Психология воспитания детей 6-7 лет - Aromelle.ru

Психология воспитания детей 6-7 лет

Родителям детей 6–7 лет

6-7 лет – это время, когда ребенок переживает один из возрастных кризисов. В этот период у него формируется самостоятельность, умение произвольно управлять своим поведением, меняются и отношения с родителями.

Помочь ребенку гармонично развиваться и сделать более конструктивными ваши отношения вы можете, соблюдая следующие рекомендации:

Хвалите ребенка за то, что он делает

  1. Любуйтесь каждой творческой работой, которую ребенок делает, приносит домой из садика или школы. Вы можете повесить нарисованную им картину на холодильник, хранить какие-то работы в специальной коробке или папке.
  2. Предлагайте ребенку спеть песню или рассказать историю, услышанную в детском саду или школе, он будет рад поделиться с вами яркими впечатлениями дня.
  3. Хвалите работу, сделанную ребенком. Не говорите ребенку, что это можно было бы сделать лучше или что чья-то работа лучше.

Говорите друг другу о хорошем, что вы сделали в этот день

  1. Выберите время, когда вы и ребенок не спешите заняться чем-то другим. Скажите ребенку, что вам понравилось, как он сделал что-то сегодня. Попросите ребенка рассказать о чем-нибудь хорошем, что он сделал сегодня.
  2. Если ребенок испытывает затруднения, вы можете сказать ему о чем-то, что видели сами: «Ты очень здорово играл со своими друзьями» или «Ты убрал свои игрушки на место».
  3. Расскажите ребенку о чем-то хорошем, что сделали сегодня вы. Своим примером вы учите и вдохновляете ребенка.

Говорите с ребенком о семьях

Вещи, о которых ребенок должен знать:

  • Семьи могут иметь разный состав. В семье могут быть только мама или папа, могут быть и бабушки, дедушки, тети, дяди, кузены и т. д. В семье могут быть отчим или мачеха, сводные братья и сестры;
  • Ни один тип семьи не является лучшим. Все типы семей могут быть хорошими;
  • Каждая семья имеет правила совместной жизни, и каждый член семьи должен жить по этим правилам. Можно написать свод семейных правил. Они должны быть просты, чтобы ребенок их понимал и был в состоянии им следовать.
  • Вы не должны говорить, что один ребенок лучше другого, ни при каких обстоятельствах. Они могут быть разными, но нельзя позволять им чувствовать, что кто-то лучше или, наоборот, не так хорош, как другие.

Почитайте ребенку книгу или посмотрите вместе журнал

  1. Почитайте рассказ или книгу ребенку, если ему это нравится. Пусть ребенок сам выберет один журнал из двух, которые вы показали ему.
  2. Пусть ребенок воссоздаст историю по картинкам, которые он видит. Обсудите рассказ, который вы прочитали. Хвалите ребенка за то, что он делает это вместе с вами.

Когда вы едите вместе за семейным столом, пусть каждый расскажет хорошую историю, которая приключилась с ним сегодня

  1. Делайте это каждый день, когда большая часть семьи, собирается за одним столом. Вы говорите: «Кто хочет первым рассказать нам о чем-нибудь хорошем, что случилось сегодня?»
  2. Постарайтесь, чтобы каждый день менялись члены семьи, которые начинают рассказывать истории первыми.
  3. Хвалите ребенка за то, что он поделился с вами.
  4. Дайте каждому по очереди рассказать что-нибудь, если они этого хотят.
  5. Если кто-то не хочет делиться, то он может взять тайм-аут.
  6. Поделитесь с детьми чем-нибудь, произошедшим с вами.

Детская психология в 6-7 лет, рекомендации любящим родителям

Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.

Психология в 6-7 лет — очередной переходной период

Как складываются отношения со сверстниками?

Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.

В 6-7 появляются первые настоящие друзья

Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.

Основная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.

Доверие ребенка — главное в этом возрасте

Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?

В 6-7 лет многих детей посещает первая любовь

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

  • Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
  • Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
  • Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
  • Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.

Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.

С какими трудностями можно столкнуться?

Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в сво

Непослушание в 6-7 лет — проявление кризиса

ей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.

В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.

Кризис в 6-7 лет — проявления

Данные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничанья дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривляния и манеры.

Как помочь ребенку?

Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.

Готовность к школе — трабования

В данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.

Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».

Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.

Цитата Сухомлинского о начале школьного периода

Поэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.

Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

  • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
  • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
  • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Читайте так же:  Отставание в развитие речи у ребенка

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Воспитание мальчиков

Воспитание мальчика: женское воспитание, мужское влияние, характер

Воспитание мальчиков — не женское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писал исследователь русского крестьянского быта историк Н. А. Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине.

Однако в XX веке все изменилось, и воспитание, чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, все равно практически в любой школе учителей на много меньше, чем учительниц.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы поло-ролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: «умеренность и аккуратность». И еще умение вышивать гладью

На занятиях по психологии мы даем ребятам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке положительное качество человека. Вверху — самое важное, внизу — на их взгляд, наименее значимое. Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека. прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость, если и присутствует, то на одной из последних ступенек.

Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей. » О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?!

Конечно, страх матерей понятен. Сын — единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? Да потому, что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша повышенным вниманием к ребенку, мамы и бабушки воспитывают его для себя, воспитывают таким, какой им удобен. И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может остаться безнаказанным. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, как например: «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не как у всех. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал урок на зубок. А перед контрольными у него начиналась такая лихорадка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. Там он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.

— Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в угол.

Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративное поведение.

— Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе — десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да еще сочинит с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, — жалуется мама Юры, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.

В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска». Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, Юра — забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотекой, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Иначе говоря, даже здоровье ребенка — своего рода цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!

Школа мужества

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует контролировать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из психо-физических особенностей ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины немного-немало полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, «шестой миновал». Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя.

Но, думаю, что большинству матерей такой подход не по нраву. Не лучше ли предпочесть золотую середину?

Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.

Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии». Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она больше бывает дома. И никакой «аллергии» у него на нее нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает в проблему, тогда «аллергия», конечно, появляется.

Нет, просто отцы сами были мальчишками и еще не позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно чувствуешь себя, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем отцы уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут.

Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному. В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и не заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав акцент именно на его мужественность: «Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет. То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками.

Читайте так же:  Парацетамол в таблетках можно ли давать детям

Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями. Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность.

Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл. Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота — это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.

Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно.

Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу».

Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо. И уж тем более недопустимо кричать:

— У тебя руки не из того места растут!

Таким окриком можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.

«Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках — женских, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, в прочем везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям».

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение этот нехитрый прием. Ведь большинство подростков «группы риска» — из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приобщать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится сторицей.

Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам.

В том же самом детском садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперед, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек. Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за проявление благородства, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и на взаимоотношениях в группе.

Поступив в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его к тому, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.

А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит.

Подвижные игры

Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но совсем лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и, если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят может случиться нервный срыв.

Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку». Романтизируйте ее, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит пробудиться его фантазию.

Особенности воспитания детей 6-7 лет

О том, что такое воспитание детей 6-7 лет, многие родители начинают задумываться заранее. Взросление ребенка можно сравнить с процессом восхождения альпиниста на вершину, на каждом этапе которого он встречается с различными трудностями. Развитие ребенка не что-то постепенное, гладкое — это процесс, сопровождающийся кризисами. От успешного преодоления данных ключевых этапов зависит успех взросления в целом.

Поскольку задачи каждого этапа человеческого восхождения отличаются, то и воспитывать нужно в значительной мере по-разному. Это не значит, что нет общих педагогических законов, равно актуальных для любого возраста. Они есть. Но здесь речь пойдет именно о специфике взаимодействия взрослого с ребенком определенного возраста, то есть о том, чем характеризуется воспитание ребенка 6 лет.

Вызов 6 лет

Достаточно ясно, что пять лет — еще возраст беспечности. Для малышей важнее всего безусловная любовь мамы, теплота и защищенность их семейного мира, дома. Хотя уже большую роль играет общение со сверстниками, однако сложных задач перед растущим человеком жизнь пока не ставит.

В шесть лет происходят изменения в образе жизни малыша и в отношениях с близкими. Такой возраст уже воспринимается как предшкольный. А школа, куда большинство детей идут в семь лет, это важный этап развития, социализации, взросления. Все родители определенным образом изменяют свое отношение к ребенку приблизительно в этом возрасте.

Если раньше малыш чему-то учился незаметно, играя, то теперь от него требуют дисциплинированности, старательности и усидчивости. В детском саду начинаются систематические занятия.

Если раньше отношение родителей определялось тем, что это наш малыш, мы его любим за то, что он милый, послушный, то теперь в отношения с близкими проникает новый мотив: требовательности, необходимости ей соответствовать.

Малыш уже существует не только для своей семьи: его готовят к выходу в большой мир и хотят, чтобы он был успешен в нем. Вот что такое воспитание ребенка 6-летнего возраста. Такова специфика этого этапа взросления.

Что требуется от ребенка?

Чего требует от малыша этот вызов? Что нужно ему, чтобы получить в школе и за ее пределами то образование, которое даст ему устойчивое положение в жизни?

Ребенок к этому времени должен уже достаточно пропитаться любовью близких и детским беззаботным счастьем. В этом случае он эмоционально устойчив и готов идти дальше.

То есть, как всегда бывает в развитии, успех следующего этапа в значительной мере зависит от того, насколько успешными были предыдущие периоды. Воспитание детей 5-6 лет (и до этого) обеспечивает задел, своего рода фундамент для движения вперед.

Если в отношениях с близкими у малыша все хорошо, его любят, он счастлив, то у него есть точка опоры, с помощью которой он способен если и не повернуть мир, то в значительной мере изменить себя, свои привычки и мироощущение. Что и требуется на каждом из этапов взросления.

Малыш должен постепенно учиться делать не то, что хочется, а то, что надо. Это уже воспитание ребенка в 6 лет, его специфика. Чтобы ребенок не воспринимал необходимость этого как нечто плохое, отрицательное, он должен почувствовать, что у него не только отнимают часть детской беззаботной свободы, которой он прежде пользовался, не только мешают весь день играть и развлекаться, но и что-то дополнительное дают. Что в его жизни появилось нечто новое, именно положительное, хорошее и приятное для него.

Только при этих двух условиях: если ребенок счастлив и благодаря этому готов двигаться дальше в развитии и если у него не просто отнимают часть его свободы, но и дают взамен нечто для него очень привлекательное — растущий человек сможет без особых проблем справиться с вызовом жизни.

Что нужно дать ребенку?

Что же должен получить ребенок взамен частично отнятой у него детской свободы? Уважение взрослых, прежде всего, близких людей: папы, мамы, бабушки и дедушки, старших брата или сестры. Его статус в мини-социуме своей семьи меняется.

Раньше его любили, но он не участвовал в принятии важных решений. О нем все заботились, опекали, но он сам никого не опекал. Теперь ситуация должна измениться.

Малышу нужна не только любовь. Он нуждается и в уважении. Успехи в умственном развитии, в подготовке к школе, новые знания дают ему уважение близких взрослых, повышая его значение в семье. В какой-то мере маме и папе нужно научиться новому отношению к своему чаду: как к взрослому, труженику.

Это не значит, что отношение родителей резко изменится. Все лучше делать очень постепенно. Но новые нотки появляются, и они звучат все громче.

Так постепенно малыш привыкает к изменению своего статуса: с ним уже в большей степени считаются, он уже почти школьник, он учится, от него ждут каких-то достижений, успеха. И надо соответствовать этим ожиданиям.

Это и неприятно, потому что трудно. Но и приятно, потому что дает чувство своей значимости, важности, человеческой силы, какого прежде не было.

Вот именно это чувство и должны внушить ребенку мама и папа. Тогда все будет нормально, не без трудностей, но они будут преодолены.

Как менять отношения с ребенком?

Трудно ли это для родителей: менять свое отношение к ребенку по мере его взросления? Есть разные родители. Большинству родителей не очень трудно. Но если для мамы (обычно такая проблема возникает именно у них) очень важно быть всем для малыша, быть его Богом земным, то эмансипация ребенка становится для нее тяжелым испытанием. Она сама психологически не готова отпустить его от себя, дать ему больше самостоятельности. Ей хочется продолжать опекать его, нравится, чтобы он был полностью зависим от нее. В этом случае перед мамой, а значит, и перед ее чадом, стоит сложная проблема.

Читайте так же:  Эриус сироп инструкция по применению для детей отзывы

Если такого комплекса у мамы нет, ей просто следует осознать, какие задачи стоят перед ее малышом и перед ней самой. Нужно учиться строить деловые отношения с новоявленным учеником, будущим школьником. 6-летний ребенок постепенно привыкает к новым требованиям к себе. При этом сохраняя уверенность в том, что мама любит его не за его успехи в обучении, а за то, что он ее ребенок, любит его самого по себе.

А вот папа может показать малышу, что его отношение определяется именно его успехами. Любовь отца не безусловная, как у матери. Она определена именно успехами растущего человека. Если он делает все, что должен, и есть результат, папа показывает, что доволен им. И наоборот. Это стимулирует рост и развитие, так как каждому ребенку хочется, чтобы папа был им доволен.

Если раньше ребенок был только крохой, маленьким забавным существом, объектом любви и заботы, то теперь он становится сотрудником и другом. С ним уже можно обсуждать какие-то проблемы, чем-то делиться. Так меняется общение мамы с ребенком. Она уже не только мама, но и старший соратник, и друг.

Это интересно и увлекательно, потому что человеческие отношения — очень интересная, творческая сфера человеческой жизни. Каждый может получить массу положительных эмоций, меняя свои отношения с ребенком и наблюдая, как меняется он сам.

Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)

Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей деятельность. И это правильно!

Однако домашние дела и обязанности никто не отменял. Как все это согласовать? В хорошей семье родители продумывают и устанавливают семейные правила. Умные правила, обучающие ребенка правила. Правила, вырабатывающие у ваших детей хорошие привычки.

Конечно, такие правила нужно продумывать. А потом добиться, чтобы ваша семья жила по вашим правилам, а не дурным привычкам детей. К сожалению, во многих семьях плохие привычки детей по сути стали правилами семьи — кривыми правилами. Например,

  • Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине.
  • Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа.
  • Если мне нельзя дома смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

Хочется верить, что у вас не так. В любом случае предлагаю начать формулировать правила семьи, подходящие для этого возраста. Начну с таких:

  • Все вещи в школу и портфель собираются с вечера.
  • Спать в 22:00, подъем в 7:00.
  • Утро начинается с зарядки, душа и обливания холодной водой.
  • Завтрак (приготовить, накрыть, все убрать) делают дети вместе с мамой.
  • Никто отдельно не кусочничает. На завтрак, обед и ужин все собираются вместе.
  • За столом просто так не болтают. Есть тема — подними руку, тему обсудим.
  • После школы переодеться и одежду повесить аккуратно.
  • Порядок дел дома: 1) уроки, 2) отчитаться родителям, 3) спорт, 4) хозяйственные дела по дому, 5) развивающие игры, 6) игры просто так.

Во многих семьях хорошо зарекомендовали себя чек-листы. Вот пример одного из них:

Кризис 7-ми лет

«Я не узнаю своего ребенка, — говорит мама шестилетки. — Кажется, еще вчера он был милым послушным малышом, а теперь ломает игрушки, говоря, что вещи — его, а значит, он имеет право делать с ними что хочет. Сын постоянно кривляется, передразнивает старших — откуда вообще это у него взялось?! А недавно он вынес на помойку своего любимого мишку, с которым спал с самого младенчества. И вообще я его не понимаю: с одной стороны, он теперь отрицает любые правила, с другой — изо всех сил цепляется за нас с мужем — буквально преследует нас, ни на секунду не давая остаться наедине. ​​» — (в статье использованы материалы Ирины Базан, сайт psi-pulse.ru, и Светланы Феоктистовой).

6-7 лет — непростой возраст. В это время вдруг снова возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Он как будто вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность, начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Откуда все это? Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Что это такое?

Во-первых, если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок осваивает язык чувств, начинает осознанно пользоваться формулировками «я сердит», «я добрый», «я грущу».

Во-вторых, ребенок идет в школу, осваивает совершенно новый мир, и на смену его старым интересам приходят новые. Основной деятельностью ребенка-дошкольник была игра, а теперь его основной деятельность становится учеба. Это — очень важное внутреннее изменение личности ребенка. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Самым важным для школьника становится его учеба, его успехи и его отметки.

Однако 7 лет — это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое «вытягивание». Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.

Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше — не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым — ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. Отсюда и детская ревность: а вдруг родители, оставшись одни, делятся друг с другом самой ценной, секретной информацией? Отсюда и отрицание: неужели это он, почти уже взрослый и самостоятельный, был когда-то маленьким, неумелым, беспомощным? Он что, и правда верил в Деда Мороза? Отсюда и вандализм в отношении когда-то любимых игрушек: а что будет, если из трех машин собрать новый суперкар? Станет ли кукла красивей, если ее подстричь?

Не факт, что адаптация к новой жизни готового к школе ребенка пройдет для него гладко. В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» — это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается понять: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то — снова «малыш», импульсивный и нетерпеливый».

Пишет мама: «Моему сыну как-то не давался стишок. Обычно он их быстро запоминает, а тут застрял на одной строчке и ни в какую. Причем, от моей помощи отказывался категорически. Кричал: «Я сам». То есть каждый раз, доходя до злополучного места, он запинался, пытался вспомнить, начинал с начала. Видя его страдания, я не выдержала и подсказала. Тогда мой ребенок закатил истерику, стал кричать: «Вот зачем ты это сделала? Я бы и сам вспомнил? Все из-за тебя. Не буду я учить этот дурацкий стих». Я понимала, что в такой ситуации давить нельзя. Попыталась успокоить, но сделала только еще хуже. Тогда я прибегла к своему любимому приему. Сказала: «Ну и не надо. Тогда мы с Олей будем учить. Да, доча?». Годовалая Оля сказала: «У-у», что, по-видимому, означало ее согласие. Я стала читать стих Оле. Обычно ребенок тут же включался в игру, стараясь быстрее Оли запомнить и рассказать стишок. Но тут ребенок хмуро сказал: «Не надо стараться. Тебе не удастся меня вовлечь». И тогда я поняла — ребенок действительно вырос».

Порой у родителей складывается впечатление, что у их 6-7-летнего ребенка подростковый возраст наступил досрочно. Он словно пытается разрушить то, что ему было дорого раньше. Желание яростно отстаивать свою территорию и права, а также негативизм, когда все, что радовало сына или дочь еще совсем недавно, вдруг вызывает презрительную гримасу, — чем не характерные черты тинейджера?

— Сергей, иди чистить зубы.
— Зачем?
— Ну, чтобы кариеса не было.
— Так, я же с утра сладкое не ел. И вообще эти зубы все равно молочные и скоро выпадут.

У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это ЕГО мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто «Делай как сказано!», требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!

— Мам, можно на компьютере поиграть?​​​​​​​
— Нет. Ты только что мультики смотрел. Ты понимаешь, что компьютер и телевизор вредны для твоих глаз? Ты что хочешь в очках ходить?
— Да, а сама значит можешь целый день сидеть. Твоим глазам значит ничего?!
— Моим ничего. Я взрослая, отстань!

Так разговаривать уже — неправильно. В семь лет ребенок уже способен поймать родителей на несоответствии того, что говорится и того, что делается. Он уже действительно — повзрослел!

Что делать? Радоваться, что ребенок растет и уже повзрослел. И — готовить ребенка к школе. Не занимайтесь кризисом, это задача мутная, а просто готовьте ребенка к школе. Это задача понятная и вам, и ребенку, и решение ее будет решение всех остальных поведенческих моментов.

Если же вас беспокоют истерики, обвинения «Вы меня не любите», непослушание и другие конкретные проблемы, посмотрите блок СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ: возможно вы найдете там ответы на свои вопросы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: