащихся.

Понятие «интеллектуально развитие» в современной науке еще разрабатывается. Синонимом интеллектуального развития является умственное развитие.

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.

Применительно к детским способностям необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном» являются возрастные особенности.

При изучении проблем возрастных особенностей наиболее широко развернулись исследования, посвященные умственным особенностям младших школьников. На первый план выдвинулся вопрос об ускорении умственного развития, о неосновательности сложившихся прошлом представлений о возрастных возможностях детей.

Умственные возможности детей, как и другие стороны их личности, находятся в процессе становления и очевидным образом зависят от возрастных изменений. Проблема возрастных особенностей – одна из трудных проблем науки. Об этом говорили Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин.

Проблема заключается в том, что у многих младших школьников интеллектуальные способности находятся на низком уровне развития, что в свою очередь, затрудняет процесс усвоения любого материала.

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию различных приемов на уроках литературного чтения. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствует прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Тема, связанная с развитием интеллектуальных способностей через использование различных приемов развития речи в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе.

Цель работы: проследить развитие интеллектуальных способностей на уроках литературного чтения.

Глава 1. Теоретическое обоснование развития интеллектуальных способностей.

1.1. Понятие «интеллектуальные способности».

Способности – одно из наиболее общих психологических понятий. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности базируются на задатках.

Задатки – природные генетические предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность.

Выделяют общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и специальные, которые связаны с отдельными видами деятельности.

К общим способностям относят свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом. Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления).

Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие» неразрывно связаны. «Интеллектуальное развитие» — это качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик.

1.2. Характеристика интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный.

Психическое развитие детей происходит неодинаково в различных общественно-исторических условиях, оно зависит от обучения и воспитания. От характера жизненного опыта. Поэтому возможны индивидуальные сдвиги в сроках возрастного развития, границы возрастов подвижны.

В разные возрастные периоды ученики по-разному интересуются, по-разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью. Возрастные особенности касаются не только умственных свойств, но и эмоционально-волевой сферы, мотивов и т. д. Младший школьный возраст – период впитывания накопленных знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету. Повышения восприимчивость, наивно-игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает главным образом своей стороной и в этом заключается своеобразие данного возраста. Рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям. Расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в дальнейшем. Умственные возможности детей, как и другие стороны их личности. Находятся в процессе становления и связаны с ходом возрастного развития.

Возрастные особенности имеют самое непосредственное отношение к формированию способностей и индивидуальных различий по способностям. В годы школьного детства именно общие умственные качества имеют наибольшее значение.

В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками различных, далеких друг от друга предметов, главную роль играют общие умственные черты, выступающие на уровне обобщений, в отношении абстрактного и конкретного, в темпе умственной работы. Вместе с тем иногда уже в этом возрасте в какой-то мере выступает направленность на определенные виды занятий.

Таким образом, уже применительно к детям младшего школьного возраста нужно учитывать сложность структуры интеллекта: соотношение в нем более общих и более специальных моментов.

Как известно, одна из важных характеристик выраженности интеллекта у детей – темп развития.

С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже свои преимущества.

Таким образом, на каждой ступени школьного детства – свои внутренние условия становления интеллекта, свои предпосылки умственного подъема.

Забери у меня все, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь,

и скоро я обрету все, что имел.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта.

Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Главная задача педагогов – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.

Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы.

С одной стороны, это трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтении художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи.

Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: ведение авторской позиции, отношения и связи в образной системе, назначения изобразительных средств языка; понимания подтекста в раскрытии замысла; с другой – истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению. Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащихся совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной речи.

Русский методист Д. И. Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающую и творческое воображение, на ассоциативное мышление.

Читайте так же:  Пример заявления на пособие по уходу за ребенком до 15 лет

Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.

Известно, что для детей начальной школы характерен «наивный реализм» — полное отождествление литературы и жизни, непонимание условного мира искусства. Дети с интересом читают, говорят о собственных переживаниях по поводу прочитанного, но не видят автора, его отношения к героям, событиям.

Задача учителя – совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, увидеть не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал.

Задачи начальной школы.

При создании литературно-методических материалов курса «литературное чтение» (программа «Гармония») определяющим стало стремление к гармоничному сочетанию двух педагогических направлений.

1. Всестороннего развития личности учащихся.

2. Формирование у него определенных образовательным стандартом знаний, умений, навыков.

Приоритетом явилась идея общего и литературного развития ребенка в процессе обучения.

1. Это направлено на формирование мировоззрения детей, чему способствуют и специально отобранные произведения, их систематизации по темам духовно-нравственного содержания. Осмысленно вечных истин способствует не только тематика чтения, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебнике после текстов.

2. Развитию творческих способностей учащимся помогают специальные задания, обучающие иллюстрированию, выразительному чтению и инсценированию; азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу…)

3. Умственный потенциал детей обогащается благодаря целенаправленному формированию у них типа правильной читательской деятельности, заключающейся в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения.

Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (антиципация).

4. Развитию эмоциональной сферы способствуют не только тексты, но также вопросы и задания, при помощи которых дети обучаются ориентировке в мире эмоции.

5. Литературное произведение – продукт коммуникативно-речевой деятельности автора, обусловливает развитие речи читателя.

В курсе литературного чтения этот спонтанный процесс подкрепляется высокохудожественным кругом чтения, а также системой вопросов и заданий, формирующих умение связной речи и культуру речи детей.

С этой целью в методический аппарат учебников включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа над созданием собственных высказываний. В первом классе ведется работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию:

— нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;

— формирование плавного слогового чтения.

Во втором классе:

— отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

— уметь прогнозировать содержание читаемого (антиципация);

— определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

— прогнозировать характер книги (тему, жанр) перед чтением по обложке, заглавию рисункам;

— характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам;

— подбор эпизодов из текста к иллюстрациям.

В третьем классе:

— уметь читать «по догадке»;

— уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаем на текст;

— уметь определить тему и главную мысль произведения;

— уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

— уметь пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица, по измененному плану);

— выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитеты, повтор;

— осознание художественных особенностей, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики;

Активное накопление видо-жанровых представлений в лирике (сказки, рассказы, легенды, басни…).

— выработка устойчивой потребности думать;

а) перед чтением (характер, жанр, тема)

б) в процессе чтения, прогнозируя содержание

в) по окончании чтения (перенос прочитанного на себя)

— полноценное восприятие и осмысление доступных возрасту литературных произведений разных жанров;

— умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру;

— практическое освоение особенностей лирики, эпоса, драмы.

Рассказ-повесть и т. д.

— написание небольших сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение).

На уроках литературного чтения можно использовать различные приемы:

1. Приемы постижения авторской позиции (работа над словом-образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин;

2. Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса;

3. Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;

4. Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);

5. Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;

6. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;

7. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;

8. Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.

· Дополни каждое предложение однородными членами и прочти новый текст.

· На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.

· Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и выражения.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера.

· Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т. д.)?

· Какое настроение передает автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

· Прочитай рассказ в играх.

· Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?

· Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Также вторую, третью и т. п. Читай, делая движения глазами только вниз.

· Почему текст так называется? Докажи.

· Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?

· Подготовь сценарий данного текста

· Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.

Для учащихся с низким уровнем интеллектуального развития можно подобрать задания репродуктивного характера:

· Подчеркни непонятные слова

· Отметь трудные для чтения слова

· Прочитай и расставь ударения

· Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок

· Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения

· Выполни задания, данные после текста

· Отметь главное слово в предложение (абзаце, тексте)

· Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь

· Выдели однородные слова в тексте

Какие антонимы использует автор к слову

Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

Для учащихся среднего уровня можно предложить задания конструктивного характера

· Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа

· На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова

· На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.

· На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

· На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.

Классы неоднородные или разноуровневые, где имеют место при уровне интеллектуального развития ребенка: высокий

По степени обучаемости,

степени умственной выносливости,

степени гибкости ума,

по степени запоминания познавательной активности

сформулированы три уровня обучаемости учащихся:

1. Высокий уровень

К такой группе относятся учащиеся, которые

а) свободно усваивают изучаемый материал;

б) выделяют существенное, закономерное;

в) в частном видят общее;

г) способны самостоятельно развивать раскрытые на уроках положения;

д) легко переносят знания в новые ситуации;

е) достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

2. Средний уровень

а) усваивают учебный материал после тренировочной работы;

б) выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных упражнений;

в) умеют видеть в частном общее, овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия;

г) для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

3. Низкий уровень

а) усваивают материал после многоскоростных упражнений и не всегда в полном объеме;

б) затрудняются в выделении существенного закономерного после общей тренировочной работы со всем классом;

в) выполняют задания репродуктивного характера;

г) овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Перечисленные особенности должны учитываться при развитии (дальнейшем) интеллектуальных способностей учащихся

Нужно систематически отслеживать фактический уровень читательских умений учащихся.

Для детей с разным уровнем интеллекта подбираются задания такого вида:

а) ученики высокого уровня исследуют построение автора в каждом четверостишии и определяют средства выразительности при передаче этого построения.

б) ученики среднего уровня в это время находят в тексте доказательства и причины грустного настроения автора.

в) с детьми низкого уровня можно организовать устную работу по определению настроения автора.

Задания можно подобрать по характеру мыслительной деятельности с точки зрения продуктивности.

Эти задания способствуют осознанию идей и развитию творческих способностей.

Не секрет, что уроки литературного чтения являются для учителя более трудными. Часто проходят по составленному учителем плану, с привлечением учащихся к активному участию в уроке в большей степени на этапе анализа произведения. Между тем младшие школьники могут быть активными и осознанными участниками литературного чтения, с первых и до последних минут урока, могут быть вовлечены в учебное творчество. Для этого использовать на уроке:

Читайте так же:  Мяч для развития ребенка в год

1) прогнозирование, предвосхищение школьниками;

Содержания и видов предстоящих учебных действий.

2) интенсивное использование устной речи учащихся;

3) планомерное систематическое «включение» в работу таких важнейших интеллектуальных качеств, как память, внимание, мышление;

4) Использование новых подходов и приемов проведения традиционных частей урока.

Принципиально новой структурной частью уроков литературного чтения, является мобилизующий этап. Он проводится в самом начале урока в течение 3-4 минут. Одна из его целей на первых минутах урока – «включить» в работу важнейшие интеллектуальные качества ученика, под развитием которых учитель будет работать на остальных структурных этапах.

Мобилизующий этап состоит из специально разработанных упражнений. Эти упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-логического мышления и других качеств интеллекта.

Формулирование учащимися темы и цели урока. Для этого учитель подбирает учебный материал и организует работу с ним так, чтобы учащиеся на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно сформировать предназначенную для изучения тему.

Тема урока литературного чтения обычно складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения и названия этого произведения.

Для определения их учащимися можно использовать специальные приемы:

1. Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв

2. Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня

3. исключение повторяющихся букв

4. Исключение иностранных букв

5. Чтение подчеркнутых букв

1. Расположение букв в порядке построения фигуры

О И М Р Ц (Мориц)

2. Составление фамилии автора с помощью геометрических фигур

Ж И Т К О В Б А Ж О В

3. Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами

В нее входят приемы определения автора и название произведения, предназначенного для изучения, которые предполагают антиципацию отдельных отрезков слов или целых слов.

1. Антиципация гласных

2. Антиципация согласных

3. Антиципация конечных букв слов

4. Антиципация отдельных частей словосочетаний или предложений

Упражнения, предполагающие сравнительный анализ каких-либо исходных единиц.

1. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку.

2. Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам

3. Выделение слов, являющихся названием произведения, из предложенного ряда и т. д.

Для обеспечения высокого уровня интеллектуального развития школьников данные приемы должны использоваться систематически, правильно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой работе.

Структура интеллектуальных свойств личности состоит из следующих составляющих: обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемого соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления.

Целесообразность обучения, ориентированного на интеллектуальное развитие ребенка, была основана давно. Идеи получили свое воплощение в программах развивающего обучения.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которых формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся. Их познавательной активности.

В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора, приобретает навыки осознанного и правильного чтения.

Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте. На этих уроках можно использовать различные стихотворения о звуках, буквах.

Понятие рифма для детей незнакомое. Но с помощью считалок и скороговорок ученика познакомятся с этим понятием

1.Ча-ча-ча горит в комнате свеча

2.Тё-тё-тё отложи своё шитьё

Дети с удовольствием работают с предложенными заданиями на подбор рифмы.

1. Серый волк в густом лесу

2. Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не…(киска)

3. Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для…(нас)

Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду.

Я работаю по комплексу «Гармония». Содержание «Азбуки» Н. М. Бетеньковой, В. Г. Горецкого, Д. С. Фонина позволяет к концу обучения грамоте познакомить детей с многообразием литературных жанров: рассказ, загадка, скороговорка, поговорка, сказка, стихотворение.

Затем при работе с литературным текстом на уроке литературного чтения младшие школьники учатся понимать тему, содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в чтении является формирование у учеников правильной читательской деятельности.

Н. Н. Светловская: «Правильная читательская деятельность – это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения).

1. Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.

2. Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для пе5рвоначального выступления и понимания прочитанного.

3. на третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.

Такой «трехступенчатый процесс» работы над произведением позволяет построить урок чтения таким образом, чтобы выявление знаний и обучение сливались в единый процесс, а изучение нового строилось на уже известном знании, опиралось на жизненный опыт маленького читателя.

По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг с другом.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь с великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.

Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Интеллект и развитие речи неразрывны. Процесс обучения строится то, что у учащихся формируется не только способность к передаче текста по вопросам развития речевых умений и т. д., но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь.

Развитие речи учащихся происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках литературного чтения.

Для таких уроков характерны творческий подход учителя и активное участие в них детей.

Детям передается часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалов, в формулировке выводов.

За последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

Процесс чтения должен стать привлекательным занятием, а литературное чтение – любимой учебной дисциплиной, знакомство с художественным произведением должно стать открытием не только для учащихся, но и для самого учителя.

На уроках литературного чтения самостоятельно устанавливают, с творчеством какого автора они познакомятся на данном уроке, определяют название нового произведения. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их память, внимание, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока.

Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем спорные фразы, школьники определяют дидактическую цель урока.

Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников на уроках литературного чтения, поддерживает интерес к работе с текстом на всех ее этапах.

Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.

Привлечение ученика к формированию заданий развивает важнейшие интеллектуальные качества.

1. Г . А. Бакулина «Субъективизация процесса обучения»

2. Азбука воспитания «Развиваем внимание», «Развиваем логическое мышление». М. «Мой мир», 2007 г.

3. И. Э. Уит «Индивидуализация и дифференциация обучения». М., 1990 г.

4. Е. Е. Кравцова «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе». М., 1991 г.

5. Н. И. Чуприкова «Умственное развитие и обучение». М., 2003 г.

6. Н. С. Пантина «Становление интеллекта». М., 1996 г.

7. А. К. Маклаков «Общая психология» (учебник для вузов), 2006 г.