Причины нарушений психического и физического развития у детей

Рубрикатор

Причины нарушений психического развития ребенка

Возникновение болезни, ее течение, прогноз и исход зависят от вызвавшей ее причины и совокупности внешних и внутренних условий. В тех случаях, когда организм ослаблен, причиной психического заболевания могут быть неблагоприятные факторы внешней среды.

Все причинные факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные — факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.

К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, истощение и др.

Инфекции занимают одно из первых мест среди причин психических расстройств у детей, особенно слабоумия. Дети и подростки с психозами, умственной отсталостью, аномалиями речи, зрения, слуха, нарушениями эмоционально-волевой сферы в большинстве случаев перененесли инфекционные заболевания. Срени них следует выделить:

нейроинфекции, при которых поражается ЦНС (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);

детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия);

общие инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз).

Инфекционные заболевания при снижении защитных свойств организма могут привести к возникновению временных или стойких и необратимых психических расстройств. Исход заболевания (временное или стойкое, обратимое или необратимое) зависит:

во-первых, от силы воздействия фактора,

во-вторых, от того, на какой стадии развития действуют эти факторы (во внутриутробном развитии, во время родов, в раннем, дошкольном, школьном возрасте),

в-третьих, от способности ЦНС мобилизовать защитные свойства организма.

Интоксикации (отравления) организма различными токсическими (ядовитыми) веществами также могут вызвать психические расстройства. Токсическими веществами называют те, которые при воздействии на организм способны вызвать резкое нарушение функций организма и различные психические расстройства. К ним относятся промышленные, бытовые вещества, лекарственные средства (в больших дозах).

Токсические вещества проникают в организм различными путями, главным образом через пищеварительные и дыхательные пути, и приводят как к временным психическим расстройствам, так и к необратимым дефектам интеллекта. Кроме того, эти вещества могут поражать будущее потомство. Наиболее распространенной интоксикацией является алкогольная.

Травмы головного мозга, особенно закрытые, — важный фактор возникновения острых и хронических психических расстройств. В зависимости от обширности травмы психические расстройства могут быть временными или стойкими, необратимыми. Травма черепа может спровоцировать какое-либо другое заболевание. Вследствие механической травмы головного мозга могут развиваться различные дефекты интеллекта — от незначительных до весьма глубоких. Травматизация головного мозга может произойти:

внутриутробно (ушибы, падения, подъем больших тяжестей, непосильный физический труд беременной женщины, небольшое количество околоплодных вод, длинная пуповина),

во время родов (продолжительные или стремительные роды, акушерско-хирургическое вмешательство),

в грудном, раннем детском, дошкольном и школьном возрасте (игровая, бытовая, уличная, транспортная и др.).

Родовая травма обусловливает внутричерепные кровоизлияния, асфиксию (удушье) и связанное с ней кислородное голодание головного мозга, могут возникать либо сразу же после травмы, либо спустя некоторое время после нее.

Неблагоприятные гигиенические условия среды: истощение у родителей, неполноценное питание беременной или новорожденного, брак в слишком молодом или пожилом возрасте, охлаждение новорожденного, недоношенность плода, тяжелый физический труд во время беременности, профессиональные отравления, токсикозы беременности — могут быть причиной аномалий психики у детей.

Психогенные факторы, т.е. события и ситуации, травмирующие психику, могут приводит к развитию реактивных психозов и неврозов. Поэтому психическая травма в виде страха, запугивания, гнева, обиды, потери близких, краха надежд может рассматриваться как фактор психических расстройств.

К эндогенным факторам, вызывающим развитие психических расстройств, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации (во время нарушения функций пищеварения), нарушения обмена веществ, функций эндокринных желез, наследственные факторы и наследственная предрасположенность.

Наследственные факторы связаны с передачей патологических признаков от родителей их потомству.

Наследственная предрасположенность — особая восприимчивость, чувствительность организма к внешней вредности, к пониженной сопротивляемости организма.

Причины нарушений развития

1) Классификация нарушений в развитии человека по причинам, которые их вызывают.

2) Причины эндогенных и экзогенных нарушений.

3) Нарушения вследствие органических расстройств.

4) Нарушения вследствие функциональных расстройств.

5) Причины врождённых нарушений.

6) Причины приобретенных нарушений и нарушения социального характера.

Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают, выделяют несколько

По источнику происхождения нарушения:

1) Эндогенные (внутренние) — возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).

2) Экзогенные (внешние) — возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).

По структуре дефекта:

3) Органические — поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.

4) Функциональные — расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

По времени возникновения отклонения:

5) Врождённые — вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.

6) Приобретённые — вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнаталь- ных) поражений организма ребёнка.

По способу возникновения:

7) Социальные — неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.

8) Стихийные — несчастные случаи.

Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.

1) Причины эндогенны1х нарушений. Инфекционные болезни НС (менингит, воспа-ление мозговых оболочек, энцефалит — воспаление головного мозга), как следствие: ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности.

Инфекционные заболевания: корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит — нарушение слуха, выраженные физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов.

2) Причины экзогенны1х нарушений.

Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб, сдавление мозга, повреждения мозговой оболочки) — патологии движений, психики, интеллекта.

3) Нарушения вследствие органических расстройств.

Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия (медленная речь), дислалия (расстройство речи), алалия (утрата речи), афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.

4) Нарушения вследствие функциональны 1х расстройств. ЗПР, логоневроз, рино- лалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции, минимальная мозговая дисфункция.

5) Причины врождённы1х нарушений:

Последствия заболеваний матери:

• токсоплазмоз (паразитарное заболевание) — поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие — олигофрения, гидро-, микроцефалия;

• врождённая краснуха — поражение зрения, двигательные нарушения;

• внутриутробные инфекции НС — гидро-, микроцефалия, параличи, парезы;

• несовместимость резус-фактора крови матери и плода — мозговые поражения, нарушения слуха;

• химические вещества и радиоактивные излучения, влияющие на общее развитие плода.

Наследственные генетические поражения:

• нарушение хромосомных наборов родителей — формы олигофрении (синдром Дауна), формы глухоты, слепоты;

• алкоголизм, наркомания — врожденные аномалии, уродства.

6) Причины приобретённых нарушений:

1) Природовые нарушения:

• асфиксия (кислородная недостаточность) — общее недоразвитие;

• внутричерепная родовая травма — ДЦП, нарушение моторного развития ребёнка.

2) Послеродовые нарушения:

• инфекционные болезни НС: менингит — гидроцефалия, глухота, ЗПР; энцефалит — задержка моторного развития; полиомиелит — ограничение двигательной способности, пара-личи, парезы; грипп, корь — поражения НС;

• черепно-мозговые травмы — патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушение памяти, речи, интеллекта.

7) Нарушения социального характера. ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера.

Причины отклонений в развитии детей

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей — хромосомы — передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом — о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это — инфекции, интоксикации, травмы и т. п.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, или пренатальную, патологию (воздействие в период внутриутробного развития); натальную патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятные воздействия после рождения).

В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.

Читайте так же:  Цитрамон детям инструкция по применению

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7-10 минут часто возникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития.

Напомним, что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.

Среди причин, обусловливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови.

Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода. В результате этого распада из эритроцитов выделяется особое, токсичное для центральной нервной системы вещество — непрямой билирубин. Под влиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая энцефалопалия.

При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Эти сложные дефекты могут сочетаться с пороками развития внутренних органов, которые часто наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщины. Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первом триместре беременности.

Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода также может быть и при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.

У женщин, перенесших во время беременности краснуху, особенно в период эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев, отмечается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, а также сердечно-сосудистой системы, иначе говоря, у младенцев этих женщин имеет место так называемая рубеолярная эмбриопатия.

Внутриутробная патология имеет место при наличии у беременной женщины скрытых (латентных) хронических инфекций, особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др. Поражение мозга плода при этих инфекциях часто приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, эпилептическими припадками и др.

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации, нарушения обмена веществ у беременной женщины.

Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств. Доказано, что большинство лекарственных препаратов проходит через плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему плода. К таким препаратам относятся нейролептические, снотворные и успокаивающие средства, многие антибиотики, салицилаты, и в частности аспирин, анальгетики, в том числе лекарства, применяемые при головной боли, и многие другие. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать различные гормональные препараты и даже большие дозы витаминов, препарата кальция. Особенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.

Особенно неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение.

Специальные исследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности и характером влияния алкоголя на потомство. Употребление алкоголя будущей матерью в первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокам развития нервной системы плода. Алкоголизация плода на более поздних сроках беременности вызывает структурные изменения в его нервной и костной системах, а также в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения плода во внутриутробном периоде получили название алкогольного синдрома плода. При алкогольном синдроме плода выраженные нарушения психомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженной дисфункцией со стороны центральной нервной системы.

Установлено, что хронический алкоголизм матери, как правило, сочетается со систематическим курением, более частым употреблением наркотиков и лекарственных препаратов с наркотическим действием. В этих случаях у ребенка наблюдаются явно выраженные отклонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями поведения и часто судорожными припадками. Кроме того, многие из этих детей отличаются выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают различные нарушения обмена веществ у беременной женщины, чаще всего возникающие при поздних токсикозах беременности, особенно при нефропатии.

Отрицательное воздействие на развитие плода оказывают также такие заболевания, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, различные наследственные болезни обмена веществ, например фенилкетонурия.

Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы, и в первую очередь ионизирующая радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др. Кроме непосредственного повреждающего действия на мозг плода, эти факторы имеют мутагенное влияние, т. е. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

Нарушения психомоторного развития возникают и под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. В этих случаях отмечаются постнатальные отклонения в развитии, имеющие органическую или функциональную природу.

К причинам органического характера относятся прежде всего различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионный синдром). Оба этих фактора — гибель нервных клеток и развитие гидроцефалии — способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии, которые проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.

Черепно-мозговые травмы также могут вызывать органическое повреждение ЦНС. Характер последствий черепно-мозговой травмы зависит от ее вида, обширности и локализации поражения мозга. Однако следует иметь в виду, что при повреждении незрелого мозга нет прямой корреляции между локализацией и тяжестью поражения, с одной стороны, и отдаленными последствиями в аспекте нарушений психомоторного развития — с другой. Поэтому при оценке роли экзогенно-органических факторов в возникновении отклонений в психомоторном развитии необходимо учитывать время, характер и локализацию повреждения, а также особенности пластичности нервной системы ребенка, его наследственную структуру, степень сформированности нервно-психических функций в момент повреждения мозга.

Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Известно, что многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут обусловливать поражение нервной системы в результате нарушений обмена веществ и накопления токсических продуктов, неблагоприятно воздействующих на развивающиеся нервные клетки. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.

Так, задержка психомоторного развития различной степени выраженности может наблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Нервно-психические отклонения проявляются у них уже с первых месяцев жизни: они отличаются повышенной нервной возбудимостью, нарушениями сна, замедленным формированием положительных эмоциональных реакций, общения со взрослым. В дальнейшем эти дети отстают в умственном и речевом развитии, у них с задержкой формируются все интегративные функции, в частности зрительно-моторная координация.

К функциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главным образом в первые годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития.

Нарушения психомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленными органическим поражением мозга, наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий.

Среди таких обратимых форм нарушений в первые годы жизни наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи.

Следует отметить важность медицинской диагностики таких функциональных расстройств. Только комплексный эволюционный анализ развития ребенка в целом и его неврологических нарушений в частности является основой правильного диагноза и прогноза.

Практика показывает, что многие родители при наличии у детей речевых и двигательных нарушений основное значение придают медикаментозному лечению, явно недооценивая важность коррекционной работы.

В настоящее время установлено, что существует много вариантов функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо индивидуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стимулирующее лечение.

1.2.2. Причины возникновения и классификация нарушений психофизического развития

Под дефектом (от лат. defektus — недостаток) понимается фи­зический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие прак­тически не используется и заменяется понятием «нарушение».

Читайте так же:  Комната 18 кв м для семьи с ребенком

Как отмечалось выше, физическое и (или) психическое наруше­ния определяются как отклонения от нормы, ограничивающие со­циальную деятельность ребенка.

Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей за­кономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках и в современной специальной литературе встречается крайне редко.

Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния.

В.Г. Петрова, подчеркивая общность основных закономерностей развития в норме и при наличии нарушения, определила группы факторов, обусловливающих этот процесс:

биологические (характер нарушения, его выраженность, вре­ мя наступления нарушения, состояние физического и психического здоровья ребенка);

социальные (организованное или не организованное обуче­ ние, специально организованное воспитание и обучение);

собственная активность ребенка.

Нарушение психофизического развития имеет сложную иерар­хическую структуру:

первичные нарушения — частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня раз­вития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония раз­вития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей;

вторичные нарушения (социальный вывих), которые возника­ ют и ходе рл:шитмя ребенка с особенностями психофизического раз- ШГП1Я и том случае, если социальное окружение не компенсирует :>тих нарушений.

Ног как характеризовал структуру психофизического наруше­ния (структуру дефекта) Л.С. Выготский: «. органический дефект человека никогда не может сказаться на личности непосредствен­но, потому что глаз и ухо человека не только его физические орга­ны, но п органы социальные, потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, не-соцпалыюго, непосредственного общения с миром у человека нет. 11 сдостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связен, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефек­тивности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде соци­альный ее момент, считавшийся обычно второстепенным, на самом деле оказывается первостепенным, главным. Его и надо поставить во главу угла. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ре­бенка — значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

У детей с особенностями в развитии отмечаются физические и (или) психические нарушения, которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера нарушения, времени его наступления одни отклонения могут преодолеваться полностью, другие — лишь в некоторой степени. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере ней­трализовать отрицательное влияние первичного психофизического нарушения на дальнейшее развитие в целом.

И основу классификации нарушений психофизического разви­тия положены различные позиции, позволяющие дать многосторон­нюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления.

I. И зависимости от времени возникновения:

врожденные (заболевания матери во время беременности, на­ следствен пы (i г. Французский генетик Ж. Лежен в 1959 г. установил его причи-Ш)| — наличие третьей лишней хромосомы в 21-й хромосомной паре. Чаще всего матери таких детей бывают или очень молодыми, или и нозраете. В первом случае половые клетки роженицы еще слиш­ком слабые, во втором — уже слишком слабые. В литературе приво­дится следующая статистика: если рожают женщины 20-30 лет, то из I Г>00 1 700 новорожденных встречается один с синдромом Дау­на; если женщине 30-34 года — 1 случай из 950-1 000; 35-39 лет -1 случай из 300-350; 40-44 года — до 1 случая из 80; 45 лет и стар­ше 3 случая на (i8 новорожденных (Е.М. Мастюкова).

Внешними признаками синдрома Дауна являются: раскосые гла­за, короткий иос с плоской широкой переносицей, маленькие дефор-

мированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ла­донная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных ча­сто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожи­рение, врожденные пороки сердца, диафрагмальные грыжи, выяв­ляются нарушение координации и вегетативно-трофические рас­стройства.

Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60-70 лет), но выздоровление невозможно.

Исследованиями установлена зависимость и других хромосом­ных аберраций от возраста матери. Ученые предполагают, что уве­личение числа хромосомных аберраций связано со старением жен­ских яйцеклеток. Хотя половые клетки и способны оплодотворить­ся, однако остается некоторая вероятность, что зарожденная новая жизнь будет иметь те или иные нарушения развития.

Последствием хромосомных аберраций могут быть микроцефа­лия, нарушения слуха, зрения, интеллекта, несросшееся небо, де­формации конечностей.

Экзогенные причины вызывают нарушения в развитии в раз­личные периоды онтогенеза.

В перинатальный (внутриутробный) период нарушения в раз­ витии могут быть вызваны хроническими заболеваниями родите­ лей, особенно матери; инфекционными болезнями (сифилис, ток- соплазмоз и др.); вирусными (краснуха, свинка, грипп, ветряная оспа); интоксикациями (отравлениями) матери (в том числе алко­ гольными, наркотическими, никотиновыми); недостатками пита­ ния матери во время беременности, особенно недостатком белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликтами; травмами; влия­ нием лучевой энергии и т.п.

В натальный (родовой) период причинами нарушений могут стать родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия — удушье плода (в 85% случаев возникновения гиперактивности диагности­ руется патология беременности и (или) родов; у детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень ри­ ска для возникновения детского церебрального паралича).

В постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и дру­ гих заболеваний (детский церебральный паралич может возникать

и результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефали- Г| н); различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.н.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.н.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близо­рукости) и т.п.

Нелика роль социального фактора, проявляющегося в ранней Денрииации, специфике детско-родительского взаимодействия, не-•|Д(‘киа iном возможностям и потребностям ребенка обучении с про­явлениями педагогического отвержения.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказа­но, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие «я центральную нервную систему развивающегося плода. Негатив­ный фактор может оказывать свое патологическое влияние как на >>мб|жоп (новый организм, развивающийся в утробе матери от вре­мени оплодотворения половых клеток до девяти недель), так и на плод (будущий новорожденный в утробе матери от девяти недель До девяти месяцев). Чаще всего нарушаются те органы и системы, которые в это время развиваются интенсивнее. Например, органы зрения интенсивнее развиваются в течение первых девяти недель, но наиболее важный (критический, так как в это время закладыва­ется основа органа зрения) период развития — третья-пятая недели. Аналогичную оценку можно дать развитию органов слуха в период от трех до девяти недель, где критическим считается период от трех До пяти недель.

Внутренние органы в основном формируются на седьмой-одиннадцатой неделе беременности, мозг — на второй-одиннадцатой неделе. В эти периоды названные органы и системы наиболее чув­ствительны и быстро поражаются отрицательными факторами. Не­редко в первые недели женщина не знает о своей беременности и может употреблять антибиотики или другие медикаменты, оказы­вающие отрицательное воздействие на эмбрион, или быть под воз-Действием внешних отрицательных факторов.

Современные исследования свидетельствуют, что недоношен­ность является одним из наиболее значимых факторов, влияющих па дальнейшее развитие ребенка, в особенности на формирование его центральной нервной системы.

Спектр негативных факторов, способных привести к наруше­ниям развития, достаточно широк. Исследованиями доказано, что употребление алкоголя и наркотиков нарушает половые клетки родителей, замедляет физическое развитие плода. Постоянное упо-

требление 75-80 г водки, коньяка или 120-150 г более слабых алко­гольных напитков (в том числе пива) может вызвать алкогольный синдром плода. Алкогольная интоксикация пагубно воздействует на печень плода, которая еще не имеет специального фермента, разла­гающего алкоголь, и алкоголь в необезвреженном виде кровью раз­носится по всему организму и вызывает необратимые изменения. Особую опасность представляет алкоголь на седьмой-одиннадцатой неделе беременности, когда начинают развиваться внутренние ор­ганы. Установлено, что более 60% детей, страдающих эпилепсией, рождаются у родителей, употребляющих алкоголь. Во время пер­вых восьми-двенадцати недель беременности на эмбрион сильнее воздействует алкоголь, на девятой-сороковой неделе — продукты его разложения.

Установлено, что ребенок алкоголиков от своих родителей на­следует слабую нервную систему и некоторые особенности обмена веществ, что в будущем выражается склонностью к употреблению алкоголя. Чтобы родился здоровый ребенок, супругам необходимо не употреблять алкоголь хотя бы два месяца до зачатия.

Наркотики действуют так же, как и алкоголь. Наркомания у женщин может вызывать бесплодие, а рожденные дети могут иметь нарушения развития.

Отравление никотином также отрицательно влияет на развитие плода: курение повышает риск патологии беременности, провоци­рует преждевременные роды, дети рождаются с меньшим весом, со слабой нервной системой. Установлено, что никотин остается в плаценте и околоплодных водах, поэтому оказывает долговремен­ное отрицательное воздействие на плод.

К нарушениям развития могут привести вирусные инфекции. На эмбрион или плод могут повлиять перенесенные матерью во время беременности такие болезни, как краснуха, грипп, сифилис, инфекционный гепатит (воспаление печени), корь, паратит (свин­ка), ветрянка, полиомелит. Так, например, краснуха очень опасна во время первых трех месяцев беременности: плод может погибнуть, ребенок может родиться с различными нарушениями (глухота, сле­пота, катаракта).

Весьма опасно, когда мать болеет сифилисом. Если женщина за­болевает сифилисом сразу после зачатия, плод всегда заражается. Всегда повреждаются костная и нервная системы, психика.

В современной науке нет единой классификаций нарушений раз­вития. Самой применяемой в практике является классификация, в

Читайте так же:  Новорожденный ребенок дышит ртом

соответствии с которой выделяют такие категории детей с особен­ностями психофизического развития:

с сепсомоторпыми нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно- двигатслыют аппарата);

с интеллектуальными нарушениями (задержка психического ра:

Нарушение психического развития

Общие сведения

Психический дизонтогенез (нарушение психического развития) это патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. В клинической психиатрии дизонтогенез относят к задержкам и искажениям психического развития.

Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К искажениям психического развития относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержка психического развития представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% среди детей. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития

Причиной заболевания являются биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы: негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления, вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

патология беременности (тяжелый токсикоз, резус-конфликт, гипоксия плода);

внутричерепные родовые травмы;

ядерная желтуха новорожденных;

фетальный алкогольный синдром.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием социальных факторов, что не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях:

авторитарного характера воспитания;

дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Выделяют четыре клинических типа задержки психического развития.

Задержка психического развития конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок:

Ведет себя, как более младший по возрасту;

страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие.

Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется следующими симптомами:

низкой работоспособностью ребенка;

меньшим объемом памяти;

плохой сформированностью навыков деятельности;

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке:

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Заболевание вызвано первичным частичным органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности:

отсутствие живости и яркости эмоций;

низкий уровень притязаний;

Характеристика детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития затрагивают все интеллектуальные процессы:

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже развит слух, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной практикой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию.

Диагностика задержки психического развития

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией в составе детского психолога,логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка выносится заключении о наличии задержки психического развития, даются рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные школы или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК,массаж, водолечение.

Профилактика задержки психического развития

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Задержка психического развития это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Задержку психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции. В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).