Картинка с изображением семьи для детей

Семья и дети в картинках

В современном материальном мире все чаще заметна печальная тенденция – люди меньше стали дорожить семейными ценностями. Причин тому много, но основная из них – недостаток внимания, уделяемого на изучение их еще в раннем детстве. Картинки с семьей и детьми придуманы именно для того, чтобы избежать подобных пробелов в воспитании вашего ребенка.

Картинки с иллюстрациями семей помогают ребенку замечать физиологические различия между членами семьи, понимать, каковы их функции и обязательства в рамках этой ячейки общества. Ребенок сам начинает осознавать свое место среди родных, чувствовать свою значимость. Рисунки позволяют малышу ориентироваться во взаимоотношениях между родственниками, понимать, на чем эти отношения базируются: взаимопомощь, понимание, поддержка и т.д.

Картинки с изображением детей наглядно демонстрируют, как сильно дети отличаются друг от друга внешностью, характером поведения, интересами и т.д.

Представленные здесь картинки – хорошее подспорье для развития детского внимания и памяти. Подробно изучив рисунки, малыш сможет отвечать на поставленные о карточках вопросы, сам рассказывать об их иллюстрациях сначала в общих чертах, затем в деталях. Придумав вместе с ребенком имена героям, взрослый может предложить проследить малютке, что тот или иной человек на картинке делает и чем он собирается заняться чуть позже. Таким образом, родитель активизирует мышление ребенка, заставляя его замечать детали и соединять их в логические цепочки. С этими картинками так же можно научиться фантазировать. Ребенок вместе со старшими придумывает истории о семьях и детях с иллюстраций, о том, как они взаимодействуют друг с другом. Развивая воображение, маленький рассказчик к тому же практикуется в умении связано излагать свои мысли.

Из-за своего поучительного и воспитательного характера рисунки семей и детей популярны как в детских садах, так и в школах раннего развития. Начинать использовать эти рисунки можно уже при досуге полуторагодовалого крохи. Игры с этими карточками особенно актуальны при домашнем обучении ребенка, так как вряд ли кто-то сможет рассказать о ценности семьи лучше, чем любимые родители.

Перед Вами бесплатная подборка материалов по тематике семья для детей — картинки, плакаты, презентации, игры и многое другое.

Развивающие материалы

Карточки, картинки и дидактические игры

Веселая игра — определи по характеристике человека.

Картинки семья и дети:

Игра семья и дети. Кто чем занимается в семье?

Карточки с семьей, детьми и домашними питомцами:

Раскраска — карточки на семейную тему:

Веселая игра про семью лягушек:

Еще картинки семьи:

Третий вариант картинок с изображением семейных сцен:

С Днем семьи, любви и верности 2018: картинки, открытки, гифки, поздравления, изображения

День семьи, любви и верности 2018: картинки, открытки с поздравлениями. 8 июля в России отмечается праздник, который приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, являющихся покровителями семьи и брака в православной традиции.

Ежегодно в этот замечательный летний день по всей стране проходят семейные мероприятия. Главные торжества 8 июля традиционно проходят в Муроме, в списке мероприятий значатся концерты, ярмарки, анимационные площадки для детей, благотворительные акции.

В День семьи, любви и верности принято поздравлять близких и друзей, желая семейного счастья и благополучия.

День семьи, любви и верности 2018: картинки, открытки, гифки, поздравления

Картинка с изображением семьи для детей

Методика «Нарисуй свою семью».

Тест «Нарисуй свою семью» используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь до­статочно безопасен и не представляет угрозы.

Например, человек может испытывать сильный гнев по отношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить свои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок позволяет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление в символической форме, выявить это в обход сознательных за­щитных механизмов.

Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования, личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в от­ношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощу­щения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным образом семейную ситуацию, а не индивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя.

Некоторые исследователи используют прочтение изображе­ния членов семьи для оценок интеллектуального уровня испытуемых таким же образом, как в тесте «Нарисуй человека», хотя этого следует избегать, потому что в этих двух тестах проявляется различная динамика.

При выполнении теста «Нарисуй свою семью» испытуемому предлагается лист, белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция «Нарисуй свою семью». Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут. Эксперимен­татору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе последовательность рисования, паузы в ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакции, связанные с, изображением.

После выполнения задания могут быть предложены раз­личные вопросы, позволяющие получить дополнительную информацию. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе необходимо сначала выяснить смысл нарисован­ного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисунка — птицы, зверушки. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто более продуктивными оказываются проективные воп­росы типа: «Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?». «Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?».

Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три на выявление пози­тивных):

1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с тобой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но одни из вас заболел и должен остаться дома. Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? .

4. Ты имеешь «X» билетов на интересную кинокартину (би­летов меньше на один, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там — хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи; а также иметь дополнительную информацию о его индивидуаль­ных особенностях.

При интерпретации теста «Нарисуй семью» важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи; на расположение на листе бумаги, порядок их изображения, группирование, особенности графических презентаций членов семьи, последовательность в изображении.

Структура рисунка семьи.

Изображение полного состава семьи очень часто встречается в случае, эмоционального благополучия в семье.

По данным исследований, 85 процентов детей 6—8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайний вариант искажения состава семьи представляют собой рисунки, в которых совершенно не изображены люди (например, нарисована только мебель) или изображены люди, не связанные с семьей. За этим обычно скрываются: травма­тические переживания, связанные с семьей; чувства отверженности, покинутости (так часто рисуют дети, недавно пришедшие в интернат из семей), чувство небезопасности, тревожно­сти; аутизм или плохой контакт психолога с ребенком.

Уменьшение состава семьи характерно для рисунков детей, которые конфликтуют с кем-либо из членов семьи. Они, обыч­но, «забывают» нарисовать эмоционально непривлекательных членов семьи. Таким образом, проявляется стремление как бы разрядить тягостную эмоциональную атмосферу в семье, избежать отрицательных эмоций, связанных с определенными людьми.

Когда ребенок не изображает братьев и сестер, это, как правило, отражает ситуацию конкуренции в семье, стремление «монополизировать на символическом уровне» недостающую любовь родителей. Обычно, отвечая на вопрос, почему не на­рисован тот или иной член семьи, ребенок защищается: «Не нарисовал, потому что не осталось места», «Он пошел гулять», иногда дается более откровенный ответ: «Не хочу, чтобы он с нами жил».

В некоторых случаях изображения членов семьи «замеща­ются» изображениями зверей или птиц. Важно попытаться уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в, семье ребенок старается уменьшить.

Изображение, вместо реальной семьи, семьи зверят может указывать на дефицит чувства общности в семейных отноше­ниях, сильное чувство отверженности, стремление к теплым эмоциональным контактам.

Исключение собственного изображения из рисунка, или изображение семьи, когда вместо членов семьи, рисуется только собственный портрет, также свидетельствует о проблемных се­мейных отношениях. Отсутствие в рисунках собственного изображения характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Презентация, в рисунках только собственного изображения указывает на несформированное чувство общности, с одной стороны, и на некоторую эгоцентричность, истероидность, с другой, особенно, если собственное изображение детализировано, одежда декорирована, использовано большое количество цветов, и изображаемая фигура достаточно большого размера.

Если же изображение самого себя схематично, и рисунок передает негативный эмоциональный фон, можно предполо­жить наличие чувства отверженности, покинутости, аутистические тенденции.

Информативным является также и увеличение, состава семьи в рисунке. Как правило, это связано также с неудовлет­ворительными отношениями в семье, неудовлетворенными пси­хологическими потребностями.

Если в дополнение к членам семьи изображаются еще дети того же возраста, что и испытуемый, можно предположить на­личие неудовлетворенных потребностей в равноправных, коо­перативных связях. Подобные рисунки чаще делают единст­венные дети в семье.

Когда «пририсовываются» дети более младшего возраста, это может быть связано с потребностью ребенка занять охра­няющую, руководящую позицию. Это касается и тех случаев, когда в рисунках появляется собачка или кошечка, несущест­вующие в реальности.

Изображение взрослых, не связанных с семьей, которые как бы «дополняют» родителей или заменяют их, указывает на восприятие ребенком семьи как неинтегрированой, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в бо­лее близких эмоциональных контактах.

В некоторых случаях это указывает на символическое раз­рушение целостности семьи и месть родителям из-за ощуще­ния отверженности и ненужности.

Расположение членов семьи.

Читайте так же:  Препарат для лечения горла детям

Психологическая дистанция между членами семьи часто выражается посредством физической дистанции при расположении их на листе бумаги. В этом случае законы проксиматики используются с учетом того, что рисунок – это символическая ситуация, которая создается только одним автором.

По расположению фигур на рисунке можно судить о некоторых психологических особенностях взаимоотношений в семье. Изображение членов семьи с соединенными руками может служить индикатором интегрированности семьи, ее сплоченности, эмоциональной включенности ребенка в семейную ситуацию.

Включенность всех членов семьи в общую деятельность, как правило, является благоприятным признаком.

Однако, когда объединение семейной группы достигается за счет внешних обстоятельств (например, все члены семьи помещаются в лодку, в маленький домик и пр.), это может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью и об ощущении тщетности своей попытки.

Когда члены семьи изображаются изолированно друг от друга, это может указывать на низкий уровень эмоциональных связей, дезинтегрированность семьи.

Характер группирования членов семьи в рисунке отражает психологические микро структуры семьи, коалиции, наличие конфронтации в семье.

Если ребенок рисует только себя в отдалении это может указывать на наличие у него чувства не включенности, отчужденности. « Отдаление» другого члена семьи, как правило, связано с негативным отношением к нему ребенка, ощущением угрозы которая исходит от этого человека, либо с этой малой значимостью или отчужденностью его от семьи.

Эмоциональные связи выражаются в рисунке не только по средствам физических расстояний, но и по средствам отделения членов семьи друг от друга при помощи каких то объектов, деление рисунка на ячейки, в которых располагаются члены семьи.

Изображение стены, или какого либо физического барьера отражает тот факт, что эмоциональная энергия между членами семьи блокируется по каким то причинам.

Если одна или несколько фигур на рисунке обведены (как бы инкапсулированы), заключены во что то, это отражает наличие у ребенка трудностей при взаимодействии с этим человеком. В ряде случаев члены семьи могут изображаться в отдельных отсеках, в разделенных квадратиках, что отражает ситуацию, в которой чувства членов семьи как бы «обрезаются». Такого рода рисунки показывают на начало социальной изоляции, отход от реальности, что может привести к серьезным проблемам при отсутствии социальной помощи.

Изображение кого — либо из членов семьи или самого себя на обратной («изнаночной») стороне листа свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении или о не разрешенном конфликте. Если рисующий таким образом изображает самого себя, то это может отображать его чувство тревоги в связи с принадлежностью к семейной группе. В случае, если это чувство весьма сильное, испытуемый может даже категорически отказаться рисовать всех членов семьи в месте.

Интерпретация особенностей изображения фигур.

Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут нести информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении к данному члену семьи, о восприятии его, а так же об образе «Я» испытуемого и об особенностях его половой идентификации.

Необходимо обращать внимание наследующие параметры:

1. Количество деталей фигуры: присутствует ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Детали одежды и украшения: шапка, воротник, карманы, банты, галстук, ремни, пуговицы, прическа, украшения одежды, покрой, узоры на одежде и пр.

3. Количество используемых для рисования фигуры цветов.

Как правило, более тщательно прорисовывается и декорируется фигура человека, с которым установлены хорошие эмоциональные отношения. И наоборот, негативное отношение к человеку проявляется в большей схематичности, незаконченности его графической презентации, в пропуске некоторых частей тела (головы, рук, ног). Это так же может указывать и на агрессивные побуждения по отношению к этому человеку.

Если рисунок сделан простым карандашом, то амбивалентные чувства или чувства беспокойства могут проявляться в вариациях качества линий или стирании тех или иных частей фигуры.

Если для изображения используются цветные карандаши, то цвета, выбранные для разных членов семьи, могут символи­ческим образом выражать определенные чувства, испытываемые к ним.

Важным показателем является сравнительная величина фигур. При интерпретации величин фигур принимаются, но внимание только значительные, искажения.

Величина изображенной фигуры, как правило, отражает такие ее психологические характеристики, как сила, превос­ходство, значимость, доминирование.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако для ребенка, как и для древнего египтянина, величина фигуры является сред­ством выражения ее значительности. Поэтому часто в детских рисунках можно увидеть, что изображение ребенком самого себя превосходит по величине изображения родителей. Это может быть связано с эгоцентричностьюребенка, с его попыт­кой решить таким образом проблему «эдипова комплекса». В последнем случае, соревнуясь за любовь родителя противоположного пола, ребенок по величине приравнивает себя к нему, исключая или преуменьшая при этом «конкурента».

Маленькими изображают себя дети, чувствующие свою не­ значительность, ненужность в семье, требующие опеки со сто­роны родителей. В этом случае их фигуры значительно отли­чаются по величине от фигур остальных членов семьи. Для сравнения следует отметить, что в среднем семилетний ребенок на 0,3 — 0,35 см ниже своего родителя. Нарушение этого соотношения указывает на наличие тревожности и чувство не­ безопасности.

При анализе особенностей изображенных фигур следует обращать внимание на то, как нарисованы отдельные, части тела. Так как отдельные части тела связаныс определенными формами активности (общения, передвижения, контроля), то характер их презентации указывает на специфическую, проб­лематику.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Когда в рисунках появляются фигуры с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это может указывать на агрессивные же­лания изображенного таким образом человека. Если ребенок изображает себя самого, таким образом, то это является выра­жением стремления компенсировать свою слабость, беспомощность или отражает стремление его властвовать над другими. Это еще более справедливо, если в рисунке присутствуют та­кие признаки, как широкие плечи у фигур или другие атрибуты мужественности.

Отсутствие рук у фигур может отражать как чувство бессилия, неуверенности, ощущение чрезмерного контроля со сто­роны окружающих, так и потребность ограничить чрезмерную активность со стороны члена семьи, нарисованного без рук.

Если в рисунке семьи какой-либо член семьи нарисован без головы, или без черт лица, или с заштрихованным лицом, то это указывает на конфликтные отношения с данным членом или враждебное отношение к нему.

Дополнительную информацию также дает выражение лиц изображенных членов семьи. Следует помнить, что в детских рисунках улыбающееся лицо является своеобразным штампом, поэтому важно отметить чем изображенные фигуры людей от­личаются друг от друга.

Изображение зубов и выделение рта встречается в рисун­ках детей, склонных к оральной агрессии. Если таким образом изображается какой-то член семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью от этого человека.

Дополнительные детали в рисунке.

Дополнительные детали, такие как солнце, тучи, дождь, свечи и т. п. могут указывать на чувства подавленности, по­требности в любви и безопасности. То же значение имеет и прочерченная линия основания; находящаяся под ногами у членов семьи.

Некоторые дополнительные предметы, изображенные на рисунке, играющие роль преград между членами семьи, могут символизировать некоторую отдаленность и психологическое дистанцирование.

Анализ процесса рисования.

При анализе процесса рисования следует обратить внима­ние на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

е) спонтанные комментарии.

За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значи­мую информацию.

По данным исследований, 35 % детей первой рисуют фигуру матери, 35% — себя, 17% — отца; 8 % — братьев и сестер.

Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек.

Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней.

В случае, когда испытуемый сначала рисует мебель, линию основания, солнце и т. д. и лишь в последнюю очередь приступает к изображению людей, есть основание считать, что, в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семей­ной ситуацией. Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определен­ными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном ypовне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением как негативных эмоций, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет ко­нечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изобра­жения. Поэтому, к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально «заряженные» области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы (испытуемому) и направить беседу в нужное русло, что позволит более, точно подойти к интерпретации рисунка.

Педагог просит учащегося нарисовать семью так, как он ее себе представляет. Для рисования предлагаются и простой карандаш, и цветные карандаши (фломастеры).
Анализ рисунка заключается в том, что по особенностям изображения семьи (масштабу, расположению, характеру прорисовки) выявляются особенности переживания и обобщения ребенком семейной ситуации.

АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. (от 3-х лет)

1. Взаимоотношения между ребенком и семьей положительные:

1.1. Семейная сплоченность, семейное «мы»:
• Изображает полный реальный состав семьи, включая самого себя;
• Располагает фигуры фронтально или объединяет общей деятельностью.
1.2. Эмоциональное расположение к отдельным членам семьи:
• Детализирует, декорирует изображение, раскрашивает яркими тонами.
1.3. Признание чьего-либо авторитета: изображает в большом масштабе;
• Раскрашивает теми же красками, что и самого себя ( желание подражать, быть похожим).
1.4. Психологическая близость с конкретным членом семьи:
• Располагает изображение близко от себя;
• Раскрашивает так же как самого себя;
• Изображает члена семьи, с семьей не проживающего (одного из родителей, бабушку, дядю, старшего брата и т.д.)
1.5. Эмоциональное богатство отношений, насыщенность семейных переживаний теплом, близостью:
• Изображает члена семьи вместе, фронтально, взявшимися за руки;
• Старшие обнимают ребенка;
• Фигуры прописаны тщательно, подробно, любовно раскрашены.
1.6. Переживание своей значимости, ценности для семьи:
• Изображает самого себя в центре композиции;
• Масштаб изображения самого себя пропорционален возрасту или несколько увеличен.

2. Взаимоотношения между ребенком и семьей отрицательные;
2.1. Семейная разобщенность:
• Изображает членов семьи не в полном составе;
• изображает членов семьи на расстоянии друг от друга;
• каждый член семьи изображен в своей нише;
• изображенные члены семьи отделены друг от друга чертой.
2.2. Чувство отторжения, дефицита внимания к себе:
• Изображает себя очень маленьким;
• изображает себя изолированно от других.
2.3. Отрицательное отношение к члену семьи:
• Не изображает какого-либо члена семьи («изгоняет»);
• Деформирует изображение (нет лица, повернут спиной);
• Изображает в виде животного или использует части тела животного (уши, нос-пятачок, конечности-копыта и т.п.).
2.4. Психологическая дистанция, отчуждение от какого-либо члена семьи:
• Изображает на расстоянии от самого себя;
• Не изображает такого человека среди членов семьи.
2.5. Переживание отвержения, одиночества, дефицита эмоционального тепла:
• Изображает одного себя и себя с животным;
• Изображает только домашнее животное;
• Масштаб изображения домашнего животного преувеличен, изображение тщательно детализировано, декорировано.
2.6. Боязнь конкретного члена семьи, страх перед ним:
• Изображает такого члена семьи с торчащими изо рта зубами или клыками;
• Изображает с открытым зачерченным ртом;
• Изображает руки с длинными пальцами.
2.7. Тревожность, напряженность:
• Все члены семьи изображены маленькими фигурками;
• Не изображает членов семьи, а только предметы, детали интерьера (отдаляет момент изображения семьи как нежелательного источника неприятных переживаний);
• Штрихует все поле черной или раздражающими оттенками красной краски;
• Над изображением проводит линию.
2.8. Сильное травматическое переживание по поводу семьи:
• Не изображает людей, а только животных или предметы;
• Изображает любимый предмет;
• Изображает только любимого члена семьи;
• Изображает воображаемую «идеальную» семью
2.9. Эгоистичность, сверхценностное отношение к себе:
• Изображает только самого себя;
• Изображает самого себя значительно более крупно, чем других членов семьи.
2.10. Замкнутость ребенка, желание избежать назойливой опеки семьи:
• Изображает только самого себя в интерьере, на природе;
• Изображает самого себя в отдельной зоне, на расстоянии от других членов семьи, спиной к семье.

Читайте так же:  Размер выплаты по уходу за вторым ребенком

Методика «Несуществующее животное».
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомен¬дуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым го¬ризонтально.
Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по¬советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы¬зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не¬обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству¬ют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот¬ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи¬те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого чело¬века можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуман¬ного животного самостоятельно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
• Чем оно питается?
• Где живет?
• Чем обычно занимается?
• Что любит делать больше всего?
• А чего больше всего не любит?
• Оно живет одно или с кем-нибудь?
• Есть у него друзья? Кто они?
• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
• Чего оно боится, или оно ничего не боится?
• Какого оно размера?
Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашива¬ют, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.
Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное».
Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или деп¬рессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющих¬ся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое жи¬вотное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.
Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым гори¬зонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – са¬мое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.
Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несча¬стное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завер¬шении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое счаст¬ливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
Интерпретация результатов.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования (чем выше тем более яркая выраженность). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.
Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем ниже — тем сильнее выраженность) интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.
Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу. Оно характерно для людей, отличающихся некоторой стереотипностью поведения, небольшой пунктуальностью, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие. Отражением специфики протекания физиологических процессов у таких исследуемых нередко является несоответствие скорости мозговых процессов и передачи их наружу. Поэтому для таких людей характерно «проглатывание» окончаний или целых слогов, слов при письме. Сознательно у человека остаётся задание полного слова, но следующее задание при передаче наружу как бы опережает и стирает окончание слова. Это явление спазм больше связано со спецификой сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.
Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному «Я», к представлению о собственном положении.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повёрнута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, влево – тенденция к рефлексии, размышлениям, положение «апорат» трактуется как эгоцентризм. Уменьшенный размер головы говорит о ценности рационального начала.
Грива, шерсть, подобна причёски на голове – чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.
Рога – защита, агрессия.
Уши, рот, глаза – несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он зачерченный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки – наличие страхов, глаза с ресницами – истероидно-демонстративные манеры поведения.
Ноги, лапы, постаменты — основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию. Характер контроля за своими рассуждениями, выводами выражается в особенности соединения ног с корпусом (тщательно или небрежно, слабо или совсем не соединены и т.д.).
Однотипность и однонаправленность формы элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инокамослие (ближе к патологии).
Отсутствие ног и лап – поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.
Крылья – желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих. Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.
Устрашающие детали – демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
Хвосты – отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх – уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз – недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо – отношения к своим действиям и поведению, влево – к своим мыслям, решениям.
Затемнения и зачернения фигуры животного – выражение страха, тревоги.
Защита. Если она представлена в острых углах – это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка
Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

Педагогика

Узнать о взгляде ребёнка на положение в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя тест и расшифровав результаты. Предложите ему выполнить рисунок семьи, в которой он живёт, и проведите анализ получившегося «художественного произведения».

Назначение и суть теста «Рисунок семьи»

Целью диагностики является выявление проблем в отношениях ребёнка с близкими. Задачи теста «Рисунок семьи» таковы:

  • проанализировать нарисованное изображение;
  • оценить ответы на вопросы и сделать соответствующие выводы о реальном положении внутри семьи.

Непосредственное отношение к появлению рисуночного способа оценки семьи имеют отечественные и зарубежные психологи: В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман.

Суть исследования состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать свою семью такой, какой он её представляет. Процесс создания изображения находится под строгим контролем психолога, он замечает и берёт во внимание всё:

  • манеру рисования испытуемого;
  • последовательность добавления членов семьи и их расположение на бумаге;
  • паузы в рисовании того или иного персонажа;
  • комментарии при создании образов;
  • время начала и окончания работы над заданием;
  • реакции в виде вскрикиваний, вздохов и так далее.

Тестирование включает в себя также ответы на вопросы, которые задаются ребёнку после создания его «шедевра». После окончания рисования проводится анализ результатов и делаются выводы о состоянии взаимоотношений в семье.

Диагностика помогает устранить проблемы ребёнка через понятие истинных отношений между членами семьи, в которой он растёт и развивается.

Даже такой простой рисунок может рассказать специалисту о многом

Порядок проведения диагностики

Материалы, которые необходимо предложить ребёнку, очень просты: белый лист бумаги стандартного формата (А4), простой карандаш средней мягкости и ластик. Какие-либо другие средства использовать не рекомендуется. Если тестируемый сам пожелает раскрасить изображение, то можно будет дать ему цветные карандаши (не менее 12 штук разных цветов).

Учитывая уровень развития и возраст испытуемого, нужно выбрать наиболее подходящие рекомендации:

  1. Нарисуй свою семью.
  2. Нарисуй всех членов семьи за их обычными занятиями.
  3. Нарисуй свою семью, как ты её представляешь.
  4. Нарисуй свою семью, где каждый член семьи — фантастическое существо.
  5. Нарисуй свою семью в виде образа или символа, подходящего для вас.
Читайте так же:  Почему у ребенка 1 год и 2 месяца

Первый вариант не предполагает никаких дополнительных ориентиров для малыша, и если в силу возраста или психологических проблем у него не сложилось понятие «семья», то ребёнку будет очень трудно справиться с поставленной задачей.

Индивидуально-дифференцированный подход обязателен при формулировке задания. Например, пятая инструкция никак не подойдёт для детей дошкольного возраста, так как им ещё может быть незнакомо само понятие образа или символа.

Стандартное время проведения теста не выходит за рамки получаса. Обычно около 15–30 минут достаточно испытуемому, чтобы изобразить всё то, что он подразумевает под понятием своей семьи.

После окончания рисования необходимо предложить ребёнку подписать или назвать всех изображённых персонажей и ответить на приготовленные заранее вопросы:

  • Чью семью изобразил «художник» (свою, друга, вымышленного персонажа)?
  • Где находятся её члены, чем они занимаются?
  • Как можно описать каждого изображённого на бумаге, какова его роль в семье?
  • Кто в семье хороший? Почему?
  • Кто часто грустит? Почему?
  • Кто самый счастливый? По какой причине?
  • Кто самый несчастный? По какой причине?
  • Кто тебе нравится больше всех и почему?
  • Какие наказания за плохое поведение есть в этой семье?

Во время обсуждения рисунка нужно внимательно анализировать слова и эмоции испытуемого

Человек, проводящий тест, должен понять, какие чувства двигали ребёнком, когда он рисовал, почему некоторые члены семьи изображены так, а не иначе, по какой причине кто-то отсутствует. Не стоит разговаривать в тоне, не располагающем к беседе. Мягкость, спокойствие, непринуждённость — характеристики диалога, стимулирующего тестируемого к наиболее полным и откровенным ответам. Некоторые из вопросов вызывают ребёнка на раскрытие чувственной сферы, её обсуждение, не все дети готовы к этому. Поэтому в случае формальных или односложных реплик не следует принуждать человека к обнажению своих чувств.

В беседе лучше всего пользоваться не прямыми вопросами, а проективными. Например, не спрашивать: «Кого ты не нарисовал?». Вместо этого узнать: «Если вместо кошечки ты нарисовал бы человека, то кто это мог бы быть?».

Решение ребёнком предложенных заданий поможет педагогу или психологу определить негативное или положительное отношение к разным членам семьи:

Обработка и интерпретация результатов

Рассмотрение изображения

Последовательность

Получив задание, ребёнок может начать выполнять его не сразу, оттягивая первые штрихи. Иногда дети рисуют сначала элементы, имеющие не самое прямое отношение к семье — цветы, геометрические фигуры, домашних животных. Такое положение вещей — сигнал о неблагополучии, дискомфорте ребёнка в окружении близких.

Последовательность изображения родственников говорит об авторитетности того или иного человека. Первым испытуемым рисуется, как правило, или сам ребёнок, или тот член семьи, кто ближе всего для малыша. Если дети добавляют себя последними, это отрицательная характеристика, свидетельствующая о возможном чувстве отвергнутости и ненужности.

Незамысловатость сюжета обычно сводится к рисованию всех персонажей (или за исключением кого-либо) безотносительно окружающей действительности. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения.

К рисунку добавлены птички, солнышко и шарик — в такой семье всё благополучно

Стандартная «привязка» сюжета — домашняя обстановка со знакомой мебелью, обоями, игрушками и так далее. Если ребёнок изобразил семью на улице или «привёл» на праздник, в этом случае можно быть уверенным в желании тестируемого отдохнуть, повеселиться, пообщаться со своими родственниками.

Нарисованное солнце может расцениваться как нехватка внимания, ласки или, напротив, как тепло и уют в семейном кругу. Тучи, сгруппировавшиеся над фигурами близких, или дождь, проливающийся на них — признаки дискомфорта ребёнка в родной среде.

Некоторые дети пририсовывают к реальным членам семьи то, что они желают видеть в своём окружении: домашних животных, младших братьев и сестёр. Чтобы понять, чего именно не хватает ребёнку, нужно собрать больше информации об изображённых персонажах, задавая дополнительные вопросы.

Существуют такие примеры, когда на листе бумаги присутствует лишь «оболочка» (например, дом с окошками), а сами члены семьи не наблюдаются. Это можно расценивать как протест ребёнка, и родителям следует сделать выводы об истинном положении вещей: у малыша не сформировано понятие семьи или сильно искажено.

Родственники, держащиеся за руки, могут интерпретироваться психологом и как реальная обстановка внутри семейного очага, и как мечта. В таком случае выяснить, как обстоят дела в отношениях ребёнка с близкими на самом деле, поможет беседа.

Сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом — положительная характеристика, сигнализирующая о благоприятном внутрисемейном климате. Отсутствие сплочения, неблизкое расположение персонажей — признак отстранённости друг от друга в реальной жизни.

Если рисунок отражает какие-либо события прошлого, это означает подсознательное желание тестируемого вернуться в то время, неудовлетворённость настоящим. Такое же негативное отношение к текущей ситуации в семье можно «прочитать» в рисунке с сюжетом будущей жизни.

Размеры и расположение

Чем больше размер изображённого персонажа, тем выше его значимость в глазах ребёнка. Авторитетность самого тестируемого может быть выражена в собственном изображении выше и больше всех, а дети, недополучающие любовь и внимание, рисуют себя маленькими, порой крошечными.

Об исключительности статуса персонажа можно судить по тому, что он помещается на передний план рисунка, изображается раньше других и «выписывается» с особой любовью и тщательностью.

Размер нарисованного члена семьи может быть незначительным, но если он помещён на листе выше других, это знак особой власти домочадца.

Параметры персонажа на рисунке показывают ту роль, которую играет близкий в жизни ребёнка. Нередко дети, большую часть времени проводящие с бабушками, могут нарисовать именно её самой крупной. Члены семьи, не играющие особой роли в жизни автора, оказываются зачёркнутыми или стёртыми ластиком.

По расположению родственников на рисунке можно определить семейную иерархию: главенствующие роли принадлежат бабушке и маме

Очень показательно рисование ребёнком самого себя. Большой размер, центральное расположение на листе, изображения родителей гораздо меньше и по краям — можно быть уверенным, что дитя – «пуп семьи», забирающий всё внимание других обитателей семейного гнезда. Размещение в углу или нижней части рисунка — тревожный сигнал, такие «художники» чувствуют себя ненужными, лишними.

Расстояние между фигурами

Такой параметр характеризует эмоциональную близость. О разобщённости и конфликтности можно судить по слишком большому расстоянию между фигурами. Если же члены семьи нарисованы рядом, это проецирование привязанностей между ними.

Ребёнок нарисовал себя рядом с папой — он близок с ним, если держит за руку маму — на текущем этапе роднее и ближе её нет никого.

Отсутствие изображения

Если на рисунке нет кого-то из родственников, то этот член семьи, вероятно, вызывает негативные эмоции у тестируемого. Возможно, именно поэтому ребёнок «забыл» его нарисовать.

Ревность приводит к тому, что дети не включают в семейный портрет младших братьев или сестёр. Если испытуемый подвергается насилию и унижению, то субъект, допускающий такое отношение к ребёнку, тоже может отсутствовать на рисунке — это своеобразная «месть» малыша обидчику.

Когда нарисованная семья недосчитывается самого тестируемого, возможно, в ней не всё благополучно. Конфликтные ситуации между близкими или размолвка ребёнка с домашними отражаются в «устранении» своей фигуры с общего портрета.

Если на листе бумаге можно увидеть только самого автора рисунка и больше никого, то родителям стоит глубоко задуматься, что не так в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, ребёнок растёт в атмосфере гипертрофированной любви и заботы, эгоцентричен. Изображение при этом сопровождается дополнительными яркими (даже праздничными) элементами.

Но подобный случай (рисование только самого себя) может говорить и об отвергнутости, ощущении своей ненужности. В этом случае «шедевр» будет не радостным, а мрачным и подавленным в эмоциональном плане.

Прорисовка деталей

Член семьи, на лице которого изображены только глаза, может расцениваться ребёнком как диктатор, следящий за каждым его шагом. По аналогии с этой интерпретацией можно сделать выводы и о появлении на рисунке родственников с очень большими ушами или открытым ртом — такие домочадцы выглядят в глазах детей как всеслышащее и нудное явление, читающее нотации и постоянно поучающее.

Тщательно прорисованная голова кого-либо означает большую важность и авторитетность этого родственника для ребёнка. Детальное изображение «себя любимого» — отражение особого к себе отношения, признак самолюбования.

Агрессивно настроенный родственник может быть изображён с чрезмерно длинными руками, такая нарисованная деталь должна рассматриваться как боязнь агрессии. И, напротив, отсутствие этих частей тела у кого-либо может быть связано с желанием ребёнка защититься от этого домочадца.

Бессильное и бесправное положение малыша в семье можно определить по тому, что испытуемый рисует самого себя без рук.

Использование цветных карандашей — это не только позитивно, но и информативно

  • Выбор ярких, насыщенных тонов — показатель оптимистического настроя ребёнка, его положительного отношения к жизни и семье.
  • Наличие страхов можно «прочитать» при закрашивании деталей рисунка серым или чёрным цветом.
  • Особая симпатия к персонажу или к самому себе — использование карандаша одного оттенка во всех деталях какой-либо фигуры.
  • Предпочтение красному тону отдают дети с эмоциональной напряжённостью.

Анализ манеры рисования

Слабый нажим карандаша свидетельствует о низкой самооценке ребёнка, его пассивности, астении и возможной депрессии; сильный — о высокой самооценке испытуемого, его импульсивности и напряжённости. Показатель агрессивности, гиперактивности — очень сильный нажим, который приводит к разрыву бумаги. Если твёрдость нажатия на карандаш меняется, то ребёнок эмоционально неустойчив.

Тип линий, которые использует при рисовании тестируемый, также характеризует его качества: широкие штрихи, толстые линии — уверенность в себе, решительность; пересечение черт, их множественность — гипервозбудимость, гиперактивность. Если линии не доводятся до конца, то это значит, что испытуемый импульсивен, непостоянен.

Штриховка говорит о высокой напряжённости ребёнка в эмоциональной сфере.

Пример анализа

Ирине (12 лет) было предложено нарисовать свою семью, и вот какой результат получился у неё через 25 минут.

Рисунок двенадцатилетней девочки говорит о спокойной обстановке в семье

По рисунку можно понять: испытуемая (крайняя справа) живёт в обстановке, где ярко выражена привязанность мамы к отцу, что видно по переплетённым рукам родителей девочки.

Старшая сестра является связующим звеном между взрослыми и младшим членом семьи, потому что стоит посередине. Но она больше привязана к родителям, чем к автору изображения, так как голова девушки повёрнута в соответствующую сторону.

Отношения с сестрой дружеские, это видно из того, что девочки на рисунке держатся за руки. Авторитет в семье — отец (изображён самым большим по размеру), и, скорее всего, с Ириной он бывает агрессивен, так как девочка нарисовала родителя с руками, спрятанными в карманы — видимо, это символ того, что испытуемая хочет защититься от его давления.

Ирина — личность с высокой самооценкой, так как она стоит несколько выше того уровня, на котором расположены фигуры других персонажей. Об этом свидетельствует ещё и то, что большинство линий на рисунке — толстые. О некоторой эмоциональной напряжённости автора изображения можно судить по множественности некоторых штрихов.

В целом, судя по рисунку, обстановка в семье спокойная, но родителям стоит обращать больше внимания на взаимоотношения с младшей дочерью, особенно учитывая тот факт, что приближается переходный возраст.

Тест «Рисунок семьи» — хороший инструмент для определения взаимоотношений ребёнка с близкими. Результаты диагностики помогут обнаружить возможные проблемы и спланировать работу по их своевременной коррекции.