Мнемотехника в развитии речи дошкольников - Aromelle.ru

Мнемотехника в развитии речи дошкольников

Мнемотехника в развитии речи дошкольников

Вакилова Рузиля Фанисовна,
воспитатель 2 квалификационной категории.
МАДОУ «Детский сад №15 «КУБЭЛЭК»
г. Набережные Челны Республики Татарстан

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс станов­ления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, я разра­ботала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

— лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем — коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное — это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная

  • Публикации в журнале

  • Дошкольное образование. Разное

  • Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники для развития связной речи детей

Образное изложение делает предмет речи видимым.
Цицерон
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
— недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
— бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Читайте так же:  Меры социальной поддержки семей с детьми статья

В работе педагога главное место при занятиях занимает демонстрационный материал. Наглядность, вот что необходимо для работы с детьми. Дети любят рассматривать картинки и предметы. Они с удовольствием вступают в диалоги во время занятий с наглядным материалом. Педагог в свою очередь учит детей выявлять признаки, характеристики и описывать действия, тем самым расширяя у них словарный запас и формируя связанную речь. Подобный подход способствует развитию ребенка в игровой форме, которая под стать на данный момент его возрасту.
По мнению К.Д. Ушинского, ребенку сложно запомнить пять незнакомых слов по средствам просто объяснений, однако, если эти слова ассоциировать с изображениями в ходе объяснений, он запомнит их очень быстро и легко.
Именно это позволяет сделать вывод о том, что мнемотехника один из самых лучших способов для развития связной речи детей.
Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения. В какой-то степени, мнемотехника это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с самого раннего возраста. Это обусловлено тем, что у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.
Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст (слова и словосочетания) представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются:
— рассказы;
— сказки;
— пословицы;
— стихотворения;
— загадки.
На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации.
При использовании мнемотаблиц решаются такие задачи как:
— развитие связной речи и коммуникативной функции (диалогической речи);
— развитие навыков у ребенка воспринимать и формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок, которые содержатся в мнемотаблицах;
— обучение и совершенствование навыков правильного произношения звуков, а так же запоминать буквы;
— развитие у ребенка сообразительности, наблюдательности, умений выделять свойства предметов и явлений, а так же сравнивать, выделяя разное и одинаковое, совершенствуя умственное развитие;
— развитие у ребенка процессов мышления, внимания, воображения и памяти.
Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнеможорожки и мнемотаблицы.
Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главный является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми. Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
Мнемотаблицы используются как дидактический материал при занятиях связанной речи чтобы:
— расширять словарный запас;
— обучать формировать рассказы;
— обучать пересказам;
— обучать загадывать загадки и отгадывать их;
— запоминать стихи.
Детей младшего возраста обучают с помощью мнемотехники схемам одеваний, формируют культурно-гигиенические навыки, обучают потешкам и т.д.
В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл.
Последовательность изготовления мнемотаблицы:
1. Произведение разбивается по частям, определяются самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты.
2. Каждое существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения.
3. Глагол изображают таким образом чтобы было как можно лучше понять его, непонятное слово обозначают знаком вопроса. По этому пункту детям необходимы будут дополнительные комментарии педагога.
Большую эффективность мнемотаблицы доказали при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводят в графический вид. После выстраивают последовательную схему всего произведения. На основе подобранного графического материала дети на основе памяти могут воспроизвести полностью стихотворение.
При работе по методу мнемотехники с описательными рассказами необходимо детей обучить как выделяются признаки предметов.
В формировании творческих рассказов детям так же помогает методика с использованием мнемотаблиц. Она позволяет выстраивать логический текст.
Пересказ занимает особое место в развитии связной речи детей. Ребенок совершенствует структуру речи, способность выстраивать ее выразительно. Наглядность изображений позволяет сконцентрироваться на структуре построения речи, качестве ее произношения и придании правильных интонаций.
Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:
1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.
2. Преобразование информации из картинок в образы.
3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ. Детям младшей группы помогают, дети же старшей – уже сами без помощи.
Не нужно забывать, что процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка и становления его как личности играет его семья, а в частности родители. Поэтому необходимо поставить перед родителями детей факт того, что дома им необходимо будет заниматься. При необходимости родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники. Если дома отсутствует какой-либо дидактический материал по данному методу, можно предоставить копии с занятий по средствам электронной передачи данных (электронная почта, жесткие носители памяти) или передать материал для размножения копий.
Подготовка материала по методу мнемотехники требует очень детальный отбор. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а так же подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.
В процессе работы с детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это не дает необходимого эффекта, а наоборот, вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше чем по 2 мнемотаблицам. В зависимости от заинтересованности ребят, повторно рассматривают дидактический материал мнемотехники. При возникновении трудностей у детей, нужно помогать в процессе восприятия и воспроизведения графических символов и с их последовательностью.
Результатами первого года обучения по методу мнемотехники является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, применяя лексику, при этом соблюдается сюжетная линия. Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.
Дети часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Именно мнемотаблицы помогают сконцентрироваться и научиться ребенку последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно перед тем как начнется подготовка к школе.

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Читайте так же:  Можно ли принимать жаропонижающие с антибиотиками детям

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово — птица — снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Ты, весна, весна — красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Есть слово, когда листья падают – листопад.
  • Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна — красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Читайте так же:  Но шпа инструкция по применению детям до 1 года

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
  11. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
  12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Дата публикации: 10.09.2017 2017-09-10

Статья просмотрена: 2218 раз

Библиографическое описание:

Голиусова Ю. И., Новикова Н. А., Сидоренко А. А., Хламова Н. А., Тарунина Р. Р. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 83-86. — URL https://moluch.ru/archive/170/45545/ (дата обращения: 04.02.2019).

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает развивать:

‒ зрительную и слуховую память

‒ зрительное и слуховое внимание

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

‒ обогащения словарного запаса,

‒ при обучении составлению рассказов,

‒ при пересказах художественной литературы,

‒ при отгадывании и загадывании загадок,

‒ при заучивании стихов.

Эффективно использовать мнемотаблицы в математическом развитии. В своей работе я широко использую блоки-Дьенеша. С помощью блоков закрепляются названия цвета, фигуры, развивается логическое мышление, речь. С помощью карточек свойств дети очень легко дают характеристику блокам.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки можно соединить в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста — осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

‒ лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети наиболее легко составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

  1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№ 6. С. 64–68.
  5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С.102 -115.
  6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. № 10. С.16–21.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Aromelle.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: