Правила воспитания ребёнка с рождения

Психология воспитания детей до года

Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения приучать его к закаливанию и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.

  • Поглаживание крохи помогает снять напряжение и расслабляет мышцы тела. Этим приемом начинают подготовку к следующим манипуляциям, также им заканчивают массаж. Поглаживание должно совершаться легкими скользящими движениями ладони по направлению кровотока. Рекомендуется делать с 3-х недельного возраста.
  • Растирание действует на мышечные ткани, вызывает тонус мышц. Кожу и ткани нужно растирать кончиками пальцев. Чаще всего начинают такое упражнение с 3-4 месяцев, когда ослабевает напряжение в ручках и ножках.
  • Разминание частей тела начинается с 4-5 месяцев. Мышцы малыша разминают пальцами, слегка надавливая на них.
  • Легкое поколачивание тыльной стороной ладони спинки, попки, бедрышек грудничка. Рекомендуется такой прием полненьким ребятишкам.

Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Психология воспитания ребёнка до года

  • Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

    Что делать, когда ребенок плачет?

    Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама по плачу новорожденного уже легко может понять, хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.

    • Приверженцы традиционного воспитания считают, что во время плача к малышу подходить не стоит. Нужно дать время выплакаться ему, и он успокоится. Иначе, в будущем он вырастет «маменькиным» ребенком.
    • Современный подход к этому вопросу основывается на том, что в любом возрасте нужно стараться останавливать детский плач. Мамочке достаточно взять крошку на руки и прижать к груди с левой стороны. Услышав биение материнского сердца, и большие, и маленькие детки успокаиваются. При таком подходе малыши растут более спокойными.

    Как приучить ребенка к самостоятельности?

    Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

    • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он должен один спать в кроватке, один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
    • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

    Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.

    Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

    Методики воспитания детей

    Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

    Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.

    • Система Монтессори подходит к воспитанию ребенка, исходя из его интересов. Что интересно малышу, тому он быстрее научится. Родители должны быть в роли помощников.
    • Музыкальное воспитание Сузуки. Японский педагог и музыкант считает, что в каждом малыше заложены музыкальные способности. Если родители будут с рождения включать классическую музыку, в дальнейшем посещать филармонии, то в будущем он может вырасти музыкантом, если нет, то гармонично развитой личностью.
    • Воспитание по Глену Доману. Ученый пришел к выводу, что малыша можно обучать с грудничкового возраста. Он способен научиться читать и считать. Для этого необходимо изо дня в день показывать ему изображения со словами, цифрами, растениями, животными, людей, проговаривая, что на них запечатлено. Многие дети, обучавшиеся по этой методике, в последствии стали лауреатами Нобелевской премии.
    • Методика Масару Ибуки основывается на принципах развития до 3-х летнего возраста. Он считает, что в раннем возрасте у деток есть безграничные способности. Главное, обеспечить их развивающей средой и доступной информацией.

    Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

    Воспитание до года по Комаровскому

    Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.

    Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

    Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

    Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

    Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

    Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.

    Правила воспитания ребёнка с рождения

    Имя Марии Монтессори знают все родители. Это человек, который помог тысячам детей вырасти умными и уверенными в себе, любил их и относился к каждому маленькому человеку как к личности. Тим Селдин — последователь ее заветов, который 40 лет преподавал в школе Монтессори, написал чудесную книгу «Энциклопедия Монтессори» .

    Эта книга поможет вырастить счастливого, умного и уверенного в себе ребенка и разобраться со всеми родительскими вопросами.

    Представляем вам 40 принципов развития и воспитания ребенка от Марии Монтессори и Тима Селдина.

    1. Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем.

    2. Не направляйте своих детей, а следуйте за ними. Дети могут многое нам «рассказать» о своих потребностях и интересах, если мы найдем время обратить на них внимание.

    Читайте так же:  Развитие детей с эпилепсией

    3. Старая пословица гласит, что дети учатся у жизни. Мария Монтессори считает так же.

    4. Не стыдите ребенка за его поведение, иначе он научится одному: срываться на людях.

    5. В первые годы жизни прослушивание музыки важно для ребенка и становится стимулом к развитию. Разговаривайте и пойте ему с рождения. Песенки и колыбельные становятся укоренившимися воспоминаниями раннего детства. Звуки и ритм музыки, играющей в комнате малыша, формируют основу музыкального образования.

    В первые годы жизни музыка помогает детям познавать мир. — Источник.

    6. Дети, к которым относятся с уважением и поддержкой, более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно от всего защищают.

    7. Малыши мечтают быть частью взрослого мира. Труд нравится им так же, как игра, если им разрешают им заниматься.

    8. Малыши с самого раннего возраста хотят выполнять многие вещи самостоятельно. Помогая ребенку научиться делать что-то самому, вы даете ему уверенность в своих силах.

    9. Если научить ребенка тому, что у каждой вещи есть свое место, куда ее нужно возвращать после использования, он быстро примет это и у него сформируется чувство порядка.

    10. Если ребенок сломал игрушку, не выбрасывайте ее, попробуйте починить ее и превратите починку и увлекательную игру.

    Не выбрасывайте сломанную игрушку — попробуйте ее починить. — Источник.

    11. Учите ребенка аккуратно обращаться со своими игрушками и вещами. Не ругайте малыша, если он что-то сломал, лучше покажите ему, как правильно использовать ту или иную игрушку.

    12. Позвольте малышу что-то сломать или разбить. Это опыт, который поможет ему в будущем научиться правильно пользоваться посудой.

    13. Ошибки — хороший способ показать, как выполнять то или иное действие правильно и решать возникшие проблемы. Позволяйте детям ошибаться, так они учатся.

    14. Умение заботиться о себе — от мытья рук до чистки зубов — поможет ребенку почувствовать уверенность в своих силах.

    15. Дети не знают, как справляться со всем, что делают взрослые, и часто кажется, что проще все сделать самому. Но если создать правильную обстановку и терпеливо учить ребенка шаг за шагом, вы обучите его новым навыкам и сформируете отношение к труду.

    Детям нравится помогать родителям по дому. — Источник.

    16. Малыши не реагируют на дисциплину, правила и наказания, но они очень хорошо реагируют на проявление безусловной любви. Пока еще они не различают, что правильно, а что нет. Они живут настоящим и если чего-то хотят, то «прямо сейчас».

    17. Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них — маленькая личность, которая с нами рядом и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.

    18. Первые несколько часов после рождения — сензитивный период, в который у младенца формируется особенно близкая связь с родителями.

    19. Детям нравится, когда взрослые нежно воркуют с ними, поют, разговаривают. Это привлекает их внимание. Лучший способ успокоить плачущего младенца — рассказывать ему стихи, петь колыбельные или читать вслух, нежно укачивая его.

    20. Даже в первые годы жизни маленькие дети должны ощущать свою принадлежность родному дому. Детская мебель поможет ребенку чувствовать себя комфортно в мире, где все рассчитано на взрослых.

    21. У маленьких детей есть сильная потребность и любовь к порядку вокруг. Постарайтесь организовать пространство в комнатах, где ребенок проводит больше всего времени, так, чтобы ему было просто поддерживать там чистоту. Это может удивительным образом повлиять на развитие его личности.

    Дети любят, когда все лежит на своих местах. — Источник.

    22. Помните, что ребенок — маленький человек! Он может испугаться, заскучать или почувствовать себе одиноко. Или ему приснится страшный сон. Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его. И тогда вы вскоре сможете безошибочно определять, что он пытается вам сказать.

    23. В атмосфере любви и уважения у малыша быстро развивается способность понимать ваши слова, и он начинает осознанно на них реагировать. Он копирует действия взрослых, когда те показывают пример вежливого поведения, и начинает взаимодействовать с ними.

    24. Все родители — нравственные учителя. Наша цель — показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними. Тогда у малыша разовьется самоуважение. В дальнейшем ему легче будет выстраивать крепкие дружеские отношения. Он будет легок и приятен в общении.

    25. Лучше подсказать ребенку, как поступить правильно, чем ждать, пока он совершит ошибку, а затем ругать его.

    26. Ребенок с самых ранних лет должен чувствовать, что он может быть собой. Если он решит, что не соответствует ожиданиям родителей и те в нем разочарованы, он будет чувствовать себя несчастным.

    27. Когда у малыша истерика, родителям сложно контролировать себя. Но помните: вы мудрее и старше, а значит должны вести себя как взрослые.

    Когда у малыша истерика, будьте мудрее. — Источник.

    28. Многие родители уверены, что «дисциплина» означает «наказание». На самом деле это значит «обучение».

    29. Любой ребенок проверяет строгость правил. Это часть процесса взросления. Зачастую так он выражает чувства, которые не понимает, и по реакции взрослого учится справляться со своими эмоциями.

    30. Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов вроде: «Сколько раз мне надо это повторять?» Ответ прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!» Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы.

    31. Пустое упрямство можно свести к минимуму, если дать ребенку разумную степень независимости и ответственности, чтобы он чувствовал себя взрослым и важным.

    32. Играйте с малышом в игры, которые учат хорошим манерам, и тогда он станет вежливым и воспитанным.

    33. Малыш воспринимает мир с высоты своего роста. Старайтесь смотреть на мир его глазами, и вы научитесь удивляться всему на свете.

    Старайтесь смотреть на мир глазами ребенка. — Источник.

    34. В мире малыша время идет медленнее. Подстройтесь под его ритм, останавливайтесь и вместе изучайте то, что его заинтересовала, будь то муравей или необычный цветок. Будьте терпеливы.

    35. Малышам интереснее познавать мир, когда они сами что-то делают, а не когда им рассказывают об этом.

    36. Никакая книга о природе с красивыми картинками и интересными фактами не заменит радости от изучения живой природы.

    37. Родители могут помочь своим детям научиться жить в мире и гармонии со всеми людьми. Для этого нужно познакомить ребенка с разными странами и привить ему интерес к разным культурам в том возрасте, когда у него еще нет страха и предрассудков.

    Научите ребенка быть толерантным. — Источник.

    38. Ваш дом — идеальное место для научных экспериментов, помогающих ребенку понять, как устроен мир.

    39. Первые шесть лет жизни — самые важные для обучения ребенка.

    40. Существует прямая зависимость между чувством собственной значимости у ребенка и его способностью учиться и овладевать новыми навыками и информацией.

    Можно ли избаловать младенца?

    Современная педагогика за постоянное ношение младенца на руках, длительное грудное вскармливание и тесный психоэмоциональный контакт с матерью.

    «Кормить — по часам! Спать укладывать — по режиму! К рукам не приучай, а то избалуешь! Спать вместе с ребенком — боже упаси!» Кому из нас не приходилось выслушивать подобные рекомендации от представителей старшего поколения?

    Современная педагогика настроена по отношению к младенцу более гуманно: во главу ставится индивидуальность ребенка, его психологические потребности, подчеркивается необходимость психоэмоционального контакта с матерью. Постоянное ношение на руках, кормление по требованию, длительное грудное вскармливание, совместный сон не только приветствуются, но признаются единственно правильной линией поведения по отношению к младенцу.

    Все замечательно… Но если еще несколько лет назад подобные идеи воспринимались «на ура», то сейчас мамочки относятся к ним со все большим скептицизмом. Необходимость кормить ребенка чаще, чем через 2-3 часа, вызывает недоумение. Продолжение грудного вскармливания после года признается нецелесообразным (не говоря уже о том, что многие на полном серьезе доказывают преимущества искусственного вскармливания: мол, при таком способе кормления дети реже по ночам просыпаются). А перспектива совместного с ребенком сна и вовсе приводит в ужас. («А как же секс? Муж тоже человек!»)

    Понять, почему «новомодные тенденции» в воспитании младенцев приживаются с трудом, вполне возможно. Как бы привлекательно не звучала идея постоянного ношения малютки на руках для обеспечения телесного контакта с мамой, у любой женщины, кроме ребенка, есть еще куча домашних дел. А руки, к сожалению, всего две. И домочадцы не придут в восторг, если мама будет целыми днями «обеспечивать телесный контакт» малышу, и при этом обед останется неприготовленным, а квартира — неубранной (особенно если учесть бытующий в нашем обществе стереотип, что у женщины, сидящей дома с ребенком, уйма свободного времени, в отличие от других, работающих, членов семьи).

    Читайте так же:  Вазелиновое масло инструкция по применению для детей

    Если кормить ребенка по требованию в буквальном понимании этого слова, молодой маме будет проблематично отлучиться из дома даже на час. И продолжать кормление после года на самом деле очень утомительно. Ну, и совместный сон с ребенком, вне всякого сомнения, сильно усложняет «личную жизнь» молодых родителей…

    Непонятно другое — почему современные женщины, так же как их мамы и бабушки, оправдывают невозможность, а порой и элементарное нежелание уделить ребенку внимание, боязнью «избаловать»? Можно ли вообще избаловать новорожденного младенца?

    Кстати, лично у меня есть собственная гипотеза, почему тенденции в воспитании грудничков ужесточились буквально за последние два-три года. Если раньше большинство молодых родителей зачитывались бестселлером Уильяма и Марты Серз, то сегодня настольной книгой, или, как изящно выразилась одна читательница на форуме, «современной библией» для многих мам стала монография Е. Комаровского «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

    В данном случае я не ставлю своей целью критиковать всеми любимого педиатра: Евгений Комаровский — действительно грамотный, знающий, здравомыслящий специалист. Иногда даже слишком здравомыслящий… Например, я с удивлением прочитала в его книге следующие строки: «Если вы видите, что ребенок уже перестал глотать и просто сосет, немедленно забирайте у него грудь и отправляйте его в кроватку. Если, ребенок, несмотря на то, что уже наелся, плачет при попытке забрать у него грудь, то это уже точно фокусы. Подумайте, кого вы хотите воспитать — нормального человека или фокусника?» А ведь сколько писалось о том, что акт сосания важен еще и для обеспечения психологического комфорта, поддержания контакта с матерью.

    Да, бесспорно, за то время, пока малыш сосет грудь «впустую», женщина успеет и суп сварить, и пеленки погладить. Но лично мне рекомендация оторвать блаженно посасывающего (как правило, для того, чтобы крепче заснуть) ребенка от груди и, не обращая внимания на его плач, положить в кроватку, кажется, по меньшей мере, жестокой. Что бы почувствовали вы, если муж, в объятиях которого вы нежитесь, вдруг оттолкнул бы вас со словами: «Прости, дорогая, больше времени уделить тебе не могу: дела!» А на ваш обиженный плач равнодушно передернул бы плечами: мол, фокусы!

    Читаю дальше: «Если женщина не успела в течение дня сделать домашние дела, потому что ребенок, оставшись в одиночестве, плакал, и она была вынуждена носить его на руках, то в результате ребенок, может, и перестанет плакать, но плакать начнут все остальные члены семьи». Согласна, ситуация действительно не радостная, бытовые хлопоты никто не отменял.

    Далее: «Если ребенок и днем, и ночью нуждается в присутствии взрослых и ношении на руках, это говорит либо о болезни, либо о серьезных педагогических проблемах». Минуточку… Потребность новорожденного находиться на руках — болезнь? Боязнь ночного одиночества у ребенка, еще вчера находившегося в уютном мамином животе — болезнь.

    Нет, я согласна, с точки зрения логики все приведенные выше доводы абсолютно верны. Действительно, не имеет смысла держать у груди явно наевшегося ребенка. Действительно, не имеет смысла подбегать к малышу на первый же вопль, если наверняка знаешь, что он сыт, здоров и сух. Но можно ли считать, что женщина, которая в большей степени полагается на свою материнскую интуицию, балует ребенка?

    …Моя дочка первые месяцы жизни была очень беспокойной (животик и прочие младенческие проблемы). Когда спустя две недели после ее рождения я услышала от знакомых, что «приучила ребенка к рукам», у меня, честное слово, волосы на голове встали дыбом от изумления. Я ведь даже ни на секунду не задумывалась, хорошо ли я поступаю, правильно ли то, что я делаю: для меня было настолько естественным подойти к плачущей крошке, взять на руки, приласкать, успокоить… А оказывается, я, сама того не ведая, избаловала ребенка в первые же дни жизни. Правда, еще через пару месяцев те же знакомые удивлялись, каким спокойным и жизнерадостным растет мой малыш (три раза тьфу!).

    Аналогично было и со сном. Первый месяц дочка спала отдельно от меня, и мне приходилось частенько к ней вставать ночью. Как-то под утро, вконец обессиленная, я прилегла вместе с малышкой на свою кровать. При этом я совершенно инстинктивно пристроила девочку таким образом, что она моментально заснула, а еще через пару минут заснула и я, совершенно не испытывая дискомфорта от присутствия рядом ребенка. Наоборот, даже как-то уютно было. Все, на этом наши бессонные ночи прекратились. А через пару месяцев я нашла на сайте, посвященном грудному вскармливанию, подробное описание техники совместного сна, удобной при ночных кормлениях. Я была поражена, насколько рекомендуемые для сна положения соответствовали тем, которые я выбрала совершенно неосознанно!

    Кстати, по поводу совместного сна и сна вообще. Почему-то именно эта проблема вызывает самые жаркие дискуссии в родительской среде. Хотя, на мой взгляд, спорить на эту тему бесполезно — здесь каждый прав по-своему. Мать, ребенок которой засыпает в своей кроватке спокойно и без возражений, вряд ли поймет, для чего нужно перед сном укачивать, носить на руках и — тем более! — брать его в свою постель. К чему весь этот мазохизм, если достаточно просто положить малыша в кроватку, поцеловать на ночь, а затем погасить свет и закрыть дверь, ну, максимум, — выполнить перед сном пару-тройку ритуалов.

    В то же время для матери, измотанной постоянными бессонными ночами и мечтающей прилечь хотя бы на пятнадцать минут, рассуждать о том, правильно или неправильно спать вместе с ребенком — согласитесь, слишком большая роскошь.

    Я думаю, среди читателей найдутся те, которые возразят: второй вариант, мол, находится за пределами нормы. Нормальная ситуация — это когда ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке, в противном случае речь идет либо о болезни ребенка, либо об издержках в воспитании. Тогда ответьте, почему для большинства людей первая ассоциация, связанная с младенцем — именно бессонная ночь? Неужели основная масса родителей не умеет правильно воспитывать детей? Или может, все дети поголовно больными рождаются?

    Мамы, считающие, что желание ребенка как можно больше находиться у вас на руках и спать рядом с вами — не норма, а патология, задумайтесь: почему малыш, еще недавно находившийся у вас в животе и еще не знающий в этом мире ничего, кроме вас, вашего запаха, вашего голоса, вдруг должен захотеть(!) оказаться в огромной для него пустой кроватке в полном одиночестве? И при этом не плакать и не проситься на руки? Потому что вам так удобно?

    Да, безусловно, у каждой из нас есть свое представление о том, как должно быть, что правильно, а что нет. Как часто можно услышать: «Ребенок должен знать/понимать, что он не пуп земли, не центр вселенной, что у мамы есть еще какие-то дела, что мама устала, что спать надо в своей кроватке и т.д.». Но откуда это может знать новорожденный младенец? Малыш не понимает еще, что хорошо, а что плохо, его восприятие мира чисто рефлекторное, а к сознательному(!) усвоению социальных норм он в этом возрасте не готов. Поэтому если маме и удается «воспитать» младенца желаемую модель поведения, то лишь за счет банальной дрессуры.

    Вспомните советы Спока: «Дайте малышу покричать в первую ночь полчаса, во вторую — двадцать минут…». Или пример еще более красочный: если ребенок просыпается утром слишком рано, но не следует сразу к нему вскакивать. Рекомендуется заводить будильник каждый день на пять минут позже, и подходить к малышу по звонку. Тогда, проснувшись, он не станет будить родителей криком, а будет дожидаться звонка будильника… Не знаю, как вам, но мне это очень напоминает пресловутый эксперимент с собачкой Павлова.

    Объясните, как можно избаловать младенца? Применим ли вообще этот термин к грудным детям? Можно ли рассматривать поведение двухлетнего карапуза, падающего посреди улицы на попу и требующего немедленно взять его на руки, пятилетнего малыша, устраивающего в магазине истерику из-за очередной игрушки и новорожденного младенца, засыпающего в теплых маминых объятьях, как явления одного порядка? Можно ли ставить на одну ступень ребенка постарше, с которым можно договориться, рассказать, объяснить, ну, в самом крайнем случае — наказать, и младенца, который еще не знает и не понимает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, и живет исключительно своими врожденными инстинктами?

    В заключение хочу сказать: мамочки, поверьте, выдрессировать ребенка так, чтобы он целыми днями лежал в кроватке и не отвлекал вас от домашних дел, так, чтобы это выглядело красивым и правильным в глазах окружающих, на самом деле не составляет никакого труда. Весь вопрос только в том — оправдывает ли цель средства?

    Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам

    Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

    Читайте так же:  Графики развития ребенка

    Развития ребенка по месяцам от 0 до года

    Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

    Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

    Месяц первый

    Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

    У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

    Малыш в 1 месяц уже узнает маму

    В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

    Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

    Второй месяц

    Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

    На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

    В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителями

    Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

    Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

    Третий месяц

    Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

    В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

    Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

    В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

    Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

    Четвёртый месяц

    В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

    Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

    Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

    Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

    Месяц пятый

    Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

    Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

    Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

    Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

    Шестой месяц

    Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

    Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

    Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

    Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

    Месяц седьмой

    У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

    Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

    Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

    Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

    Восьмой месяц

    Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

    Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

    Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

    Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

    Девятый месяц

    Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

    Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

    Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

    Десятый месяц

    Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

    Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

    Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

    Месяц одиннадцатый

    Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

    Малыш 11 месяцев начинает ходить

    В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

    Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

    Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

    Для детей любого возраста главное — любовь родителей

    С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

    Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

    Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.