Карта психолого педагогического обследования детей дошкольного возраста

Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец

Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разработка индивидуального образовательного маршрута, коррекция познавательной сферы.
Используемая литература:
1) Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / под науч. ред. проф. Н. В. Новоторцевой. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. – 111 с. Коллектив авторов-составителей: Т.В. Воробинская, З.В. Ломакина, Т.И. Бубнова, Н. В. Новоторцева, И.В. Дуплова.
2) Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская.
3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: наглядный материал для обследования детей / под ред. Е. А. Стребелевой.
4) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
5) Р.С. Немов. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Оборудование (методики и методические пособия):
«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой (материалы из приложения); методики А.Р. Лурия, Джекобсона; «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К.; плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов; «Логопедические искали», автор неизвестен, материал взят в интернете; фигуры Поппельрейтера, материал взят в интеренете; методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К.; пособия торговой марки Весна-дизайн: «Цвет, форма, размер»; «Вокруг да около»; «Развиваем память»; «Противоположности»; «Найди различие»; «Назови одним словом»; «Найди четвертый лишний 1, 2»; «Истории в картинках»; «Развиваем речь»; «Логопедическое лото»; «Математика»; «Считаем и читаем»; «Времена года»; «Делим слова на слоги»; «Глухой-звонкий»; «Логопедическое лото».
Протокол развития имеет 10 блоков:
1. Зрительное восприятие;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Память;
4. Мышление и внимание;
5. Кругозор – знания о себе и своей семье, об окружающем;
6. Лексический словарь;
7. Звукопроизношение;
8. Связная речь;
9. ФЭМП;
10. Основы грамоты.
Некоторые из блоков имеют дополнительные разделы, которые обозначены буквами алфавита. Они необходимы для более детального и полного обследования процесса, взгляда с разных ракурсов.
Графа «Примечание» необходима для пометок, записей, цитат, записей итогов повторных диагностик и прочей важной информации об испытуемом. А также для анализа психического процесса, анализа деятельности в целом, оценки уровня развития каждого процесса. Это нужно для дальнейшей оценки уровня развития. Все данные будут отображаться в графике, по которому можно будет визуально оценить уровень развития, а также отследить динамику.
Оценка уровня развития. В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных психологических свойств, например, методики с указанным количеством, из 10: 10-9 баллов – высокий уровень развития, 8-6 баллов – средний уровень развития, 5-4 балла – низкий уровень, 3-0 баллов – очень низкий уровень развития. Если методика предполагает не количественную оценку, необходимо подробно изучить материал – «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой. Основные моменты цитирую: «Следует учитывать не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: • принятие задания; • способы выполнения задания; • обучаемость в процессе обследования; • отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования. Обучение производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: • выполнение действия по подражанию; • выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; • выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта».
Качественная оценка. Необходима для построения графика развития.
Очень низкий уровень развития имеют дети, которые не идут на контакт с педагогом, ведут себя неадекватно, или так же неадекватно ведут себя по отношению к заданию и не понимают его цели.
Если ребенок принимает задание, идет на контакт, стремится достичь цели, но самостоятельно затрудняется выполнить задание; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не может, относим его к группе детей с низким уровнем развития.
Если ребенок идет на контакт, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; а в процессе диагностического обучения действует адекватно, и затем самостоятельно выполняет задания, относим его к группе детей со средним уровнем развития.
И высокий уровень развития ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
В соответствии с этими показателями можно условно отнести детей к четырём группам:
I группу составляют дети с очень низким уровнем развития.
Это дети, которые не имеют познавательного интереса, они с трудом идут на контакт с педагогом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Речь детей представляет собой отдельные слова или фразы. Анализируя показатели развития этих детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Для определения потенциальных возможностей развития этих детей, составления индивидуальных маршрутов обучения, обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики, соответствующим младшей ступени. А также направить ребёнка на дополнительные обследования.
II группу составляют дети с низким уровнем развития, они эмоционально реагируют на игру, идут на контакт. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не могут. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь детей характеризуется отдельными словами, простой фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании. В дальнейшем с ними необходимо ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
III группу составляют дети со средним уровнем развития, которые имеют познавательный интерес и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения они применяют в основном практическую ориентировку – перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
IV группу составляют дети с высоким уровнем развития, соответствующему норме развития, у которых выражен познавательный интерес. При выполнении заданий они пользуются зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно выполняют предложенные задания. Речь фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.

Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Группа здоровья: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата: _______________ Подпись: ______________

1. Зрительное восприятие.
а) Цвета.
Методическое пособие: «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К. Либо любое другое, имеющее спектр цветов.
Найдены, названы:
1) красный _ 2) оранжевый _ 3) желтый _ 4) зеленый _
5) голубой _ 6) синий _

б) Плоские геометрические фигуры.
Методическое пособие: плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов. Или «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн. Либо любой другой удобный аналог.
1) круг _ 2) треугольник _ 3) квадрат _ 4) прямоугольник _
5) овал _ 6) ромб _ 7) трапеция _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Объемные фигуры:
1) куб _ 2) шар _ 3) конус _ 4) цилиндр _ 5) пирамида _
6) параллелепипед _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Читайте так же:  Правила воспитания ребёнка с рождения

Datalife Engine Demo

Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста предлагается данная «Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника» (приложение).

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого утверждения, оценка психического здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие движений;
  • адаптационные возможности;
  • уровень зрелости нервных процессов;
  • эмоциональное благополучие;
  • психическое развитие.

Таким образом, основная цель ведения индивидуальных карт – установление уровня психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам, выявление личностных особенностей дошкольника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.

Основные диагностические задания, которые позволяют судить об уровне развития и состоянии психологического здоровья дошкольника, взяты из книги «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составители Н. А. Ноткина, Л. И Казьмина, Н. Н, Бойнович.

Рассмотрим подробнее пункты карты.

1. Результаты анкетирования родителей.

При поступлении ребенка в детский сад в группу детей раннего возраста или в во вторую младшую родителям предлагается анкета о здоровье ребенка, часть вопросов которой заносится и в данную карту. Это вопросы об особенностях протекания беременности и родов, способе вскармливания ребенка, весе ребенка при рождении и характеристика поведения ребенка родителями. Все эти первичные данные о ребенке помогают психологу ДОУ и воспитателям групп предположить протекание адаптационного периода ребенка к условиям детского сада и возможные роли родителей в этом процессе, а также предупредить случаи дезадаптации.

2. Адаптация к условиям детского сада.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Для того чтобы «измерить» успешность адаптации мы взяли за основу метод определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (см. «Обруч», 2000, № 3, с. 16–17, А. Остроухова, г. Ставрополь).

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

  • эмоциональное состояние;
  • коммуникабельность;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от + 3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации, (краткие характеристики разных оценок приводятся в методике). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровни, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Наблюдение проводится ежедневно в течение месяца педагогами групп. Данные наблюдений суммируются и заносятся в карту.

Наблюдение за адаптационными возможностями организма детей проводятся в группе раннего возраста и (или) во второй младшей группе.

Оценка нервно-психического развития детей до трех лет проводится только в группе раннего возраста по окончании процесса адаптации и в конце года по специальной шкале.

3. Сенсомоторное развитие ребенка.

Основными нервными процессами являются процессы возбуждения и торможения. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями организма человека. Таким образом, уровень развития ребенка обусловлен степенью зрелости нервных процессов. В свою очередь, функциональная зрелость нервной системы обуславливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому на первых этапах развития ребенка именно движения позволяют судить о благополучии или отставании его нервно-психического развития от возрастных норм. Предложенные Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольника являются простыми по применению, информативными по содержанию и статистически достоверными. (См. кн. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. – М.: «Генезис», 2002. – С. 6–9.)

Оценка сенсомоторного развития детей проводится во второй младшей группе в начале и в конце учебного года, в средней, старшей и подготовительной группах в начале учебного года – с учетом возраста детей в 3; 3,5; 4; 5 и 6 лет.

4. Индивидуальная работа с родителями ребенка.

Данная графа предусматривает запись обо всех видах индивидуальной работы с родителями дошкольника: консультации обращения к психологу ДОУ, участие в семинарах-практикумах, индивидуальная диагностика, индивидуальная коррекционная и тренинговая работа.

5. Показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.

Обследование проводится осенью (в октябре–ноябре) и весной (в мае–апреле) методом цветового выбора. Из восьми цветов М.Люшера ребенку предлагается выбрать тот, который нравится.

Выбор детьми зеленого, желтого, красно-оранжевого цвета есть свидетельство активной позиции, высокой работоспособности, готовности проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие и душевный комфорт.

Выбор сине-голубого, серого и фиолетового цвета – это потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалистичность.

Выбор коричневого и черного цвета – это отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

6. Социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Социометрический статус ребенка определяется с помощью диагностики эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, которая проводится один раз в год в дошкольных группах.

В течение дня каждому ребенку предлагается поиграть в игру «Секрет»: по секрету от других детей подарить своим друзьям три картинки положив их по одной в шкафчики для одежды. Все выборы ребенка фиксируются в социометрической матрице с помощью условных обозначений и подсчитываются следующие параметры:

  • количество выборов для каждого ребенка;
  • количество взаимных выборов;
  • определение статуса каждого ребенка.

Кроме того, подсчитывались такие показатели по группе, как УВБ, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками, «индекс изолированности».

УВБ – это уровень благополучия взаимоотношений. Он определяется как высокий, если в группе преобладают дети первой и второй статусных групп, низкий, если преобладает число детей третьей и четвертой статусных групп, и средний, если число детей первой и второй статусных групп равно числу детей третьей и четвертой статусных групп.

Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками определяется по формуле и сравнивается с показателями:

R = число детей, имеющих взаимные выборы : общее число детей.

сверхвысокий уровень = 66 % и выше;
высокий уровень = 50 — 65 %;
средний уровень = 34 — 49 %
низкий уровень = 33 % и ниже.

Коэффициент изолированности определяется по формуле:

R = количество изолированных детей : общее число детей.

Если данный показатель менее 6 %, то климат в группе оценивается как благоприятный, если – в интервале от 6 % до 25 %, то климат оценивается как менее благоприятный, и если данный показатель более 25 %, то климат оценивается как неблагоприятный (см. кн. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – С. 65–68.)

7. Ориентировочная школьная зрелость

Тест на определение ориентировочной готовности к школе по методике Керна–Йирасека проводится в старшей дошкольной группе в апреле–мае и включает в себя три задания:

Первое задание – рисование фигуры человека по представлению.

Задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Второе задание – графическое копирование фразы из письменных букв.

Третье задание – срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Выполнение второго и третьего заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3–5 баллов, «средне-зрелыми» – 6–9 баллов и «незрелыми» – 10 и более баллов.

8. Готовность к обучению в школе.

Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используются различные экспериментальные психологические методики, результаты которых и фиксируются в данном разделе с указанием даты проведения и названия методики.

Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:

  • изучение мотивационной сферы (беседа, определение мотивов учения – автор М. Гинзбург);
  • изучение произвольной сферы и внимания (тест на развитие самоконтроля, корректурная проба, игра «Да» и «Нет»);
  • изучение памяти и мышления (методика «Сапожки», методики «Пиктограмма», «10 слов» – А. Лурия);
  • определение уровня развития мелкой моторики (пробы «Подними пальчик», «Нарисуй окружность», «Спички»);
  • определение мануально-сенсорной латерализации с использованием проб (см. Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция.– СПб.: Детство–пресс, 2005. – С. 83–100).

9. Индивидуальная работа с ребенком.

По результатам диагностических методик планируется и проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком. Допускается фиксировать информацию об участии ребенка в групповых коррекционно-развивающих занятиях.

10. Рекомендации при поступлении ребенка в школу.

Рекомендации являются результатом наблюдения за весь период дошкольного детства, а также по результатам психодиагностического обследования ребенка в подготовительной к школе группе осенью и весной.

Учебно-методический материал по теме:
Карта психолого педагогического обследования дошкольника

Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников

Предварительный просмотр:

психолого-педагогического обследования дошкольника

психолого-педагогического обследования дошкольника

Прибыл __________________ выбыл ________________

1. Восприятие величины

2. Восприятия цвета:

а) различает цвета

Читайте так же:  Как лечит насморк 6 месячному ребенку

б) название цветов

а) дифференцирует основные геометрические фигуры

б) узнает формы в рисунке, в предмете

4. Восприятие пространства

а) различает правую и левую стороны

б) слаживает разрезанную предметную картинку

в) ориентируется в пространстве

5. Восприятие времени

(года, части суток)

в) исключение лишнего предмета (4-й лишний)

г) причинно-следственные связи

а) объем пассивного и активного словаря

б) связная речь по серии картинок

Развития элементарных математических представлений

перерасчет предметов до 5 – 10

(больше, меньше, равно)

Умение строить по образцу

Умение строить самостоятельно

Умение строить по графическому рисунку

Особенности эмоционально-волевой сферы

Со взрослыми _______________________________________________________

Со сверстниками ____________________________________________________

Статус в группе _____________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы .

В работе представлен материал по психолого-педагогическому обследованию детей с проблемами в развитии, оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При.

адаптация детей раннего возраста.психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста.

laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» для учителя-дефектолога.

Карта психолого педагогического обследования детей дошкольного возраста

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Индивидуальная карта развития ребенка (младшего школьника) с задержкой психического развития

Столичный учебный центр
г. Москва

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА)

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.

До 2000 года методических рекомендаций для проведения диагностического обследования детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) не было опубликовано.

Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.

В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-школьника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в класс инклюзивного обучения (стартовая диагностика), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.

Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-школьника с ЗПР.

Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:

определив проблемные стороны в развитии школьника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в гимназии;

организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ОУ;

наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями обучающихся;

создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к обучению.

Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:

1 БЛОК – общие данные;

2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;

3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:

особенности развития восприятия;

особенности развития памяти;

особенности развития мышления;

внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования);

4 БЛОК – речевое развитие:

звуковая сторона речи;

слоговая структура слова;

грамматический строй речи;

Комплексный тестовый метод речевой диагностики – промежуточная диагностика, или контрольные срезы

5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:

раздел «Количество и счет»;

6 БЛОК – моторика:

произвольная мимическая моторика;

тонкая моторика пальцев рук;

общая произвольная моторика.

7 БЛОК – лист динамики развития

Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Дата поступления в инклюзивный класс________________________________________

Решение ПМПК от _______________________________ протокол №__________________

Заключение ПМПК; диагноз ______________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________принят на срок_________________

Сведения о родителях; возраст при рождении ребенка______________________________

Условия семейного воспитания_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тревожные симптомы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Речевое развитие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха и зрения_______________________________________________________ (по заключению специалиста)

Неврологический статус________________________________________________________(по заключению специалиста)

_________________________________________________________________________________________________________________________Психическое состояние______________________________________________________________________________________________________________________________________(по заключению специалиста)

Данные психолого-педагогического обследования

Внешний вид ребенка___________________________________________________________

Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь)_________________________________________________

Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная)__________________

Запас представлений об окружающем и точность этих представлений

Сколько тебе лет?_________________________________________________________

Где ты живешь? (город, адрес)______________________________________________

С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье)____________________________________________________________________

Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество)_____________________________

Что тебе интересно?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где и кем работает твоя мама?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где и кем работает твой папа?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что делает на работе врач?__________________________________________________

Кто учит детей?___________________________________________________________

Какое сейчас время года?___________________________________________________

Как ты догадался?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Покажи и назови каждое время года на этих картинках__________________________

Когда можно кататься на санках: зимой или летом?_____________________________

Какое время года наступит после лета? _______________________________________

Чем отличается осень от лета? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем они похожи?__________________________________________________________

Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)

Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)

Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)

Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)

Характеристика познавательной деятельности

Материал: квадраты 10 х10 см

синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________

белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________

фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________

голубой, розовый 1_________ 2 __________

Какого цвета этот квадрат?_________________________________________________

Покажи квадрат (цвет)_____________________________________________________

Покажи такой же квадрат___________________________________________________

Найди игрушку такого же цвета_____________________________________________

Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл)

Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла)

Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла)

Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)

Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат

(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета)

Какая это фигура, как называется?__________________________________

Вкладыши (ящик, доски)__________________________________________

Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл)

Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла)

Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла)

Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла)

Характеристика познавательной деятельности

Кого нарисует художник?______________________________________

Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)_____________________

Что зачеркнул мальчик?_________________________________________

Узнавание перечеркнутых изображений______________________________________

Загадки художника: что художник нарисовал?_____________________

Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений _____________

Отгадай, что это? _____________________________________________

Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений______________________________

Что забыл нарисовать художник? кастрюля________________________

ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ _________________________________________________________________________

Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).

Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла).

Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей) (3 балла).

Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла).

Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.

Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации _____________________________________

Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл).

Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла).

Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла)

Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)

Характеристика познавательной деятельности

Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу ____________________

Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо _______________________

Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо _______________

РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ_______________________

В какой руке девочка держит букет? портфель?________________________________

Какую руку поднял рабочий?________________________________________________

РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны на теле ДРУГОГО человека_______________

Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты.

Покажи и назови, что находится справа________________________

слева____________________ вверху__________________ внизу_________________

впереди__________________ сзади __________________ ближе__________________

дальше ___________________от тебя.

Способен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в пространстве (ОТ СЕБЯ)_____________________

Покажи картинки, которые находятся вверху__________________________________

внизу_____________________________ в середине _____________________________

Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине___________________

вверху _______________________________ внизу ______________________________

в правом верхнем углу__________________ в левом нижнем углу_________________

в правом нижнем углу______________________________________________________

Способен ориентироваться НА ЛИСТЕ БУМАГИ, по картинкам_________________

Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).

Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого (2 балла).

Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет (3 балла).

Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого (4 балла)

Сколько месяцев в году; перечисли__________________________________________

Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________________

Назови время суток________________________________________________________

покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) __________________________________

Вчера, сегодня, завтра______________________________________________________

Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).

Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого (2 балла).

Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла)

Читайте так же:  Современный ребенок дошкольного возраста каков он

У ребенка сформированы представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности (4 балла).

Характеристика познавательной деятельности

Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь _________________________________________________________________________

Ребенок не справляется с заданием (1 балл).

Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения (2 балла).

Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями (3 балла).

Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) (4 балла).

Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.

Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов в любом порядке;

Ребенок не справляется с заданием (1 балл).

Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит (2 балла).

Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет (3 балла).

Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).

Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой глаза (2-3 сек) – порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок (до 7 шт.)

Что изменилось? 1______ 2_______ 3_______; 1_______ 2______ 3_______ 4_______

Чего не стало? 1______ 2_______ 3_______; 1_______ 2______ 3_______ 4_______

Ребенок с заданием не справляется (1 балл).

Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).

Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).

Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).

Характеристика познавательной деятельности

Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая?___________________________

1_____________ 2_____________ 3_____________ 4____________ 5____________

1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).

Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).

Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).

Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ

Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ.

Ребенок не справляется с задачей даже после обучающей помощи (1 балл).

Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, допуская при этом некоторые ошибки (2 балла).

Выполняет задание со словесно-логической, направляющей помощью взрослого (3 балла)

Ребенок самостоятельно и правильно установил последовательность событий. Составил логичный рассказ (4 балла).

Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь)

ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА РАССКАЗА

Инструкция ребенку: Послушай рассказ, ответь на вопрос.

«Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

Почему папа так сказал Тане?_______________________________________________

«Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонт и ушла».

Почему Саша проснулся утром невеселый?___________________________________

Какая погода была на улице?________________________________________________

Куда ушла мама?__________________________________________________________

Ребенок не справляется с заданием (1 балл).

Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, при этом допускает некоторые неточности (2 балла).

Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).

Ребенок понимает смысл рассказа (4 балла).

Характеристика познавательной деятельности

Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, учебная деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна (задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно) (2 балла).

Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого, обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы (3 балла).

Ребенок справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Учебная деятельность вызывает интерес. (4 балла).

1 год обучения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Фамилия, имя ребенка_____________________возраст_____________дата обследования __________

1 тест«Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово какое хочешь».

1 стул_____________2 мяч____________3 Иван______________

4 зайчик_____________5 пою___________6 красный____________

2 тест «Я начну предложение, а ты его закончи».

1 Ребенок толкает_______________2 Девочка качает_______________ 3 Зайчик хрупает _____

4 Мама стирает_________________5 Девочка поливает___________________

1 Что делает зайчик?____________________

2 Что делает ребенок?____________________

3 Что делает петух?______________________

4 Что делает мама?______________________

5 Что делает папа?_______________________

1 Какое яблоко?________________2 Какая собака?_______________3 Какой слон?_____

4 Какая зима?__________________5 Какие цветы?________________________

1Кaк говорится о маленьком стуле?_______________А если их много?_______

2Как говорится о маленькой собаке?______________А если их много?________

3Кaк говорится о маленьком яблоке?______________А если их много?________

1 кукла, девочка, платье___________________________________________________

2 тетя, плита, пища________________________________________________________

3 дядя, грузовик, дрова_______________________________________________________

1 Oн вышел, когда_______________________________________________

2 Он не пошел на прогулку, потому что ____________________________

3 Он не вышел во двор, куда_______________________________________

4 Он не взял игрушку, которая_____________________________________

9 тест «Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно».

1 Он ушла на peку.__________________2 Там увидел маленький рыбку.____________

3 Потом бросил один камни.__________4 Из реки выпрыгнула зеленый лягушка._____

1 Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик._____________________________

2 Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?___________

1 Скажи одно слово____________________2 Скажи один звук__________________________

3 Скажи одно предложение_______________________________________________________

12 тест«Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».

1 Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)___________________________

2 Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает)______________________________

З Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая)_____________________________________

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Обработка полученных результатов:

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле:

где КоРР – коэффициент речевого развития,

ВРР – возраст речевого развития,

КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка.

ВРР (возраст речевого развития ребенка) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

КВ (календарный возраст) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 6 лет 5 месяцев 17 дней, его календарный возраст равен 78 месяцам.

Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 11 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда,

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 – значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;

КоРР от 142 – значительно высокое речевое развитие.

Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.

Инструкции к выполнению:

1 тест Свободные словесные ассоциации по определенному слову.

Инструкция:«Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово – какое хочешь».Оценка:по крайней мере, 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2 тест Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.

Инструкция:«Я начну предложение, а ты его закончи».Оценка:5 верных ответов.

3 тест Подбор и активное употребление глаголов. Оценка: 5 верных ответов.

4 тест Подбор и активное употребление имен прилагательных.Оценка:5 верных ответов.

5 тест Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов.Оценка:2 верных ответа.

6 тест Составление предложения по одному данному слову.Оценка:2 верных ответа.

7 тест Составление предложения по трем определенным словам.Оценка:2 верных ответа.

8 тест Ассоциативное дополнение придаточной части в сложно-подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.Оценка:3 верных ответа.

9 тест Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.

Инструкция:«Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно».Оценка:3 верных ответа(исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10 тест Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.

Оценка:полное и понятное объяснение одной из задач.

11 тест Практическое осознание основных языковых элементов.

Оценка:3 верных ответа.

12 тест Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Инструкция:«Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».

Оценка:2 верных ответа.

Развитие элементарных математических представлений

Количество и счет

1 (2) (3) (4) год обучения

Пересчет предметов до 5-10-20

прямой счет (в пределах 5), (10), (20)

обратный счёт (в пределах 5), (10), (20)

Посчитай, сколько всего?

Который по счету?

Выделение предметов из множества

Возьми 7 палочек. Сколько взял?

Возьми столько же.

Сравнение множеств (больше, меньше, равно)

Где кружков больше? Меньше?

Чего больше (синих бабочек, желтых бабочек)?

Как можно по- другому?

на конкретном материале – счет вслух

на конкретном материале – счет «про себя»

(без конкретного материала)

Решение простых задач

Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

Гуляли 4 ребенка. Один из них мальчик. Сколько девочек?

На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?

Их стало больше или меньше?

Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).

Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла).

Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла)

Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10 (20). Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)

Лист динамики развития ребёнка в инклюзивном классе с нарушением интеллекта 1 (2) (3) (4) год обучения

Ф.И.О. __________ ________________________________возраст___________

Результаты стартовой диагностики (сентябрь):

Количество фронтальных занятий __________________индивидуальных _______________________

(по плану в год) (в неделю)

пропуски по семейным обстоятельствам – __ дн.;

по состоянию здоровья (б/л) – __дн.; прочие — __дней

Результативность коррекционно — развивающей работы:

Динамика развития ребёнка в процессе коррекционно- развивающей работы (результаты промежуточной диагностики)

Результаты итоговой диагностики

Заместитель директора по УВР__________________________

Учитель начальных классов_____________________________

Логопед, дефектолог (по согласованию)___________________