На сорокина комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями

Интернет-Магазин

В пособии предлагается подробный протокол изучения анамнестических данных, комплект диагностических карт-протоколов для обследования речевой и неречевых функций раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 дет), детей старше 4 лет, а также анкеты для родителей и варианты логопедических заключений. Логопедические карты содержат возрастную периодизацию применений тех или иных заданий и проб, в том числе и нейропсихологических, инструкции к заданиям, подробные формулировки-ответы, что позволяет составить заключение, а при необходимости и грамотную характеристику на ребенка с учетом положительных качеств его личности.

В пособии предлагается подробный протокол изучения анамнестических данных, комплект диагностических карт-протоколов для обследования речевой и неречевых функций раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 дет), детей старше 4 лет, а также анкеты для родителей и варианты логопедических заключений. Логопедические карты содержат возрастную периодизацию применений тех или иных заданий и проб, в том числе и нейропсихологических, инструкции к заданиям, подробные формулировки-ответы, что позволяет составить заключение, а при необходимости и грамотную характеристику на ребенка с учетом положительных качеств его личности.

Наталья Сорокина: Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями

Аннотация к книге «Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями»

В данном пособии автор предлагает подробный протокол изучения анамнестических данных, комплект диагностических карт-протоколов для обследования речевой и неречевых функций детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), детей старше 4 лет, а также анкеты для родителей и варианты логопедических заключений.
Диагностические карты удобны в использовании не только начинающими молодыми специалистами, но и опытными, профессиональными логопедами-дефектологами. Логопедические карты содержат возрастную периодизацию применения тех или иных заданий и проб, в том числе и нейропсихологических, инструкции к заданиям, подробные формулировки-ответы, что позволяет составить заключение, а при необходимости и грамотную характеристику на ребенка с учетом положительных качеств его личности, являющихся залогом потенциала ребенка и положительной динамики коррекционной работы.
Данные материалы могут быть полезны логопедам, работающим в коррекционно-образовательных учреждениях разной.

В данном пособии автор предлагает подробный протокол изучения анамнестических данных, комплект диагностических карт-протоколов для обследования речевой и неречевых функций детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), детей старше 4 лет, а также анкеты для родителей и варианты логопедических заключений.
Диагностические карты удобны в использовании не только начинающими молодыми специалистами, но и опытными, профессиональными логопедами-дефектологами. Логопедические карты содержат возрастную периодизацию применения тех или иных заданий и проб, в том числе и нейропсихологических, инструкции к заданиям, подробные формулировки-ответы, что позволяет составить заключение, а при необходимости и грамотную характеристику на ребенка с учетом положительных качеств его личности, являющихся залогом потенциала ребенка и положительной динамики коррекционной работы.
Данные материалы могут быть полезны логопедам, работающим в коррекционно-образовательных учреждениях разной ведомственной принадлежности (образования, здравоохранения, социальной защиты), и особенно начинающим молодым специалистам. Рекомендации помогут специалистам максимально индивидуализировать содержание коррекционных программ, учитывая особенности структуры нарушения речи у ребенка.

Сорокина Наталья Анатольевна

Логопед-нейродефектолог, специальный психолог, руководитель Детского коррекционно-развивающего центра «Стёжки-Дорожки» (г. Электросталь). Работала логопедом в детском амбулаторно-стационарном отделении ЦПРиН (г. Москва). Стаж профессиональной деятельности более 17 лет (из них более 15 лет работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи). Основное (базовое) образование: Московский областной педагогический университет г. Москва (красный диплом). Дополнительное образование: профессиональная переподготовка «специальная психология, дефектология» (2009-2010г, красный диплом, МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва). Закончила аспирантуру МГППУ с отличием факультета «Клиническая и специальная психология (2015г).

Специалист с многолетним опытом работы с детьми с тяжелой речевой патологией (ЗРР, ЗПРР, алалия, дизартрия), в т.ч. с детьми с аутизмом, ЗПР, УО, ДЦП, тугоухостью, дисграфией и дислексией (нарушениями процессов чтения и письма).

Лектор курсов повышения квалификации для специалистов в Речевом коррекционно-обучающем центре «Логопед-мастер (плюс)» (г. Москва) по темам:

«Использование ритмопластики, театрализованной деятельности и терапии искусствами в коррекции речевых нарушений детей и взрослых».

«Логопедическое обследование с использованием нейропсихологических методик»,

«Дифференциальная диагностика в логопедической практике».

«Запуск речи у неговорящих детей» 1, 2, 3 части.

«Коррекция различных отклонений в развитии психиче­ских функций и моторики средствами движений. Кинезитерапия, лечебная физкультура в работе логопеда, дефектолога».

Участница научных конференций.

Прошла более 45 курсов повышения квалификации из области дефектологии, нейропсихологии, логопедии, психологии, неврологии, педиатрии, ортодонтии, сурдопедагогики, кинезитерапии, арт-терапии, русского народного творчества.

В практической деятельности ориентируется на современные, инновационные и авторские методы развития и коррекции (нейродефектология, Речедвигательная гимнастика А.Я. Мухиной, АВА-терапия, сенсорная интеграция, кинезитерапия, ЛФК, логомассаж, Гимнастика мозга, музыкально-сенсорный подход, интегративный подход в работе с родителями и детьми).

Автор статей, тезисов (более 8-ми) и 12-ти пособий по логопедии и дефектологии: «Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями» (Изд-во «Владос»), «Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки» (Изд-во «В. Секачев»), «Развитие у детей раннего, дошкольного и школьного возраста навыков контроля и программирования деятельности» (Изд-во «В.Секачев»), комплекс пособий по закреплению и автоматизации звуков речи «Звуковые дорожки»( Изд. «В. Секачев»), а также серия пособий по использованию терапии движением в процессе совершенствования лексического строя речи «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР» (Изд. «Владос»).

Запись на стене

НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ, НАША КОМАНДА:

Сорокина Наталья Анатольевна,
ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

Направления практической деятельности:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ детей (в т.ч. младенческого, раннего возраста) и взрослых с использованием нейропсихологических методик;

КОРРЕКЦИЯ (УСТРАНЕНИЕ) НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ;

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ЗАДЕРЖКАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(в том числе у детей с особенностями эмоционально-волевой сферы и
поведения);

РАЗВИТИЕ и СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕЧИ у детей с АУТИЗМОМ;

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ СЛОЖНОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ (АЛАЛИИ) И НАРУШЕНИИ СЛУХА;

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ;

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА и ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ;
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ;

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАСЩЕЛИНЫ ГУБЫ, ТВЕРДОГО, МЯГКОГО НЁБА;

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (ДИСГРАФИИ, ДИСЛЕКСИИ);

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (памяти, внимания, мышления, воображения, праксиса и гнозиса);

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

В процессе работы специалист использует традиционные методы логопедического воздействия, авторские (см. пособия издательств «Владос», «В. Секачев») и инновационные: речедвигательную гимнастику (по Мухиной А.Я.), гимнастику мозга, русское народное творчество, логоритмику, куклотерапию, изобразительную деятельность, конструктивную деятельность, элементы драматизации, и др., а также нейропсихологические методики.

Образование:
Московский государственный областной университет, 2004г. выпуска, присвоена квалификация «учитель-логопед» по специальности «логопедия», красный диплом. 01.10.2009-25.11.20010гг. профессиональная переподготовка в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по программе профессиональной переподготовки «специальная психология, дефектология», с красным дипломом (560ч.).
25.09.2009-16.05.2010г обучение в Московском городском психолого-педагогическом университете по курсу «Терапия выразительными искусствами» (230ч.).
с октября 2010 по июнь 2011г. в Центре межличностных коммуникаций прослушала курс лекций по гимнастике мозга, включающий три блока: «Гимнастику мозга», «Базовые рефлексы», «Роли выживания» (более 100ч.).
В настоящее время Сорокина Н.А. является аспиранткой Московского городского психолого-педагогического университета факультета «Клиническая и специальная психология» по специальности «Коррекционная психология».

Профессиональная деятельность: с 03.01.2001г по 16.09.2002г. — логопед дошкольного логопункта негосударственного образовательного учреждения «Центр дошкольного образования «Садко»».
С 18.09.2002 по 12.01.2005г. – логопед в логопедической группе МДОУ №100 г.Люберцы.
С 2003 по 2005г. проходила стажировку во всех отделениях Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы (во взрослом, детском, фониатрическом отделениях и отделении логоневрозов), обучаясь не только у логопедов, психологов, но и у медиков (психиатров, неврологов, педиатра, фониатров).
Весной-летом 2009г. стажировалась в Научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы (г. Москва).
С 04.04.2005г. в течение 10лет работала логопедом детского амбулаторно-стационарного отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации, проводила первичное консультирование детей и родителей, консультативно-диагностические курсы, основные курсы (в течение года), поддерживающие курсы (курсы лечения и коррекции между основными реабилитационными курсами в круглосуточном стационаре). Общий трудовой стаж 13лет.

Читайте так же:  Ребенок спит только с грудью что делать

Общая длительность занятия определяется специалистом после консультации.

Занятия проводятся как в индивидуальной форме, так и в группе детей.

Группы детей могут комплектоваться как по возрасту (ранний возраст, дошкольный, преддошкольный и школьный), так и по степени нарушения речи (легкая, средняя, тяжелая степень выраженности) или виду нарушения речи (дизартрия, алалия, заикания, дисграфия, дислексия — нарушения чтения и письма и др.) по усмотрению логопеда.

Возраст детей для коррекционно-развивающей работы – от младенчества до подросткового.
Проведение консультации взрослых.
По желанию и запросу родителей возможно профессиональное консультирование родителей, а также проведение семинаров-лекций для родителей по интересующим их вопросам.

Проведение семинаров и мастер-классов для логопедов, дефектологов, психологов.

В процессе работы специалист использует традиционные методы логопедического воздействия, авторские (см. пособия издательств «Владос», «В. Секачев») и инновационные: речедвигательную гимнастику (по Мухиной А.Я.), гимнастику мозга, русское народное творчество, логоритмику, куклотерапию, изобразительную деятельность, конструктивную деятельность, элементы драматизации, и др., а также нейропсихологические методики.

Сорокина Н.А. является автором статей, докладов и тезисов, а также пособий по диагностике, развитию и совершенствованию речи у детей и взрослых (авторские книги возможно приобрести в Центре):
Сорокина Н.А.Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки.- М.: Секачев, 2009г. (научный руководитель Т.Г.Визель);
Сорокина Н.А. Развитие у детей раннего, дошкольного и школьного возраста контроля и программирования.-М.: Секачев, 2010г. (научный руководитель Т.Г.Визель)
Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями.-М.: Владос. 2013. (Рецензенты: доктор психол. наук. И.Ю. Левченко; доктор психол. наук Т.Н. Волковская)
Сорокина Н.А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков Л, Ль, Р, Рь у детей и взрослых.- М.: В.Секачев, 2014. (Рецензенты: доктор пед. наук Е.Ф. Архипова; кандидат пед. наук Н.В. Кошелева)
Сорокина Н.А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков М, Мь, Н, Нь, Й у детей и взрослых.- М.: В.Секачев, 2014. (Рецензенты: доктор пед. наук Е.Ф. Архипова; кандидат пед. наук Н.В. Кошелева)
Сорокина Н.А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков Ш, Ж, Щ, Ч у детей и взрослых.- М.: В.Секачев, 2014. (Рецензенты: доктор пед. наук Е.Ф. Архипова; кандидат пед. наук Н.В. Кошелева)
Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Времена года.- М.: Владос, 2014.
(Рецензенты: доктор психол.наук. И.Ю. Левченко; доктор психол. наук Т.Г. Визель)
Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Овощи и фрукты.- М.: Владос, 2014.
(Рецензенты: доктор психол.наук. И.Ю. Левченко; доктор психол. наук Т.Г. Визель)
Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Цветы, ягоды, деревья, грибы.- М.: Владос, 2014.
(Рецензенты: доктор психол.наук. И.Ю. Левченко; доктор психол. наук Т.Г. Визель)

С 2009г. и по настоящее время в Речевом коррекционно-обучающем центре «Логопед-мастер (плюс)» (г. Москва) Наталья Анатольевна проводит лекции-семинары по темам: «Использование ритмопластики, театрализованной деятельности и терапии искусствами в коррекции речевых нарушений детей и взрослых», «Логопедическое обследование с использованием нейропсихологических методик», «Дифференциальная диагностика в логопедической практике».

Егоршева Ирина Вадимовна, ПСИХОЛОГ, ИГРОТЕРАПЕВТ.

Образование: высшее
МГУ им.Ломоносова Факультет Психологии (год окончания 2007)
Специальность: Психолог, Преподаватель психологии.
Специализация: Экстремальная психология и психологическая помощь

Дополнительное образование:
Российская Медицинская Академия последипломного образования (РМАПО) – повышение квалификации: «Медицинская психология в детской и подростковой психиатрии» (2009г) (Сертификат)
Американская Ассоциация EMDR — Тренинг EMDR (Десенсибилизация травматических переживаний методом движения глаз) – 2011г. (Сертификат)
МГУ им.Ломоносова – повышение квалификации: «Психофизиологические методы в психологии». 2012 – 2013 г.г.
ООО «Медиком» – Обучение аппаратным методам БОС-терапии (Реактор – Т) (Сертификат)

Опыт работы:
С апреля 2009г. – частная практика: Психологическое консультирование
С августа 2010 г. – по настоящее время — Психологический центр «Туррион»
(г. Москва). Психолог. Психологическое консультирование, психокоррекция, работа с травмой, психофизиологические тренинги, направленные на коррекцию внимания, изменение психо-эмоционального состояния, повышение стрессоустойчивости (методы БОС-терапии)

Никита Петрович Никитин, ПСИХОЛОГ.

Образование: Высшее
Учебное заведение: Московская Открытая Социальная Академия
Факультет: Психология
Специальность: Социальный психолог.
Дополнительная информация Иностранные языки:Английский (Базовый)
Курсы и тренинги: 2008
Оценка персонала»ОТиДО», Сертификат2007
Менеджер по персоналу.
УЦФ «Контакт», Свидетельство №043920 2007
Подбор персонала Холдинг «Тринити», Сертификат №00519 2006
Гештальтерапия Центр «Здесь и теперь», Сертификат
Основной род деятельности: Психолог
В настоящее время работает в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Обязанности: Разработка и реализации программ индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи.Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия несовершеннолетних.Осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации несовершеннолетних. Проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения.Осуществление психологического сопровождение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.Индивидуальное консультирование (личностный рост, зависимость, , межличностные и семейные конфликты.)
Помимо описанных выше направлений профессиональной деятельности владеет следующими методиками:
Оздоровительная суставная гимнастика.
Психологических консультации. Тренинги. (Личностный рост).
Проведение персональных и групповых тренировок. Цигун. Ной-конг.
Полное отсутствие вредных привычек.
Принцип: «Истина‚ Доброта‚ Терпение».
«Мало просто сидеть на рельсах, ведущих в правильном направлении.» Уильям Роджерс.
Личные качества:
— Грамотность
— Корректность
— Дисциплина
— Коммуникабельность
— Настойчивость
— Cтрессоустойчивость
— Любовь к людям
— Осознанность
— Уверенность в себе
— Внимательность
— Ответственность.

Савичева Ольга Ивановна, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ЛОГОРИТМИСТ.

Образование: Ставропольский государственный педагогический Университет, филологический факультет. 1994 год.
Ставропольское культурно – просветительное училище, дирижёрско – хоровой факультет. 1987 год.

Опыт работы: С 1985 года по настоящее время – музыкальный руководитель детского сада. Последние 10 лет – музыкальный руководитель детского сада общеразвивающего вида №60 «Колокольчик» города Электросталь.
С 2007 по 2014 год – руководитель студии эстетического воспитания. Центр культуры «Досуг» города Электросталь.

Профессиональные навыки и знания: В работе использую инновационные программы и методики
Методику С. И Е. Железновых «Музыка с мамой»
Авторскую программу Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика»
Авторскую программу Суворовой Т. И. «Ритмика для детей»
Пользователь ПК — MS Office (Word), Internet
Грамотная устная и письменная речь
Знание иностранных языков: Немецкий язык — со словарём
Прочее: Коммуникабельность, ответственность, исполнительность, пунктуальность, Стремление к развитию и профессиональному росту

Бабарина Маргарита Робертовна, ИНСТРУКТОР ЛФК

Образование:
1984г. Мед. Училище №12 г. Москва
Специальность: Фельдшер

Опыт работы:
04.1984 — 05.1986г. Станция Скорой неотложной медицинской помощи им. Склифосовского г. Москва
Должность: Фельдшер-диспетчер
07.1986 — 10.1988г Психиатрическая больница ЦМСЧ 21 г. Электросталь
Должность: инструктор трудотерапии
10.1989 — 09.1994г ЦМСЧ 21 Физиотерапевтическое отделение
Должность: инструктор ЛФК
Должностные обязанности:
— формирование первичной документации;
— формирование групп;
— составление индивидуальных и групповых планов, согласно состоянию ребенка;
— проведение групповых занятий для детей с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием;
— оценка динамики улучшения физического состояния ребенка;
— консультация родителей;
— разработка методик проведения реабилитационных программ (травматология, неврология, кардиология) для взрослых;
— проведение групповых занятий для пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ревматизм, остеохондроз, артроз, артрит, болезнь Бехтерева и т.д.);
— суставная гимнастика;
— дыхательная гимнастика.
09.1997- 10.2002г. ЗАО «Экстрамед» г. Москва
Должность: Секретарь-диспетчер
Должностные обязанности:
— ведение документации;
— работа со страховыми компаниями и лечебными учреждениями г. Москвы;
— прием вызовов от клиентов ДМС;
— направление выездных бригад по вызову, контроль с момента выезда бригады до завершения обслуживания клиента.
12.2007 — по настоящее время ФГУЗ ЦМСЧ 21 ФМБА России физиотерапевтическое отделение
Должность: инструктор по лечебной физкультуре
Должностные обязанности:
— ведение документации;
— формирование групп;
— составление индивидуальных и групповых планов согласно состоянию пациентов;
— проведение групповых и индивидуальных занятий;
— оценка динамики улучшения физического состояния пациентов

Профессиональные навыки и знания:
2007г. Институт повышения квалификации ФМБА России по курсу Лечебная физкультура

2012г. Институт последипломного профессионального образования ФГБУ ФМБУ им. А. И. Бурназяна ФМБА России по курсу Лечебная физкультура

Цель занятий ЛФК для детей при сколиозах, нарушениях осанки:
— разгрузка позвоночника;
— формирование правильной осанки;
— укрепление мышечно-связочного аппарата;
— улучшение общего состояния.

Для взрослых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата:
— разгрузка позвоночника;
— укрепление мышечно-связочного аппарата;
— улучшение крово и лимфотока и, как следствие, обменных процессов;
— улучшение подвижности позвоночника.

Читайте так же:  Можно ли купать ребенка при краснухе

В травматологии и ортопедии:
— улучшение крово и лимфотока, обменных процессов;
— увеличение подвижности суставов;
— укрепление мышечно-связочного аппарата;

В неврологии:
— восстановление нарушенных функций организма (парализация конечностей, дизартрия, перекос лица);
— улучшение обменных процессов;
— тренировка выносливости организма;
— стимуляция положительных эмоций;
— адаптационные навыки.

Кира Николаевна Чупина, РЕПЕТИТОР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Образование: Высшее
Учебное заведение:
МГОУ им. Н.К. Крупской
Факультет: Русской филологии
Специальность: Филолог, преподаватель русского языка и литературы
Курсы и тренинги: Курсы ГОУ «Педагогическая академия» по УМК «Планета знаний»

Должность: Репетитор по русскому языку
Обязанности:
Преподавание русского языка, подготовка к экзаменам (ГИА, ЕГЭ), дошкольная подготовка.
Опыт работы: Свыше 5 лет

Должность: Учитель начальных классов
Компания: МОУ «Салтыковская гимназия»
Обязанности: Преподавание предметов начальной школы в гимназии.

Должность: Учитель русского языка и литературы
Компания: НОУ школа «Атон»
Обязанности: Преподавание русского языка и литературы в частной школе.

Навыки и умения:
Коммуникативный подход, развитие интереса к родному языку. Опыт общения с детьми разных возрастов. Опыт работы вожатой в детских лагерях. Доброжелательность, терпение, креативность, любовь к детям. Стремление развиваться и узнавать новое. Увлекается танцами и живописью.

Илья Ордиховский, тренер по обучению игре в ШАХМАТЫ

Образование: Высшее
Учебное заведение: Современный гуманитарный университет
Факультет: Психология
Специальность: Организационная психология и психология труда

Работал в должности «Педагог дополнительного образования» во Дворце детского и юношеского творчества.

Обязанности: Обучение детей от 5 до 13 лет правилам и технике игры в шахматы, руководить группами воспитанников, развивать творческие и аналитические возможности детей

Навыки и умения:
Умеет организовывать работу в группе, обладает грамотной письменной и устной речью, умеет и любит общаться с детьми, креативен, дисциплинирован, имеет опыт работы с важными документами, четко и грамотно доводить нужную информацию до слушателей, принимать нестандартные решения в кратчайшие сроки, свободно чувствует себя на публике.

На сорокина комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сорокина Ольга Юрьевна

аспирантка МГГУ им. М.А. Шолохова, учитель-логопед ГОУ № 1746, г. Москва

В последние годы все большее значение уделяется новой области знаний — педагогической инноватике. Педагогическая инновация — изменения, направленные на улучшение воспитания и обучения детей не только с нормальным развитием, но и имеющих различные нарушения. Одним из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по профилактике и пропедевтике возникновения общего недоразвития речи.

Ранний возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. По данным статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; перинатальные нарушения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы, непосредственно способствуя возникновению общего недоразвития речи у детей.

Из-за возрастающей распространенности речевых расстройств (по данным американского министерства труда) в США в 2010 году специалисты по патологиям речи вошли в топ 30 самых востребованных профессий (из 700). Постоянный рост числа детей, имеющих нарушения речи, их влияние на ход всего психологического развития, позволяет поставить вопросы диагностики и профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значительных и приоритетных для специальной педагогики и указывает на необходимость оказания логопедической помощи детям в более ранние сроки.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности ее получения, несмотря на то, что патологию речевого развития можно выявить в первые годы жизни ребенка:

· современные коррекционные программы ориентированы прежде всего на работу с детьми с 4,5-5 лет с общим недоразвитием речи (8,36);

· коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение, выявление и своевременное логопедическое воздействие в возрасте 2-3-х лет;

· отсутствие программы для детей раннего возраста не дает возможности реализовать потенциал «сензитивного периода» в развитии речи детей и избежать появления общего недоразвития речи в дальнейшем;

· не разработаны программы помощи семьям детей раннего возраста «группы риска»;

· существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с контингентом детей раннего возраста.

Между тем в современных зарубежных и отечественных исследованиях «обращается внимание на важность для развития полноценной речевой функции именно возраста от рождения до трех лет жизни». В этот период «пластичность» и «компенсаторные возможности» [3, с. 78; 4, с. 12] детского мозга весьма высоки и вовремя начатое коррекционное воздействие будет способствовать не только ускорению хода речевого развития и предотвращению появления общего недоразвития речи, но и возникновению вторичных отклонений в психическом развитии. Это свидетельствует о необходимости обращения более пристального внимания на детей «группы риска» данного возраста для разработки и внедрения:

· «Комплекса профилактических мер по предотвращению появления нарушений в речевом онтогенезе.

· Приемов и методов диагностики — для определения уровня довербального и вербального развития ребенка раннего возраста и структуры имеющегося нарушения.

· Программы комплексного дифференцированного логопедического воздействия, отвечающей возрастным и речевым возможностям детей; «Новых инновационных педагогических технологий, направленных на развитие речевых и моторных возможностей детей» для достижения максимального результата в работе [1].

· Рекомендаций родителям, вовлечения их в коррекционную работу триады «специалисты-родители-ребенок» для эффективности проводимого воздействия.

Говоря о категории детей «группы риска» мы имеем в виду детей, имеющих нарушения, полученные в период пренатального, натального и постнатального развития, приводящие к возникновению различных нарушений хода развития, в том числе и речевого. Это дети:

· с генетической предрасположенностью

· с неблагоприятным акушерским анамнезом

· перенесшие асфиксию, родовую травму

· с недоношенностью, незрелостью при рождении, малым весом

· имеющие инфекции и постнатальные повреждения мозга

· с неблагоприятными условиями воспитания (депривацией), наличием психотравмирующих ситуаций

· рожденные от матерей, употреблявших алкоголь и никотин.

Так как наличие перинатальных энцефалопатий и психической депривации в период интенсивного развития речи приводит к отставанию в ее развитии, являясь причиной возникновения общего недоразвития речи, вопросы пропедевтики и профилактики их появления являются наиболее значимыми.

В настоящее время в нашей стране наиболее полно разработаны вопросы диагностики и коррекции импрессивной речи у детей 1-го года жизни с ДЦП [2], родовыми травмами [6], с перинатальными нарушениями ЦНС [6; 7], создана система коррекционно-логопедической работы с детьми первых трех лет жизни, имеющих дизартрию, и определены основные направления работы с ними. Создана система работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития в условиях депривации. Авторами предложен материал по комплексной коррекции нарушенных функций.

Учеными научно-исследовательского института РАО разрабатывается концепция ранней диагностики и коррекции различных отклонений в развитии детей первых лет жизни.

Согласно концепции в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии предлагается осуществлять комплексный медико-психологический подход к диагностике и коррекции аномалий развития, а также ранее, желательно с младенческого возраста, начало коррекционных мероприятий.

Таким образом, важнейшей задачей настоящего времени является построение гибкой государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Для реализации такого проекта сотрудниками Института Раннего вмешательства Санкт-Петербурга [6, с. 146] адаптирована программа «Абилитация младенцев».

Абилитация — современный термин, используемый в медицине, психологии, специальной и социальной педагогике. С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. HABILIS — быть способным к чему-либо, приспособленность) — комплекс услуг и мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития.

Институт раннего вмешательства является разработчиком и исполнителем Санкт-Петербургской городской приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев». Программа «Абилитация младенцев», являющаяся первой программой раннего вмешательства в России и странах СНГ, направлена на выявление детей с отставанием или отклонением в психическом или речевом развитии, со зрительными, слуховыми, двигательными, эмоциональными нарушениями в первые годы жизни и на коррекционное и развивающее обучение выявленных детей.

Читайте так же:  Болезнь лишай симптомы у детей

Из двух тысяч детей первого года жизни, обследованных в Институте раннего вмешательства, более 40% имели отклонени хотя бы в одной из областей развития (в познавательной, социально-эмоциональной, речевой, двигательной), более 20% из 2,5 тыс. детей второго-третьего года жизни имели отставание в речевом развитии. Для оценки развития ребенка используются американские KID и GDI — шкалы (авторы проф. Ройтер и др., Айртон, соответственно). В начале использовались американские нормативные данные, сейчас завершена работа по получению отечественных нормативов.

Обязательным элементом раннего вмешательства является количественная оценка психического развития ребенка. Для этого используются шкалы развития. Шкалы включают перечень умений (знаний), которые должны быть проверены у обследуемого ребенка, и процедуру вычисления по полученными результатам уровня (возраста) развития ребенка. Эта процедура основана на сравнении результатов с нормативными данными, собранными при исследовании очень большой группы здоровых детей. В США, например, наиболее распространена «Шкала развития младенцев и детей раннего возраста» (Н. Бейли, 1993). Этот тест удобен для проведения лонгитюдных исследований. Он позволяет сравнивать полученные ребенком баллы, как с его собственными в различном возрасте, так и с результатами сверстников.

Получила известность «Мюнхенская функциональная диагностика развития детей первых 3-х лет жизни», созданная в Мюнхенском Университете и Институте социальной педиатрии, и «Денверская шкала развития», разработанная группой специалистов в США.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьями в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Имеются программы ранней педагогической помощи: «маленькие ступеньки» (Австралия), «Портедж» (США), «Каролина — руководство для дошкольников с особыми нуждами» (США).

Изучение данного опыта, адаптация зарубежных диагностических методик и внедрение отечественных разработок по пропедевтике и коррекционной работе с детьми раннего возраста, с детьми, имеющими предпосылки формирования общего недоразвития речи в условиях дошкольных учреждений с обязательным включением родителей в коррекционный процесс является актуальным по нашему мнению.

Основы ранней помощи — совместная работа с семьей. Именно работая в триаде» специалист — ребенок — родители» можно добиться высоких результатов.

Необходимо установить доверительный контакт с родителями ребенка для определения их отношения к ребенку, проблемам в его развитии и вовлечения родителей в коррекционную работу, так как ни один из детских возрастов не требует такого огромного количества форм сотрудничества… [4].

Для решения этой задачи нами был установлен тесный контакт со специалистами, работающими в Центре планирования и репродукции семьи № 2 и детской поликлиникой № 55 СВАО г. Москвы, где будущие родители и те, кто имеет детей раннего возраста, получают рекомендации по развитию речи и причинах, которые могут привести к нарушению ее хода.

Они получают различный материал, помогающий им разобраться в ходе онтогенетического развития речи:

· «Поговорим о нарушениях речи».

· «Малыш развивается и растет, но не говорит. Все ли в порядке?»

· «Советы мамам маленьких детей от логопеда».

· «После 3-х уже поздно».

· «Скорая логопедическая помощь» (адреса и телефоны учреждений работающих с детьми раннего возраста).

· «Азбука по речевому развитию для родителей».

· «Развиваемся, играем вместе, говорим».

На базе ГОУ № 1746 г. Москвы организуются «Родительские пятницы», во время которых для родителей можно получить консультации от психолога, дефектолога, логопеда для родителей детей, раннего возраста, имеющих задержку темпа речевого и психического развития. Проводятся индивидуальные занятия с детьми в сопровождении родителей.

Предлагаются для заполнения опросники по раннему развитию детей, помогающие составить наиболее полную картину о нарушениях довербального развития, и выявить детей, имеющих предпосылки возникновения общего недоразвития речи уже в раннем возрасте.

Подытоживая вышеизложенное хочется отметить, что современная диагностика и логопедическая работа с такими детьми в возрасте до 3-х лет позволяет компенсировать задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой возникновения общего недоразвития речи в более старшем возрасте.

Чем раньше нормализовать речь ребенка, тем более положительным будет прогноз всего его психического развития.

Работа с семьей, по нашему мнению, играет решающее значение в коррекционной работе, поскольку становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие родителей, их заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать отставание в речевом развитии, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений у детей раннего возраста.

Список литературы:

1.Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики // Дефектология. 2002. №3.

2.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми трех лет жизни. Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2004.

3.Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностиями и их семьям: Материалы конференции. М., 2003, С. 12-16.

4.Выготский Л.С. Основы дефектологии. Спб.: Из-во «Лань», 2003.

5.Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развитя детей первого года жизни / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. 2002. №3. С. 78-83.

6.Довбня С.В., Кожевникова Е.В. // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьями: Материалы конференции. 2003 С. 146-149.

7.Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003.

8.Приходько О.Г, Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. М., 2003.

9.Стребелева Е.А. Ранняя коррекционная педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. №3. С. 39-42.

10.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.

Н. А. Сорокина, все книги автора: 7 книг — скачать в fb2, txt на андроид или читать онлайн

Н. А. Сорокина

Статистика по творчеству автора Н. А. Сорокина

Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь специалисту, для развития и совершенствования строя речи у детей с общим недоразвитием речи по темам «Цветы, яг…

Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Звукоподражания, транспорт, счет, буквы

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь специалисту, для развития и совершенствования лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи по по …

Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Животные, птицы, насекомые, рыбы

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь специалисту, для развития и совершенствования лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи по по …

Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь специалисту, для развития и совершенствования лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи по тем…

Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Времена года

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь специалисту, для развития и совершенствования строя речи у детей с общим недоразвитием речи по теме «Времена го…

Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Овощи и фрукты

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь специалисту, для развития и совершенствования строя речи у детей с общим недоразвитием речи по теме «Овощи. Фру…

Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями

В данном пособии автор предлагает подробный протокол изучения анамнестических данных, комплект диагностических карт-протоколов для обследования речевой и неречевых функций детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), детей старше 4 лет, а также анкеты для родителей и варианты лого…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: