Консультация для воспитателей трудовое воспитание в дошкольном возрасте

Консультация для воспитателей трудовое воспитание в дошкольном возрасте

«Труд — основное условие всей человеческой жизни — и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека».

(Ф. Энгельс)

Если раньше дети трудились с раннего возраста, то сейчас многие родители в силу своей занятости и нехватки терпения, ограждают детей в труде, делая всё сами, тем самым оказывая «медвежью услугу». Родители даже не задумываются, что труд дошкольника имеет большое значение для психического развития ребенка, он связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них необременительным, приносит радость и повышается самооценка ребёнка. Когда ребёнок пойдёт в школу, ему придётся много трудиться в плане учёбы, поэтому трудовое воспитание поможет в дошкольном возрасте выработать у ребёнка навык добросовестно и ответственно доводить начатое дело до конца. Чтобы труд приносил ребёнку удовольствие, родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые ими результаты. Похвала может быть выражена словами или же организацией совместного семейного развлечения (похода в кино, парк и т.д.), ни в коем случае не поощряйте ребёнка деньгами, это может сформировать у ребёнка навык делать всё за деньги.

Если в семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, об их профессиях, формирует интерес и уважение к трудовой деятельности родителей.

У ребёнка дошкольника, могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно, они должны быть по силе ребёнку. Это могут быть уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В старшем дошкольном возрасте, ребёнок уже может управляться с пылесосом, мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, следить, чтобы всегда стояли салфетки на столе и т.д.

Если Вы хотите, чтобы:

  • ребёнок помогал маме, папе по дому;
  • ребёнок знал, где находятся его вещи;
  • ребёнок считал свои обязанности вкладом в семью;
  • родители не тратили свои силы на уговоры;

Предлагаю, для стимуляции трудового воспитания ребёнка в семье использовать «Копилку моих достижений». Можно взять обычную баночку, красиво украсить её, поставить на видное место и загружать её записочками, которые пишут родители, что сделал ребёнок сегодня, а в конце недели родители зачитывают всё то, что выполнил ребёнок за неделю.

Мы в детском саду, для стимуляции детского труда используем речевые поощрения, образцы деятельности своих же товарищей и более старших дошкольников, соседей группы. Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. Хочу сказать, что этот метод действует эффективно, дети с удовольствием трудятся.

Хорошо воспитанные дети — это наша счастливая старость и то, какими будут наши дети, зависит только от нас!

Удачи Вам в трудовом воспитании ваших детей!

Составила: воспитатель Логвинова Лилия Владимировна

© 2011-2019. Детский сад комбинированного вида №80

Сайт для воспитателей детских садов

Консультация для воспитателей на тему:
«Требования к организации детского труда»

Требования к организации детского труда.

1. Систематичность детского труда.

2. Посильность рабочей нагрузки.

3. Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Задачи труда в развитии личности.

1. Уважение к людям труда воспитывается в самообслуживании и хозяйственно – бытовой работе.

2. В труде по уходу за животными и растениями формируется бережное отношение к природе, наблюдательность.

3. Ручной труд обогащает сенсорный опыт ребёнка, способствует развитию конструктивного мышления, творчества.

Хозяйственно – бытовой труд.

Дежурство обеспечивает систематичность включения ребенка в данный вид труда.

Все трудовые процессы для детской старшей группы может быть разделены на 2 группы:

— определённая периодичность выполнения (уборка игровых уголков, мытьё строительного материала);

— повседневные потребности жизни коллективизма (помощь воспитателю, няне, помощь в занятиях, игре и т.д.).

2. Труд в природе

Предполагает выращивание растений на природе (цветнике и огороде), систематическая работа по уходу за живыми и комнатными растениями. Содержание труда (складывается из следующих процессов: вскапывание, полив, рыхление, прополка и т.д.).

Программные задачи требуют от воспитателя организовать работу так, чтобы умения и навыки полученные детьми на занятиях по конструированию, использовались в изготовлении поделок из различных материалов вне занятий.

Требования к ручному труду.

1. На каждом занятии предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков в работе.

2. Готовить детей к трудовой деятельности:

— формировать представления о способах работы, соответствие навыками;

— заинтересовать детей данным видом материала вызвать желание поработать с ним.

3. Вне занятий должны применяться конструктивные и технические навыки.

4. На занятиях и в труде применять специальные для этих видов деятельности педагогического приёма, должны быть использованы в воспитательных целях (например, научить делать выкройку, чертёж и т.д.).

5. Привлекать каждого ребёнка к изготовлению поделок вне занятия.

6. Поделки, изготовленные детьми должны быть не только интересны по содержанию, но и находить применение.

7. Предусмотреть усложнение предлагаемой детской работы.

8. Место и роль воспитателя в процессе труда.

Посильность рабочей нагрузки.

Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду.

Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы (цвет лица, частота пульса, дыхание до и после физических нагрузок).

Характеристика благоприятной нагрузке.

Такие нагрузки «самочувствие хорошее» характеризуются учащение пульса 6-7 ударов. При допустимой нагрузки пульс учащается на 8-10 ударов. Самочувствие удовлетворительное. Утомление не отличается.

При неблагоприятной нагрузке.

При таких нагрузках частота пульса и дыхания значительно увеличивается. Самочувствие детей плохое, многие раздражены.

Для правильного дозирования нагрузок необходимо дать оценку физической работоспособности детей, которая зависит от ряда факторов:

  1. От физической подготовки.
  2. От степени развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  3. В какой форме предлагаются мышечные нагрузки.
  4. Насколько ребёнку знакомо движение.
  5. Насколько интересна предлагаемая деятельность.

Типы детей высшей нервной системы.

  1. Дети уравновешенного типа — демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности, благодаря силе и уравновешенности.
  2. Слабый тип — работоспособность снижена, быстро утомляется, слабость процессов возбуждения и торможения, низкий уровень развития силы. Такие дети лучше справляются с нагрузками умеренной интенсивности.
  3. Возбудимый тип- высокий уровень физической работоспособности, но умственная работоспособность у таких детей неустойчива. Охотно и успешно выполняют работу скоростного характера, труднее им даётся работа, требующая выносливости.

Физическую работоспособность можно повысить путём систематической тренировки.

Для определения допустимой физической нагрузки необходимо учитывать длительность, интенсивность, характер действий в работе.

Для детей 5-6 лет, работа в высоком или среднем темпе, трудовых процессов 7-10 минут.

Чередование работы позволяет увеличить время работы. Динамическая нагрузка выступает как активный отдых.

Хозяйственно-бытовой труд (уборка, мытьё и т.д.) может длиться до 30 минут, т.к. эта работа состоит из разнообразных динамических операций, не требующих большого физического направления. Ручной труд до 35-40 минут, т.к. он очень привлекательный (интересны и разнообразны требующие операции).

Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.

Трудовое воспитание в семье и в дошкольном учреждении преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, т.к. труд детей в семье имеет свою специфику.

Трудовые обязанности и поручения у ребёнка в семье по своему содержанию многообразнее, чем в детском саду. Процесс труда в семье более продолжителен, а в детском саду он ограничивается рамками режима.

В семье чаще, чем в детском саду практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и в свободное общение их со взрослыми. В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом.

Дома ребёнок может пользоваться привилегиями, в детском саду он равноправный член среди сверстников, где у всех одни обязанности и требования для всех едины.

Читайте так же:  Карта психолого педагогического обследования детей дошкольного возраста

Труд в детском саду.

В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно — волевых черт характера ребёнка.

Бытовой труд в семье является важнейшим средством нравственного воспитания. Совместный труд в семье способствует возникновению между родителями и детской духовной общности, развитию взаимоотношений, которое сплачивают семью и формируют коллективистскую направленность личности ребёнка.

На трудовое воспитание детей в семье оказывают следующие факторы:

— Общественная направленность родителей-интересы, убеждения, отношение к производственному и семейному труду.

— Педагогическая культура родителей — понимание ими целей и задач нравственно- трудового воспитания. Организация жизни и деятельности детей, их системное участие в труде.

— Семейные взаимоотношения-эмоциональная атмосфера в семье, уровень развития взаимопомощи, справедливое распределение домашнего труда.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Лусине Степанян
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Первая младшая группа.

Воспитатель: Степанян Л. А.

Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить. Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными. Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом.

Цель трудового воспитания: формирования у младших дошкольников положительного отношения к труду. Задачи: 1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности. 2. Воспитать положительное отношение к труду. 3. Обучить простейшим трудовым умениям и навыкам. 4. Воспитать интерес к труду, трудолюбию и самостоятельности.

Организация трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду. Основные виды трудового воспитание: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Эти виды, систематически начинает осуществляться с двух лет. Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания, у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т. д.). В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Например, обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом необходимо создать у детей хорошее настроение, используя разные потешки: Приведем несколько примеров: Беги чистая водичка, Мы пришли умыться. *** Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята могут мыться. Льется чистая водица, мы умеем сами мыться. Чистая водичка Моет Косте личико, Настеньке ладошки, А пальчики – Нозани.

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Он сопровождает свои действия словами, обозначающими последовательности (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви, аккуратно складывать вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста. Рассказывать им о том, как огорчаются: туфельки, если у них смяты задники, не застегнуты ремешки. Если дети собираясь на прогулку начинают отвлекаться: разговаривать, играть и т. д. В этом случае помогает игровой прием с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребенка, который не хотел одеваться. Ребенок начинает сам одеваться, и показывать зайке как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия.

Таким образом, зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника»

Мария Колмакова
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника»

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Труд – одно из важнейших средств воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Приобщение детей к жизни в обществе должно сопровождаться приобщением их и к труду. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей.

В детском саду трудовому воспитанию детей отводится особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми помогает повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Воспитатели должны формировать у детей те трудовые навыки и умения, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Воспитатели не только знакомят детей с трудом взрослых, но и воспитывают уважение к нему, обучают простейшим трудовым навыкам, воспитывают интерес к труду, умение работать в коллективе. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатели формируют у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В детском саду не допускается, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно сделать предложенную работу, чтобы у ребенка не возникла неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Приобщение к трудовой деятельности воспитатели должны начинать с самого раннего возраста, не навязывая труд и не заставляя ребенка выполнять ту или иную работу. Воспитатели побуждают детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке детского сада. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда,мы учим их протирать игрушки влажной тряпкой, поливать цветы и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его в порядок. По содержанию трудовую деятельность в детском саду можно разделить на несколько видов:

— хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за групповой комнатой и одеждой, помощь взрослым в приготовлении пищи;

труд «в природе»: выращивание комнатных растений, полив, посевы в цветнике, на огороде, уход за животными;

Читайте так же:  Социальные льготы семьям с двумя детьми

— ручной труд: изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Воспитатели детского сада постепенно вовлекают дошкольников в каждый вид труда, способствуя тем самым социализации личности каждого ребенка.

Обязательным условием трудового воспитания в дошкольном учреждении является игровая увлекательная форма. С целью привлечения интереса детей к труду можно проводить зпнимательные досуги, развлечения,употреблять пословицы и поговорки, загадки про труд, проводить веселые конкурсы, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку» и т. д. Необходимо знакомить ребят с разными профессиями, чтобы они узнали о необходимости и важности каждой из них, научились уважать чужой труд, поняли, что профессии не делятся на «хорошие» и «плохие».Дошкольники должны убедиться в необходимости и пользе труда в нашей жизни.

Воспитателям необходимо правильно устанавливать сотрудничество с родителями дошкольников. Родители должны поддерживать требования детского сада. Воспитателю необходимо убедить родителей в необходимости продолжать воспитание трудолюбия у детей, содействовать возникновению потребности у детей трудиться. Включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде. Мамы и папы ненавязчиво могут предложить ребенку помочь сделать несложную работу, например, собрать игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне. Основным способом сделать труд привлекательным для дошкольников является игра, благодаря которой ребенок и познает окружающий мир. Родителям следует помогать своим детям организовывать игры, незаметно вовлекая ребенка в трудовую жизнь. Хорошим помощником в воспитании у детей трудолюбия является чтение, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Репка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.

В привитии любви к труду большое значение имеет и наглядность. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ребенок везде и всюду должен видеть труд людей. Дети должны убедиться в том, что труд приносит счастье. Воспитатели детского сада и родители должны своим примером показывать необходимость и значимость трудовой деятельности. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду будет способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Давайте же с самого раннего возраста учить детей трудиться и уважать труд людей!

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей и воспитателей «Краткий обзор и рекомендации по социализации ребенка и адаптации к детскому саду» Тема: «Краткий обзор и рекомендации по социализации ребенка и адаптации к детскому саду.» Кроме образовательных задач, которые ставятся.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Первая младшая группа. Воспитатель: Степанян.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» От того, как прошло детство, кто.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника» Падерина Марина Викторовна воспитатель I кв категории МКДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Варгаши Курганской области Цель: Воспитание положительных.

Понятие личности. Проблемы социализации личности Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника » Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей

Наталья Спиридонова
Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей

Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Трудовое воспитание дошкольников и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы, сформулирована основная задача трудового воспитания — формирование положительного отношения к труду. Эта задача реализуется в следующих направлениях: -ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к его результатам; -организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием — терпеливо показывать, о6ъяснять, помогать, по мере овладения им — требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

Виды труда детей и содержание каждого из них

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

4 вида детского труда:

.самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

.хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);

.труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

.ручной и художественный труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).

.самостоятельная трудовая деятельность детей во всех возрастных группах организуется вне занятий.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД как форма организации труда детей

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х, каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом — используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд — один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Читайте так же:  В семье 6 детей найти вероятность

Совместный труд, его особенностями являются:

А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.

Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Труд для дошкольника — полезная и важная

деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Чтобы такой ошибки не наблюдалось, решили всю трудовую деятельность совместить на проектах, где будет виден процесс деятельности и желаемый конечный результат.

Конечно трудовые действия дети могут видеть и на картинках, изображающих разные виды труда, можно просто рассказать о труде взрослых- но это недостаточно пока сам ребёнок не получит удовольствие от проделанной работы и не добьётся желаемого результата.

Только в труде ребёнок может самоутвердиться — ведь в процессе трудовой деятельности ребёнка нельзя заставить сделать быстрее, сделать ему замечание — он тогда может сразу оставить работу и не включаться в неё. Просто будет бояться, что сделает что-то неправильно. Пусть сделает, как сможет и обязательно похвалить за проделанную работу.

Ведь трудовая деятельность предполагает целесообразную направленность усилий на достижении результата. В этом особенность труда. Вот этим и он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Результат в игре обязателен, он возможен в некоторых дидактических, подвижных играх, где конец совпадает с выигрышем одних и проигрышем других.

Труд же требует определённой затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных сил, так от уровня владения умений и навыков. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребёнка: настойчивость, изобретательность, находчивость, способность действовать последовательно.

Большое педагогическое значение имеет сравнение результатов их деятельности-дети замечают хорошие качества и плохие, наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной

успеха «Он умеет, он научился, он старался»

По детскому саду важно обязательно отметить, кто кем работает:

в столовой –повар,- в прачке- мастер по стирке белья. – в группе – воспитатель и помощник воспитателя (младший

воспитатель) Во время экскурсий важно это отметить,чтобы дети знали, что повар-готовит для них еду, мастер по стирке белья не только может стирать бельё ,но и заниматься любимым занятием.

А, девица, что в темнице —

Все умеем мы трудиться

И желаем ВАМ друзья

Не ленится, а учиться

И работать, так как

Репа выросла у нас –просто КЛАСС!

Также выросла капуста,

Потрудились мы на славу!

Урожай у нас не плох.

Выросла у нас ромашка,

Лук зелёный и горох.

Дети-не только цветы жизни,они сами их могут посадить и вырастить.

При этом знакомит своим умением детей, что позволяет радоваться детям вышивкам и желанием заняться этим и самим детям.

На базе дошкольного учреждения открыт кружок «Волшебница – игла», где дети принимают активное участие. Сам кружок проходит в музее «Родник истории», где совместно идёт знакомство с русским народным творчеством. Дети познают навыки и приобретают умения со своими старшими наставниками,как пользоваться иглой, правильно подбирать по цвету нитки, красиво украсить свою работу. Здесь тесно связано и патриотическое воспитание-знакомство с родным краем,селом, бытом односельчан.

Также в саду присутствуют следующие профессии: завхоз, сторож, дворник, медицинская сестра и главное лицо детского сада-заведующей. Это дети должны знать и почитать труд взрослых, понимать значение трудовой деятельности, видеть различия и значимость профессионального мастерства.

Дети зачастую подражая взрослым имитируют трудовые действия в игре, но тем не менее игра –это не труд.

Для более умелого владения трудовыми навыками у детей создали с усилиями взрослых-трудовой уголок «Наши помощники». Предложили родителям приготовить выносной трудовой материал для работы с землей на участке детского сада в разные времена года.

Результаты своего труда дети оценили сами, что они сделали необходимо содержать в сохранности и использовать по назначению.

К труду всё таки нужно приучать с малых лет. Первое время конечно самому педагогу и помощнику воспитателя проявлять активность, чем ребёнку. Тогда постепенно ребенок сам начинает справляться с трудовыми поручениями (правильно держать полотенце, вешать на свое место, убирать игрушки).Более старшие выполняют трудовые поручения посложнее. желательно, чтобы старшие дети выполняли трудовые действие, т. е. со взрослыми.

Участие детей и взрослых обязательно должно проходить и в природе. Так как труд в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения. стимулирует действия разных органов. укрепляет нервную систему. Труд в природе сочетает умственные и волевые усилия. Систематическая коллективная работа объединяет ребят. Воспитывает у них трудовые и ответственность за порученное дело. Работая на участке в данном случае на огороде лекарственных растений доктора Пилюлькина дети овладели навыками обращения с сельхозинвентарём. Усваивают приёмы ухода за растениями в комнатных условиях (Зимний сад доктора Пилюлькина -«Мир комнатных лекарственных растений»)а также на огороде в весенне-летне-осенних сезонах. В период этого времени дети получают много сведений о росте и развитии растений.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей» Консультация для родителей из опыта работы Тема: «Наблюдения в природе» Воспитатель: Соловьянова В. А. ст. Суворовская.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду» Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский) Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов) Истинное сокровище для людей.

Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание детей» Эстетическое воспитание детей. «Этикет с малых лет» Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального.

Консультация для воспитателей «Нравственно-духовное воспитание» Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотическое воспитание дошкольников Музей «Этих дней далеких позабыть нельзя….» Слово патриотизм образовано от греческого «ПАТРИС».

Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание дошкольников» В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям.

Консультация «Трудовое воспитание дошкольников» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ» Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников» Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.

Трудовое воспитание дошкольников План. Введение. Трудовое воспитание дошкольников. 1. Виды трудового воспитания. 2. Формы трудового воспитания. 3. Отличие труда взрослых.