Методика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию

Методика обучения рассказыванию (По А. М. Бородич)

Главная > Документ

Методика обучения рассказыванию

Монологическая речь сложнее в психологическом и лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Мы должны обучить детей связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В дошкольном возрасте на элементарном уровне происходит овладение двумя формами монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиции, выразительность). В пересказе допустимы элементы творчества, т.к. это не механическое заучивание текста. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Методика обучению пересказу.

Существуют определенные требования для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные обществу черты личности.

Очевидно, в начале, нужно помочь детям осмыслить и запомнить текст, т.к. осмысление текста и установление мыленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.

Алгоритм работы по обучению детей пересказу:

Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (показ картинки, обращение к личному опыту ребенка и т.д).

первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определении, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу.

Повторное чтение, стимулирующее результаты работы. Можно дать установку: «Вслушайтесь, как я читаю».

пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько сек)

пересказ (3 – 7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью, можно использовать инсценировку, пересказ по ролям.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану, составленному воспитателем.

Важна практическая значимость рассказа, необходимо, чтобы дети чувствовали пользу от своего рассказа и испытывали удовлетворение.

По форме рассказы бывают описательными и сюжетными.

Описание (сравнительный, объяснительный) – изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.

Пример (средняя группа): «Это утенок Кряк. Он желтенький и пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк – кряк – кряк».

Описательному рассказу присуща своя структура. Вначале называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки. Назначение и взаимосвязь частей и в заключении говориться о назначении предмета или о действиях с ним. Описание процесса, опирается на его последовательность.

Разновидности описательный рассказов – сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников необходимо научить составлять описание двух предметов с контрастными признаками по величине, цвету, материалу, деталям, форме.

Сюжетный рассказ (повествовательный) – это передача событий, происходящих в определенной последовательности каким – либо героем. Детям дается представление о типичной структуре рассказов – вначале называется герой (герой), иногда дается описание его внешнего вида – экспозиция, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, где оно происходило. Далее действие развязывается, устанавливается временная или причинная связь между двумя – тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы предваряющего обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц.

Сравнительная сложность детских рассказов учтена при построении программы обучения детей рассказыванию. В младших группах эта задача обучения не выделена в специальный раздел. На данном этапе осуществляется лишь подготовка к рассказыванию. Дошкольников учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы педагога, иллюстрации. Поощряются попытки детей сообщить о своих впечатлениях, построить высказывание из нескольких слов, предложений. Малыши активно вовлекаются в рассказывание воспитателя: договаривают слова в незаконченном предложении, следят за последовательностью изложения.

На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В средней группе учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, как хорошо известные детям, так и впервые прочитанные, а также описывать предметы, называя их наиболее характерные признаки.

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить чуть более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта, составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы. Важна связность и целенаправленность рассказа (не отступать от заданной воспитателем темы), его подробность (указывать место и время действия).

В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуется выразительная сторона речи, точность.

Можно выделить три категории рассказов, соответственно тому, какой психологический процесс задействован:

— описание игрушек (воспитатель стимулирует речевую активность: какая у тебя веешь, какие у нее есть части, для чего они нужны? покажи и объясни как используют эту вещь). Ребенок, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает ее, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрирую объект всем присутствующим.

— описание натуральных предметов (описание предметов, используемых в реальной жизни, с рассказом о практической значимости предмета)

— обучение рассказам по картинам

2. По памяти (с начала года в старшей группе):

— рассказывание на темы из коллективного опыта

— рассказывание на темы из индивидуального опыта

3. По воображению:

— придумывание рассказов по игрушке

— придумывание рассказа по картине

— придумывание рассказа на предложенный сюжет

Рассмотрим более подробно обучение детей рассказам по картинкам.

На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого она? Как ее можно назвать?). Педагог должен помочь детям в наиболее трудном деле – понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношение. Сначала воспитатель организует совместную деятельность, начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает описание того же объекта или аналогичного. Таким образом, эти частичные высказывания объединяются в один рассказ, не требую от детей его повторения.

В старших группах используются сюжетные, многопредметные картины, призванные помочь ребенку составить сюжетный рассказ о действиях героев. Полезен будет единый схематичный план, намечающий направления для повествования:

— о ком эта картина?

— когда происходит действие, почему вы так думаете?

— что делают герои?

Детям более старшего возраста предлагается внимательнее всмотреться в изображения, рассказать подробнее. Можно задать такой вопрос: о чем тебе хочется рассказать более подробно? Хорошо рассказывающему ребенку дается задание посложнее: описать пейзаж, состояние погоды, мимику героев и т.п.

В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассмотрении картины (с чего бы ты начал? О чем главном тебе хочется рассказать?)

Обучение детей рассказыванию по картинке

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

1 этап — (младший возраст) — ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3 этап — (старший возраст) — дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4 этап — (подготовительная группа) — рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей. );

образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам — командами);

рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»;

модели для составления рассказа (пиктограммы — условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори выразительно»)

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на этой картине?» — называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом «Что это?» — требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка просит научить рассказывать сказку про. «. В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», запишем самые интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.

На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится».

На втором занятии составляем повествовательный рассказ.

— учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

— формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

Обучение детей рассказыванию на темы из опыта.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;

— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.

«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,

Читайте так же:  Укладывать ли ребенка спать если он не хочет

В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

Темы: «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.

В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.

Дошкольники старшей группы учатся:

— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;

— указывать место и время описываемых событий;

— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:

— совершенствуются формы монологической речи;

— продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;

— четко, ясно излагать свои мысли;

— указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

Тематика рассказов из личного опыта

1.Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.

2.Из коллективного и индивидуального опыта.

Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.

Тематика для детей 5-6 лет:

— Моя любимая игрушка.

— Как я помогаю дома.

— Наши зимние забавы.

Тематика для детей 6-7 лет:

— Елка для дошкольников.

— Как заботимся о малышах.

— Как проводим время дома.

Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.

Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.

1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.

2. Образец рассказа педагога:

— тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;

— четкость построения, отсутствие лишней детализации;

— динамичность действий, яркие описания;

— язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.

3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.

4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.

5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.

Пример: Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»

Речевые задачи: учить составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты для описания игрушки и действия с ней. Рассказывать последовательно и выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в», «ф». Умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке (не перебивать других – один говорит, а все слушают).

Методика обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

Рассказ о событиях: произошедших только что, происшедших значительно раньше;

Рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;

Рассказ по картине: статичной, подвижной – серии, развивающей сюжет (как диафильм)

Рассказ по кинофильму.

Все рассказы в зависимости от цели обучения могут быть – описательными, повествовательными или рассуждением.

Методы и приемы обучения

составлению описательных рассказов об игрушке (предмете)

1. Рассматривание и исследование игрушки(учим сосредотачиваться и рассматривать предмет);

2. Беседа с детьми (учим отвечать на вопросы воспитателя по описанию предмета о внешнем виде, свойствах и назначении);

3. Совместный рассказ (по вопросам) .

Средний возраст (4-5 лет)

1. Рассматривание игрушки ;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею)

3. Образец рассказа воспитателя ;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5 . Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры : сначала игрушка называется. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.

Старший возраст (5-7 лет)

1. Рассматривание объекта описания ;

2. Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие ; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему ;

3. Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа ;

4. Рассказ сильного ребенка по плану ;

5. Рассказы 4 – 5 детей об объекте по плану ;

* часто используются сравнительные описания двух предметов.

беседа с детьми

образец и план рассказа

дополнение детьми предыдущего рассказа

игра с этим предметом

внесение игрушки в группу до начала занятия

оставление игрушки в группе после занятия

дидактические и сюжетно-ролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок)

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки) ;

Критерии отбора игрушек : безопасны, близки к естественному виду, не должны быть мелкими; игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения .

Методы и приемы обучения

составлению описательных рассказов по картине.

Требования к картине:

Картина должна быть высокохудожественной.

Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

составление описательного рассказа по предметной картине;

составление описательного рассказа по сюжетной картине;

придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;

составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к рассказам детей:

Точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

1. Предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.

2. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя (выделяется центральный (главный) образ – Кого вы видите на картине? Затем описываются детали)

3. Заключительный обобщающий рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

Основной прием проведения занятия – беседа.

1. Показ и рассматривание картины

2. Выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов воспитателя;

3. Образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают);

4. Один из детей еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;

5. Рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;

6. Рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин в средней группе, дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей группе.

Виды рассказов по картине:

*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Требования к рассказу – образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

Рассказ по серии сюжетных картин:

*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

* высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

1. Предварительная работа — для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ.

2. Повторное рассматривание картины.

3. Краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. В ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;

4. Переход к составлению рассказов детьми – педагог дает речевое задание, (например: интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар), определяют план

5. Рассказы детей.

6. Рассказ воспитателя. Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

7. Оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель)

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Если занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий – воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.

Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Характерные особенности занятий:

Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;

Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;

Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;

Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:

*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», « Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).

* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.

* Составление коллективного рассказа по картине:

— дети придумывают, что с героями было раньше.

— излагают события, изображенные на картине.

— придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.

Творческое рассказывание по картине:

В порядке возрастания сложности:

* составление рассказа с добавлением последующих событий.

* составление рассказа с заменой объекта.

* составление рассказа с заменой действующего лица.

* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

* составление рассказа с добавлением объекта.

* составление рассказа с добавлением действующего лица.

* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

* составлением рассказа с изменением результата действия.

* составление рассказа со сменой времени действия.

Планирование творческого рассказа:

*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.

* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).

* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.

* построение плана изложения (можно в графическом варианте).

* установление объекта для прямой речи.

* придумывание заголовка к рассказу.

Рассматривание пейзажных картин.

предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.

При рассматривании целесообразны вопросы:

— Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?

-Почему художник так назвал свою картину?

— Что художнику кажется интересным, красивым?

* использование музыки и поэзии.

* активизация опыта детей ( Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).

* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.

* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

* сравнение разных по настроению картин.

вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.

Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.

В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;

2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;

3. Составление рассказа из опыта;

4. Составление творческих рассказов.

— Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

— Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.

1. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В старшем возрасте в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. (т. е. здесь имеет место контаминация) .

В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

2. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.

— В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Читайте так же:  Ампициллин инструкция по применению детям таблетки

— Из личного опыта (только при систематической работе). Дети могут составлять небольшие рассказы сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, большое внимание уделяется формированию структуры описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности рассказывания. В подготовительной к школе группе – рассказывание по всем видам без наглядного материала.

Основные задачи по обучению рассказыванию в старшем дошкольном возрасте:

1. Научить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Формировать умения совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве своих рассказов и рассказов товарищей.

Приемы, используемые при составлении рассказов (по программе И. А. Белоус) :

— Образец педагога (должен ребенок повторить, не выдумывая) ;

— По плану педагога (3 – 4 вопроса) ;

— Коллективное составление рассказа;

— Составление рассказа по частям;

— Вопросы, указания, упражнения (на грамматику) ;

— Демонстрация наглядного материала;

— Для детей старшего возраста при составлении рассказов в качестве дидактического материала используются таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ или пересказать текст. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.

При составлении рассказов по сюжетным картинам или по серии сюжетных картин дети сначала упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам педагога. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале? », «О чем нужно сказать дальше? », «Чем закончим рассказ? » и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план.

Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у дете й с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.

Использование моделей в старшем дошкольном возрасте служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, и помогают детям выстраивать:

— лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Составные части схем отражают не только основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, но и действия с объектами, части объекта.

Например, задание «Расскажи о домашнем животном». Наглядная модель рассказа-описания включает следующие изображения:

Зеркало» — внешний вид животного;

Человек» — какую пользу животное приносит человеку;

Кастрюля» — чем питается животное;

Домик» где оно живет;

Коляска» — как называются детеныши;

Ухо» — как животное подает голос.

Мнемотаблицы при составлении рассказов описательных о временах года.

Наступила весна. У весны 3 месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.

Воспроизводится в дальнейшем материал мнемотаблицы по памяти.

Вывод: Использование схем, моделей, мнемотаблиц при составлении рассказов облегчает овладение связной речью, делает рассказы более последовательными, точными, яркими, насыщенными.

Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста

Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно – следственных связей и воспитанию чувств.

Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?

Во – первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям

Во – вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.

В – третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться.

Какими же методами можно обучать рассказыванию детей?

1. Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования детьми по содержанию и по форме. Для лучшего использования образца рассказа детьми в нём лучше использовать короткие предложения. Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь.

Чтобы грамотно составить рассказ – образец, педагог должен в первую очередь, учитывать речевую задачу, которую он ставит перед детьми. Объём рассказа – образца, его содержание и сюжет, словарный запас, стиль повествования определяются речевой задачей.

Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве помощи детям, слабо владеющих связной речью.

Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его разбором или планом.

2. План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно нужно указывать на непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению.

Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.

Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану, рекомендуется коллективный разбор плана.

Л. Н. Ефименкова рекомендует использовать картинные планы для составления некоторых видов рассказов, например, о природе. Т. А. Ткаченко использует наглядные планы в виде «опорных сигналов» — схематичных изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что особенно важно для детей с нарушенными вниманием и памятью, которых в речевых группах бывает большинство.

При составлении рассказов по серии сюжетных картин роль наглядного плана выполняют сами картинки.

3. Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ повторяется детьми. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети. Этот приём часто используют логопеды .

4. Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому рассказу, который похвалили педагог. Поэтому надо оценивать каждый рассказ, а не давать оценку в конце занятия. Непременно надо во всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила голоса, поза и др.

В группе 6-летних детей можно привлечь их самих к оценке рассказов.

Согласно основному принципу дидактики – от простого к сложному – обучение рассказыванию начинается с наиболее простых и понятных детям видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности. повышение самостоятельности.

Обучение детей рассказыванию на темы из опыта — Страница 12

Страница 12 из 40

Обучение детей рассказыванию на темы из опыта.

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;

— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.

«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,

В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляютсячерез индивидуальное общение, беседы с детьми(индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад») .

Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

Темы: «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.

В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.

Дошкольники старшей группы учатся:

— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;

— указывать место и время описываемых событий;

— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

В подготовительной к школе группе у детейв процессе обучения:

— совершенствуются формы монологической речи;

— продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;

— четко, ясно излагать свои мысли;

— указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок.

Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Цель: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

— создать серию конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

— подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у дошкольников;

— сформировать умение и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

— обогащать и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

При проведении непосредственно образовательной деятельности (Н. О. Д.) соблюдались следующие правила:

— использование в Н. О. Д. по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

— включение в Н. О. Д. рассказывание правил игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

— перед выполнением Н. О. Д. обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

— поощрять детей, которые выполняют данное требование;

— ознакомление детей с четким планом рассказа, если он необходим;

— для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

— вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

— предлагать детям разные варианты ответов;

Технология использования занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре — по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Для развития связной речи использовались следующие серии сюжетных картинок:

Методическая разработка

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Цель: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

Задачи:

создать серию конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

— подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у дошкольников;

— сформировать умение и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

— обогащать и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Актуальность:

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

При проведении непосредственно образовательной деятельности (Н. О. Д.) соблюдались следующие правила:

Читайте так же:  Почему кашель не проходит у ребенка уже месяц

— использование в Н. О. Д. по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

— включение в Н. О. Д. рассказывание правил игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

— перед выполнением Н. О. Д. обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

— поощрять детей, которые выполняют данное требование;

— ознакомление детей с четким планом рассказа, если он необходим;

— для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

— вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

— предлагать детям разные варианты ответов;

Технология использования занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре — по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Для развития связной речи использовались следующие серии сюжетных картинок:

— «моя семья»

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы– это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно

при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает.

Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо. солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период — «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково- символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап– становление замещения;

2 этап- моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками с особыми возможностями здоровья состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания.

Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются

геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип сохранения формы.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой — круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

I. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью. Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1) . Игра — «Что это?»

Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка) , а рядом схематическое изображение

этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом.

Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2) . Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов.

Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3) . Следующий этап — игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы) . Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4) .«На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема — модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг.

К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник.

Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

5) . Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а

отдельная ее часть. Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д.

Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6) . Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили вначале: «Что это?», «Лото».

7) . Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

II. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать в образовательной деятельности по математике. Так, например, при ознакомлении детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов.

Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги.

Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята».

Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель

обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна) . А сколько «цыплят» — (много) .

В ходе такой образовательной ситуации преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

III.С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте. Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  1. Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;
  2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
  3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов

В коррекционно-развивающем обучении с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

В нашей работе основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования являлось занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке) .

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы,

сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Часть занятия по развитию речи

у детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Осень».

II) . Основная часть.

1) . Вводная беседа об осени.

-Осень, осень в гости просим

С листопадом и дождём,

-Ребята, скажите, сколько у осени месяцев?

Дети: — У осени 3 месяца.

— Правильно! Назовите, пожалуйста, первый месяц осени.

— Первый месяц сентябрь. Это самый тёплый месяц.

— Второй месяц осени? – Октябрь.

— Да, второй месяц октябрь. Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

Как вы думаете, почему?

Дети: — Потому что с деревьев опадают увядшие листья.

-В октябре часто идёт холодный мелкий дождь. Говорят, что октябрь то плачет, то смеётся. Как же может октябрь плакать?

Что люди имеют в виду, когда так говорят?

Дети: — В октябре идёт дождь.

-Дождик, дождик — кап-кап-кап,

Другие статьи по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и сери.

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

Предметные картинки для детей дошкольного возраста

Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с деть.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит.

Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Часть 1 Консультация для воспитателей на тему: «Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста». Разработала воспитатель.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников монологической речи Речь человека — показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие — моноло.

Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

«Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» Развитие речевого творчества. I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблем.

Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А.