Программа развития детей инвалидов

Методическая разработка по теме:
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.

Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и защиты их прав
образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

уверенностью в себе,

способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

— Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.

— Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого — педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.

— Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

— Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», город Скопин

Рязанская обл., г. Скопин, ул. К. Маркса, д. 90
Электронный адрес: post@school2skopin.ru

8 (491-56) 2-01-49

Пн—пт 14:00—17:00

8 (491-56) 2-01-49

Пн—пт 8:00—16:00

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ адресной программы адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории МБОУ « СОШ №2» за 2018 год

Адресная программа (план) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп

Паспорт доступности

Программа инструктажа работников МБОУ « СОШ №2» по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи

Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении учреждения

План работы педагога-психолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2018-2019 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №2» МО — ГО г.Скопин принимает участие в реализации программы «Доступная среда».

Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Читайте так же:  13 месячный ребенок

При составлении программы мы опирались на мировой, российский и региональный опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

— создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

— социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

— реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

— позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

— обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В рамках программы в МБОУ «СОШ№2» осуществлены следующие мероприятия:

— главный вход в здание хорошо распознается слабовидящими

— хорошо освещенная зона входа в темное время суток

— входная дверь легко открывается (распашная)

— контрастная маркировка на имеющихся стеклянных дверях

— на лестницах крайние ступени имеют контрастную разметку

— информация в виде телетекста (бегущая строка)

— имеется пандус при входе в здание .

В 2017-2018 учебном году в МБОУ «СОШ№2» обучается 8 детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В учебном процессе используются специальные методы и средства, соответствующие инклюзивному образованию.

Специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ не имеется.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также оказание психологической и др.консультационной помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам осуществляется согласно плану работы педагога-психолога.

Доступ инвалидов и детей с ОВЗ к ЭОР и к информационным системам и сетям предоставляется в зале библиотеки ежедневно с 8:00 до 16:00.

Программа развития социально-психологического сопровождения детей-инвалидов «Понимание и поддержка»

Паспорт программы

— интегративное включение детей-инвалидов в образовательную среду, в социум;

— социальная-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами;

— социально-психологическая адаптация и реабилитация детей инвалидов.

— обеспечение реабилитационных мер для получения детьми-инвалидами адекватного образования.

Специалисты социально-психологической службы,

— успешное интегративное включение детей инвалидов в образовательную среду, в социум;

— успешная социально-психологическая адаптация;

— совершенствование системы выявления и учета и сопровождения детей-инвалидов;

— повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МОУ “СОШ №5”

Муниципальное образование город Ноябрьск

“ПОНИМАНИЕ И ПОДДЕРЖКА”

Пояснительная записка

Программа “Понимание и поддержка” (далее по тексту – Программа), разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “О федеральной целевой программе “Дети России” на 2007-2010 годы”.

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МОУ “СОШ №5” Муниципального образования город Ноябрьск в лице директора школы.

Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.

Наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в городе подтверждают целесообразность и необходимость проведения работы, связанной с улучшением положения детей- инвалидов, улучшением качества их жизни.

Предусматривается реализация по следующим основным направлениям:

  1. Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов.
  2. Адаптация детей – инвалидов в образовательной среде, в социуме посредством специально организованного комплекса мероприятий.
  3. Оказание помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, в создании условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
  4. Привлечение инвалидов и членов их семей к работе по реабилитации.
  5. Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей – инвалидов.
  6. Взаимодействие с государственными органами, учреждениями и общественными организациями в разработке программ, планов и т.д.

Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов в образовательной среде.
  2. Развить систему поддержки детей-инвалидов.
  3. Реализовать комплексный подход к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличить объем реабилитационных мероприятий.
  4. Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.
  5. Углубить процесс интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.
  6. Создать для детей с ограниченными возможностями равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества.

Основные мероприятия программы “Понимание и поддержка”

Программа «Хочу все знать!» для детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время, когда наиболее остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды, исчезновения лесных массивов, некоторых видов животных и птиц, огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края.

Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Дополнительные занятия на базе предметно-практической деятельности с её особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической ориентацией в современной предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и обществе. Все это в конечном итоге содействует становлению личности детей с особенностями развития, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы.

Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей.

Применительно к детям это:

  • ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
  • ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к нормальной;
  • учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.

Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:

  • познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»;
  • обслуживать себя и принимать помощь других;
  • вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
  • ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;
  • участвовать в созидательной деятельности.

Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают эстетически.

Так как психические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, физическому укреплению здоровья (при совершении экскурсий, прогулок в парк, лес), интеллектуальному развитию, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.

Дети с ОВЗ осваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведения и выживания в лесу, основы оказания первой медицинской помощи в непредвиденных ситуациях, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для детей с ограниченными возможностями с сохранным интеллектом.

Психологическому оздоравливанию, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ содействует и хорошо организованная на Станции юных натуралистов досуговая деятельность. Здесь для детей с ограниченными возможностями и их родителей проводятся дни открытых дверей, праздники, выставки, вечера, семинары. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению детей с ОВЗ среди сверстников.

Учебно-тренировочные экспедиции, путешествия, участие в полевых лагерях должно рассматриваться как обязательный элемент подготовки туристов-экологов. Основная задача этих мероприятий – отработка туристских технических навыков, приобретение опыта экологической и краеведческой работы, повышение физической подготовленности. Успех проведения эколого-туристического путешествия, участие в полевых туристических лагерях во многом зависит от того, насколько оно подготовлено. Подготовка ведется постепенно на протяжении всего учебного года, с учетом навыков, приобретенных в ходе изучения программных вопросов.

Цель и задачи образовательного процесса.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении

  • укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни;
  • вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
  • вырабатывание навыков поведения в природе;
  • знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
  • развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение элементарным трудовым навыкам;
  • воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.
Читайте так же:  Омск санаторное лечение детей

В программе ставится задача ознакомления с природными объектами и их сохранностью, освоения разнообразных методов охраны природы, приобщения обучающихся к творческой и трудовой деятельности, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Обоснование необходимости программы и её новизна.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Экологическое воспитание и решение его задач благоприятно осуществляются в школьном возрасте.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении.

Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в первую очередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в школьном возрасте является занятия, экспедиции, полевые лагеря и т.д., которые мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) экологические экспедиции, походы и т.д. предоставляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора.

Занимаясь, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания, поведением и повадками животных, последовательной сменой сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические и туристические занятия помогают детям с ОВЗ увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, как внутри экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой у обучающихся формируется умение и желание активно беречь и познавать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений.

Продолжительность освоения образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1 год обучения учащиеся 3-5 классов – «Хочу всё знать!»;
2 год обучения учащиеся 6-8 классов – «Искатели приключений»;
3 год обучения учащиеся 9-11 классов – «Лесные робинзоны»

Формы и режим занятий.

Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, сюжетно-ролевых дискуссий и др. Программой предусмотрены экскурсии, экологические акции, массовые мероприятия. На практических занятиях обучающиеся учатся познанию природы с непосредственным общением с ней.

Во время туристских занятий изучаются элементарные этапы и навыки выживания в природе, наблюдения за погодными изменениями, за распусканием листьев, за цветением растений, за жизнью насекомых и птиц.

Теоретические и практические занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия обучающимися окружающего мира.

Одной из форм работы с детьми с ОВЗ являются индивидуальные занятия на дому (совершая с ними прогулки во дворе, экскурсии в парк, сквер и т.д.), которые проходят 2-3 раза в неделю по 2 часа, либо по 1 часу – 4 раза в неделю. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы он заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу.

Проводя занятия с детьми с ненарушенным интеллектом, педагоги используют информационно-познавательную и игровую форму занятия.

Вся учебно-воспитательная работа в объединении согласовывается с родителями.

Работа с родителями.

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединении дополнительного образования. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи учащихся в дополнительном образовании.

Апробация программы идет с 2009 года. Программа предназначена для педагогов учреждений дополнительного образования, а также для обучения детей с ОВЗ в коррекционных и специализированных образовательных учреждений.

В зависимости от характера и объема практических и теоретических знаний педагог может вносить в программу изменения и дополнения: сократить материал по одной теме, увеличить по другой, включить новые темы с учетом местных условий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Проводя анализ полученных результатов обучения детей с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. В этом случае, педагог достиг положительного результата, если дети с удовольствием встречаются с педагогом, испытывают положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается интерес к познавательной деятельности, дети справляются с более объемной и сложной информацией по теме занятий, чем раньше, способны заинтересованно работать более длительное время, могут анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагог применяет контроль в виде беседы, рассказа обучающегося, в основном в виде практических работ.

Методическое обеспечение программы.

Образовательная программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми-инвалидами имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности больного ребенка. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу.

С самого начала работы педагог следит за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инструкцию, предупреждает отвлекаемость, ошибки, но при этом старается не вмешиваться, предоставляя ему самостоятельность. Когда ребенок не понимает, подробнее объясняет ему правила, начинает работу вместе с ним, постоянно уменьшая свою долю участия в совместном занятии. Необходимо учитывать физическое и психологическое состояние ребенка, он не может продуктивно работать, будучи больным и усталым.

От однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение необходимо переключение в работе, с этой целью педагог предлагает ребёнку поиграть. Это может быть игра «Ассоциации», «Гимнастика», «Изображение предметов и животных» и др.

Читайте так же:  Тонзиллит у ребенка лечение отзывы

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Педагог не дает готовых ответов, а побуждает к самостоятельной деятельности, к поискам способов действия. Задача педагога: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Новый материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.

При общении с детьми, имеющими трудности обучения, педагог обращает особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном развитии применяются следующие приемы:

  • показ образца выполнения действия;
  • его выполнение ребенком по подражанию и по образцу;
  • образное описание действия;
  • игровая форма действия;
  • максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции;
  • объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия ребенка.

В силу огромной роли семьи, его ближайшего окружения в процессах становления ребенка необходима такая организация обучения, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовывать целенаправленные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Работа педагогов, скоординированная с семейным воспитанием, поможет детям с ОВЗ развиваться, вести более интересную наполненную жизнь, делать шаги к нормальной самостоятельной жизни.

Темы в учебном плане проходят как самостоятельные, так и сквозные – от первого до последнего года обучения. Равномерно распределенная информация обеспечивает поступательное обучение, позволяя подавать материал, усложняя его по мере взросления обучающихся и обретения ими навыков самостоятельной работы, как в области экологии, так и в туристической подготовке.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ.

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное — создание условий для этих занятий.

В России же в настоящее время функционирует большое количество общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, которые играют важную роль в развитии большого спорта и вносят существенных вклад в организацию массового физкультурно-спортивного движения.

Однако спортивных организаций, которые осуществляют непосредственную работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему не достаточно. Несмотря на то, что в настоящее время прикладываются значительные усилия для развития адаптивной физической культуры как универсального средства физической, психической и социальной адаптации инвалидов, лишь незначительная часть лиц с ограниченными возможностями здоровья вовлечена в систему физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [1] .

Спорт для детей с ограниченными возможностями особенно важен. Во-первых, это дополнительное общение, что очень важно для эмоционального и социального развития ребенка. Командные виды спорта особенно хорошо поднимают настроение и дух малышей, заставляют их забывать о своих проблемах и чувствовать себя обычными детьми, каковыми они, собственно, и являются.

Дети-инвалиды, которые занимаются спортом, чувствуют себя более счастливыми, менее подвержены депрессиям. Физическая активность способствует выработке гормонов счастья, ускоряет циркуляцию крови, способствует улучшению самочувствия. Участие в командных и индивидуальных видах спорта дает возможность детям поверить в себя, в свои силы и возможности, проявлять лидерские качества, а кое-кто даже найдет свое призвание именно в спорте и захочет выйти на профессиональный уровень.

Главной проблемой посещения спортивных секций для детей-инвалидов является непригодность стандартных тренировок для их потребностей. К сожалению, в большинстве случаев дети с ограниченными возможностями никак не могут заниматься по программам для здоровых детей. К тому же, им зачастую просто не подходят предлагаемые нагрузки и даже спортивные снаряды.

В то время как в развитых странах государство создает специальные планы и программы для привлечения детей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, то в нашей области родители детей-инвалидов сталкиваются сразу с целым комплексом проблем:

— отсутствие специалистов и спортивной инфраструктуры;

— отсутствие интереса к развитию спорта для инвалидов у государства, коммерческих и общественных организаций;

— отсутствие законодательной базы и финансирования со стороны государства данного направления;

— отсутствие инструкторов, организаторов и тренеров, имеющих профильную подготовку и готовых работать с детьми со специальными потребностями;

— катастрофическая нехватка спортивных сооружений, снарядов, инвентаря, оборудования, адаптированных для людей, а особенно — детей с ограниченными возможностями;

— низкая мотивация у самих инвалидов и недостаточная информированность родителей детей-инвалидов о возможностях в спорте для их детей;

— увлеченность большинства тренеров организаций работы «на результат», что совершенно не подходит для занятий с детьми-инвалидами, для которых важна оздоровительная функция спортивных занятий.

Все эти проблемы послужили причиной для создания в г. Шуя на базе университета спортивно-оздоровительного клуба для инвалидов «Пингвин» [3]. Клуб, его руководители и тренеры в 2012 году стали членами сразу двух ведущих общественных организаций страны – Паралимпийского комитета России и Союза инвалидов России. Руководитель клуба, доцент ШГПУ, помимо членства в этих организациях, был ещё избран председателем Регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» в Ивановской области. Эти шаги представители клуба сделали, находясь не в столице, и даже не в областном центре, а в городе районного масштаба. Более того, о работе клуба в уходящем году узнала вся страна. Данные факты свидетельствуют о большой, плодотворной работе, которая, по сути, сделала Шую и Шуйский государственный педагогический университет центром адаптивного спорта в регионе. В дальнейшем планируется улучшить систему адаптивного спорта в Ивановской и других областях, создать все необходимые условия для его развития и процветания.

1. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. – М.: Физическая культура, 2008. – 245 с.

2. http://www.mk18.ru/ Энциклопедия спорта

3. Махов А.С., Степанова О.Н. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России. Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (58) – 2009 год.