Что такое хохлома для детей дошкольного возраста

Особенности развития декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста, под влиянием Хохломской росписи в рисовании одежды

Хохломское искусство — одно из древнейших видов искусства. Традиции народного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Народное творчество, как искусство создающее предметный мир, живёт в двух ипостасях: материальной культуры и культуры духовной. В наши дни стали главными духовная и эстетическая — «праздничная» функция народного, оно переживает новый этап, словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.

Хохломское искусство, по своим мотивом близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность Восхищение природой, её гармонией, сравнение — нужно наблюдать с детьми. Также как и взрослый ребёнок должен увидеть красоту искусства, красоту узора, красоту формы. Понять, чтобы объяснить свой замысел в рисунке.

В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, все признаки предметов окружающего переданы выразительно и лаконично. Подлинное искусство отличается особой простотой, вкусом и выразительностью. Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа). Именно оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет законченность образа. В искусстве разных народов много общего. Поэтому Б.Н. Неменский призвал педагогов находить и изучать сходство и отличие, передавать его детям, т.к. постепенно в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественного творчества народов мира. Художественные изделия демонстрируют детям во время бесед о народном промысле Хохлома, о народных умельцах и также используются на занятиях.

Чтобы воспитать подлинное чувство любви к народному искусству, нельзя воспитывать, если не приобщать детей к природе, фольклору, быту, нравам народа. Мы считаем, что необходимо строить обучение и приобщение детей, показывая обычаи и традиции народных праздников в наглядности. Не нужно забывать, например, о праздновании Масленицы. Проводя такой праздник или досуг, дети сами включаются в него и запоминают яркость праздника. Запоминая народные гулянья, веселье, включаясь в роли, общаясь с народными инструментами, костюмами, дети понимают и усваивают наши обычаи и традиции, узнают историю своей Родины и начинают её ценить, любить.

Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несёт эклектики. Он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т.Я Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего возраста, даёт большую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений. В результате чего, обогащается, и их собственное творчество Ярче и сообразнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов. Например: «добрый молодец», «красна девица», «малы детушки».

На основе знакомства с народным творчеством Хохлома, дети учатся понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, художественные, музыкальные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства , дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Богатство и разнообразие видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает уважение к народному мастеру, создавшему их, а также стремление самим научиться создавать прекрасное.

Чтобы понять и объяснить народное искусство, его нужно почувствовать душою. Большое значение в представлении о праздниках, традициях русского народа нам дают предметы, атрибуты праздников с которыми сталкиваются дети. Однако воспитывать с раннего детства на одних только предметах мало, дети должны являться участниками тех весёлых событий, праздника, досуга на котором можно понять и ощутить прямое влияние народных традиций. Не нужно также забывать использование песен, потешек, закличек т.е. того, что учит осознавать русскую культуру и её быт.

В своих высказываниях, по этому поводу, В.Г.Белинский говорил, что «Дума народа едина, только проявляется она по разному в разных видах искусства: в пении, стихах, легендах, танцах изобразительном искусстве»

Поэтому можно и нужно сказать, что воздействие на ребёнка должно быть комплексным. В наш век развитых технологий очень много различной информации, которая окружает и поглощает ребёнка, но информации о культурных ценностях, о народных промыслах, об истории русского фольклора, имеющей огромное влияние на становление личности, слышится очень мало. Поэтому перед педагогом стоит очень важная задача приобщение детей, начиная с раннего возраста, к традициям народной культуры. В этом случае строить свою работу с детьми необходимо, исходя из принципа систематичности планомерности, включая различные аспекты народного искусства, хохломы в повседневную жизнедеятельность детей.

Известный педагог Е.А. Флёрина много внимания уделяла развитию идеи внедрения народного искусства в практику детского сада. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров, усваивая которые, дети овладевают разнообразными способами создания изображения, это в свою очередь способствуют приобретению свободы действия, свободы творчества.

Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Т.Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно себе представить народный образ без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. С её размеренностью, цикличностью. В обряде всё слито в нерасторжимое единство, поэтому обращение к народному искусству ставит перед педагогами и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети не только должны рисовать, лепить, но и петь, танцевать и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное».

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. И вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышления сикретичны.

Интегрирование разных видов искусства, в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу.

Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используется в интегрированной форме, как на занятиях, так в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям. Народное искусство должно играть важнейшую роль в эстетическом воспитании детей. Необходимо развивать чувство вкуса, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории, красоту и богатство родной природы. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и его художественно-творческих способностей.

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека — не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющееся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, поэтому- то эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих гармоничному и всестороннему развитию личности. Условность образа, нацеленность на красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя — эти качества народного прикладного искусства хохлома присущи и творчеству детей, но в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная отточенная веками традиция.

Декоративность — особая форма выражения красоты. Слово «декоративный» — латинское. Означает «украшающий». Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету.

Декоративное искусство Хохлома обобщает жизненные явления в реальной форме, несмотря на недостаточную конкретность его изображений, «в нём подчёркивается и передаётся единство, момент объединения самых широких сторон жизни. Конструкция предмета выступает в нём в декоративной форме, и декоративность рождается вместе с предметом, разливается по всему телу».

Детям же предстоит осознать, принять как эстетический идеал совершенства кажущейся простоты композиционной основы Хохломского узора. Поэтому для исследования мы избрали такой вид искусства, к которому ребёнок может приобщаться с самого раннего возраста.

В энциклопедическом словаре имеются следующие сведения о декоративно-прикладном искусстве — это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов: утвари, мебели, ткани, орудии труда, одежды, игрушек и т.д. [66; 108c]. Народное, декоративное искусство — часть национальной культуры. В нём появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В тоже время в искусстве каждого народа отчётливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Всё это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращённой в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Народное декоративно — прикладное искусство родилось в глубине веков, сформировалось в народной крестьянской среде. В ходе развития крестьянское искусство включало в свой круг и бытовое творчество пригородов и сел. «Вот почему, пишет В.С. Воронов, — понятие «народный» и «крестьянский» хотя и не вполне покрываются друг другом, но близки, схожи часто равнозначащие».

Читайте так же:  Как лечить сухой кашель 6 месячному ребенку

А. Канденикас в книге «Искусство и ремесло» пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность отсутствие второстепенных, малозначительных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключений в произведениях народного искусства, обуславливает такие существенные качества принятой в нём художественной системы, как поэтичность, декоративность, неизменно подчёркивает исследователями изобразительного фольклора всех стран .Как самые обыденные сюжеты не могут существовать в устном народном творчестве вне их поэтичного осмысления ( в противном случае они просто не имеют права на жизнь), да и в изобразительном искусстве народа поэтический, волшебный реализм по образному и весьма точному определению В.Н.Василенко, служит непреложной основой, своего рода художественным методом».

Исследователи народного искусства В,Н.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасов, Н.П.Сакулина, Т.Я.Шпикалова и др. отвечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенства языка, человечность, связь с окружающей жизнью

Рассмотрим ряд черт подробно. Коллективность творчества — важное, качество т.к. труд носит коллективный характер, изделия создаются целым коллективом и являются семейным делом. Традиционность — народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вода росписи. Традиции касаются и основных, выразительных средств, технологии и т.п. например, хохлома традиционно имеет золотисто- теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна.

«Традиционное народное искусство — это, по определению Л.С.Выготского, самабытие, все богатство которого создавалось путём постоянных повторений и вариаций и их шлифовки». Народ отобрал и сохранил лучшее, самое красивое, как образец вкуса и национальных особенностей, как часть своей культуры».

Говоря о традиционности народного искусства, уделим внимание канону, которому придает большое значение М.А.Некрасов, трактуя его как целостную систему «сближая с традицией». Коллективизм и традиционная преемственность производственных навыков, общий опыт, синтезирующийся на этой основе эстетический вкус, позволяют достичь определённых высот профессионализма каждому поколению мастеров.

Эмоциональный язык искусства — самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа, к душе ребёнка. Вот почему в отечественной педагогике Н.П.Сакулина, Б.М.Неменский, А.П. Усова, К.Д.Ушинский, Е.А. Флёрина и др.- проповедуют главный принцип: «Воспитание детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном того края, где живёт человек».

В связи с этим, Б.Н.Неменский подчеркивает, что ребёнка необходимо «привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа». Н.П. Сакулина пишет о развитии детского искусства: «Знакомство детей с новыми орнаментами, формирует у них некоторые приёмы народной росписи, вызывает бурное развитие декоративного творчества детей. Относительная простота — основа орнамента. Многократно повторяющиеся расписные мотивы позволяют детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка» изведения народно-декоративного искусства отличают красочность, яркость, смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерные для народной росписи» . Народное искусство тем и ценно, что мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться, каждый раз абсолютно одинаковой. Как правило, мастер работает без эскизов, все формы, замыслы, элементы узора, он носит в памяти и каждый раз композиция их по-разному, создаёт новые и новые варианты. Подлинное чувство любви к народному искусству в работах народных мастеров нельзя до конца почувствовать; нельзя понять хохломскую посуду, если не знать русскую деревню её историю, обычаи. Вероятно, поэтому и передаётся ребёнку через искусство, опыт чувств, предшествовавших поколений его народа и важнейшей чертой народного декоративно-прикладного искусства является его реальность, которая сочетается с задачами декоративного орнаментального характера с неисчерпаемой фантазией. В. Василенко расширяет это понятие: «Перед нами вырисовывается, очень своеобразный яркий, волшебный реализм» который Г.Венгер называет «фольклорным реализмом», не столько воспроизводящим, сколько преобразующим действительность, создающим приподнятые образы, в чём проявился, по словам В.М. Василенко, огромный народный оптимизм и творческая смелость».

Следующим компонентом народного искусства является декоративность. Говоря о декоре, нельзя забывать об орнаменте, который является порождением человека, его, нет в природе, но он выявляет сущность красоты. Идея красоты природных форм в согласии, а не в противопоставлении, которым живёт красота рукотворная, составляет основу народного искусства. Орнамент должен быть связан с предметом, придавая ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится, жизненно необходим и приобретает эстетическую ценность. Степень конкретности орнаментальных изображений зависит от задач, которые поставлены автором и от техники данной отросли народного искусства, таким образом, для того чтобы предмет был прекрасен, следует уметь расположить его орнамент по предмету так, чтобы, его, общая композиция отвечала конструкции этого предмета. Являясь основой художественного образа, орнамент формирует образно-пластичное содержание произведения, выражает архитектонику, организует пространственную структуру и поверхность предмета, т.е.его «материальное бытие».

Таким образом, для художественного вкуса и приобщения детей к прекрасному, мы должны знакомить их с предметами, в которых именно назначение, форма, цвета естественно дополняют друг друга, и составляют по утверждению А.Б.Салтыкова, одно органическое целое, отличаются благородной красотой и отражением тонкого вкуса.

Кроме всех названных компонентов, В.М.Василенко выделяет ещё и историко-художественный, который делает народное декоративно- прикладное искусство, большим мировоззренческим явлением, так как это древняя традиция

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что народный промысел Хохлома — сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и, в тоже время, самое демократичное, и доступное с человеку с детства. Именно поэтому его важная роль в воспитании эстетически развитой личности и развитии будущей культуры человека очевидна. Являясь выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям декоративно-прикладное искусство «хранит и передаёт» традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского, декоративного творчества.

Хохломская роспись близка детям своей эмоциональностью, поэтичностью. Как всякое большое искусство. Хохлома воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Расписные Хохломские столы, стулья, ковши и чаши — часто входят в наш быт и формируют у детей художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Хохлома этим и ценна, что каждый раз, создавая один и тот же рисунок, ребёнок всегда вносит что-то новое в узор.

Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью

Народный промысел, родившийся в незапамятные времена в нижегородских деревнях, среди керженских лесов, хохлома и в наше время радует уникальными алыми и медово-золотистыми красками, щедростью узоров и мастерством исполнения. В данном разделе можно найти конспекты познавательных занятий — путешествий в гости к хохломским мастерам; советы по созданию наглядных пособий и презентаций к данной теме. Педагоги делятся опытом творческих занятий по ознакомлению детей с особенностями хохломской росписи, по созданию рисунков и поделок в стиле славной хохломы.

Путешествие к мастерам народных промыслов — конспекты занятий. Хохломские узоры — знакомство с элементами росписи. Хохломские напевы — сценарии фольклорных праздников. Ремесел яркий хоровод — золотые мотивы в поделках. Игры по ознакомлению детей с ремеслом. Мини-музеи и кружки народной росписи.

Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!

Показаны публикации 1-10 из 418 .
Все разделы | Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью

Конспект НОД «Посуда для Мишки. Хохломская роспись» «Посуда для Мишки. Хохломская роспись» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка». Цель: развитие.

Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Золотая хохлома» Цель: обобщать знания детей о народном промысле – хохломская роспись – и её особенностях. Задачи: — Закреплять знания детей о народном художественном промысле – Хохлома, её истории, формах, орнаменте. — Способствовать развитию навыков пения, движений под музыку, игры на детских.

Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью — Презентация для детей старшего дошкольного возрастая «Хохломская роспись»

Публикация «Презентация для детей старшего дошкольного возрастая «Хохломская. » Презентация составлена для детей старшего дошкольного возраста группы «Любознайка, для использования в занятиях изо-деятельности по ознакомлению с хохломской росписью. На этом занятие, презентация помогла наглядно познакомить дошкольников со старинным русским народным промыслом.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Занятие в подготовительной группе «Золотая хохлома» анятие в подготовительной группе «Золотая Хохлома». Программное содержание: • Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью. • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Волшебный завиток хохломы» Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Волшебный завиток хохломы» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи. Задачи: 1. Совершенствовать умение.

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Мариинский» Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности. Тема: «Золотая хохлома». Выполнил: воспитатель Попова Надежда Анатольевна 2018 год Образовательные области.

Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью — Очерк «История возникновения Хохломы. Хохломская роспись»

Статья «Очерк «История возникновения Хохломы. Хохломская. » Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Позже и сами эти изделия получили название «хохлома». Возник этот промысел здесь.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вот на ярмарку пришла Золотая хохлома» «Вот на ярмарку пришла Золотая хохлома» (5-7 лет) Программное содержание: 1. Закрепить знания детей по народно-прикладному искусству в условиях театрализованной деятельности. 2. Развивать воображение, замысел, эстетическое восприятие, видеть красоту, закономерности декоративной.

Мастер-класс для родителей «Хохломская и Гжельская росписи» Мастер-класс для родителей средней группы «Калинушка» «Диво дивное, чудо чудное». Приобщение родителей к истокам народного искусства. Гжельская и Хохломская росписи. Воспитатель – Загорулько Татьяна Юрьевна, п.Богандинский, 2019 г. Цель: Знакомство родителей с гжельской и.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Цель ООД: — закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров — хохломской росписи и её особенностях; Задачи ООД: — способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных; учить.

Читайте так же:  Воспитание русских детей глазами иностранцев

Золотая Хохлома – роспись, ставшая всемирно известной. В этом разделе собраны материалы, которые помогут познакомить дошкольников с русским народным промыслом – Хохлома. Выше представлены планы занятий, конспекты сценариев, развивающие игры и творческие работы, ознакомившись с которыми можно получить полное представление об истории этой уникальной отечественной росписи, о ее характерных узорах и приемах.
Тематические занятия расширят представления детей о декоративно-прикладном искусстве, будут способствовать увеличению их кругозора, обогащению лексического запаса. А практические уроки художественной росписи дадут навык рисования в хохломской технике, разовьют цветовое восприятие и творческое воображение.

Яркие краски и нарядные узоры на золотом фоне украшают сувенирные чаши, ковши, ложки. Это уже не просто образцы старинной посуды, утвари, предметов обихода, но и символ с которым ассоциируют нашу страну – визитная карточка России.
Необходимо воспитывать у детей интерес к традициям и истории русского народа, к его промыслам. Очень важно прививать им уважение к труду народных мастеров. Яркие самобытные образцы народного творчества – это повод гордиться своей родиной, ее прикладным искусством, золотыми руками ее граждан. Как не тускнеет «золото» Хохломы, пусть не угаснет любовь ко всему русскому, подлинному, настоящему.

Проект «Золотая хохлома» для детей старшего дошкольного возраста

Катерина Копкина
Проект «Золотая хохлома» для детей старшего дошкольного возраста

«Организация проектной деятельности в старшей группе»

«Разработка плана детского проекта»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Золотая хохлома»

2. Автор проекта (Ф. И. О): Горбунова Екатерина Сергеевна.

3. Руководитель проекта (Ф. И. О): Горбунова Екатерина Сергеевна.

4. Кадры: методист, воспитатели старшей группы.

5. Район, город, представивший проект: г. Тольятти, Автозаводский район.

6. Адрес организации: Бульвар Гая, 8.

7. Телефон: 306-306

8. Вид, тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный.

9. Цель, направление деятельности проекта: Познакомить детей с русским народным промыслом «Хохлома», дать полное представление об истории этой уникальной отечественной росписи, о ее характерных узорах и приемах, способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, сформировать навыки самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерной особенности росписи.

10. Краткое содержание проекта:

• Беседа с детьми по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая Хохлома».

• Чтение загадок о хохломе, стихов, частушек. Сказка «Жихарка».

• Чтение художественной литературы: Легенда «Золотая Хохлома».

• Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах.

• Рассказ ребенка, подготовленный совместно с родителями «Что означает слово хохлома?».

• Видеозапись «Русская сказка, Нижнегородская область с. Хохлома».

• Составление мини музея детьми совместно с родителями в группе детского сада на тему: «Золотая хохлома» (предметы быта).

• Рассказ ребенка, подготовленный совместно с родителями «Из каких элементов состоит роспись золотая хохлома» с использованием картинок с изображением элементов хохломской росписи.

• Дидактическая развивающая игра по художественному творчеству (рисование) «Составь композицию Золотая хохлома при помощи трафаретов».

• Рассказ ребенка, подготовленный совместно с родителями «Из каких элементов делается краска для хохломской росписи» с использованием картинок с изображением хохломской росписи?».

• Образовательная деятельность художественно-эстетического развития по декоративному рисованию «Элемент Хохломской росписи-завиток».

• Дидактическая игра «Составь хохломской узор».

• Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием схемы рассказа).

• Видеозапись «Ремесло хохлома», беседа о просмотренном материале (как делаются изделия с хохломской росписью).

• Дидактическая игра «Составь узор» (хохлома).

• Образовательная деятельность художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с использование ИКТ – презентации «Золотая хохлома».

• Мультфильм «Хохлома» (техника росписи).

• Дидактическая игра «Угадай и расскажи».

• Образовательная деятельность художественно-эстетического развития по декоративному рисованию «Узор на миске» с использованием ИКТ: презентация «Хохломская роспись. Узор на миске».

• Дидактическая игра «Сложи картинку» (предметы быта – хохлома).

• Презентация проекта: Выставка творческих работ.

11. Место проведения: группа, дом.

12. Сроки проведения: 2 недели.

13. Количество участников проекта: 24 дошкольника, их родители, узкие специалисты, воспитатели старшей группы.

14. Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

15. Форма проведения: фронтальный.

16. Ожидаемые результаты (продукт проекта): выставка творческих работ детей.

Проблема педагогическая:

Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-творческого и познавательного интереса дошкольников к изучению русского народного промысла и желание их изучать?

Проблема детская:

Что такое хохлома! И почему она золотая!

Задачи педагогические:

• Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством — хохломской росписью.

• Способствовать формированию навыка рисования в хохломской технике.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотиву народной росписи.

• Способствовать творческому самовыражению воспитанников.

• Формировать умения дошкольников получать информацию из разных источников.

• Побуждать самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

• Развивать цветовое восприятие, композиционные умения.

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Активизировать словарь: «Золотая хохлома», фон, элемент, завиток, тычок, травка, чашелистик.

• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью рассказов, стихотворений, русского фольклора.

• Способствовать совместному обсуждению полученных результатов ребят.

• Воспитывать умениям взаимодействовать с взрослыми и с детьми.

Задачи детские:

1. Узнать, что такое «Золотая хохлома».

2. Научиться рисовать в хохломской технике.

3. Научиться искать информацию и узнавать ее из разных источников.

Презентация к занятию по рисованию (старшая группа) по теме:
Золотая ХОХЛОМА

Данная презентация поможет познакомить детей дошкольного возраста с историей возникновения золотой хохломы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МБ ДОУ «ЦРР детский сад №99» город Чита. Забайкальский край Воспитатель ИЗО Круговая Светлана Вадимовна. Золотая ХОХЛОМА.

Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные, называют просто «хохлома».

Хохлома — это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии — теперь Горьковской области, куда привозили на продажу деревянную расписную посуду. Откуда же пришло к нам это диво?

В народе рассказывают о чудо -мастере, который жил в нижегородских лесах. Там в давние времена спасались от гонений старообрядцы. Построил мастер дом в лесу на берегу реки и начал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве и послали за мастером царских солдат.

Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды, а сам исчез. В XVII веке этот промысел стали называть именем торгового села Хохлома, откуда по всей стране расходилась нарядная золотистая посуда. Здесь и сейчас бережно хранятся и развиваются традиции росписи посуды из дерева. На протяжении веков хохломские изделия были дешёвой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.

Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого цвета росписи без драгоценного металла. С этой техникой были знакомы ещё иконописцы Древней Руси. Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.

Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три-четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия, который заменил сравнительно дорогие серебро и олово. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Они готовы для росписи.

Расписывают их масляными красками. А кисточки мастера делают из хвоста белки. Такие кисточки могут делать и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, орнамент никогда не повторяется в точности, каждый вариант — новая импровизация. Не должно быть ни одного неверного движения, иначе всё придётся начинать заново.

В хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета с золотом фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый и оранжевый. Золотистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придаёт теплоту золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски используют киноварь, а чёрная — обычная сажа

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Раньше их ставили в жаркие русские печи, а сейчас больше используют электропечи. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна, по словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи» Даже в крутом кипятке не сойдёт лак и не поблёкнут краски.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс.

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми.

Вводное занятие,проводилось в понедельник — первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество.

Знакомство детей с искусством хохломкого промысла.

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель — ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью — хох.

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа.

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

анна шадрина
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной к школе группы

ГБОУ детского сада № 2150

Читайте так же:  Определение основных факторов формирования личности

Тема: «Золотая Хохлома»

Воспитатель: Шадрина Анна Викторвна.

Интеграция образовательных областей:

«Познание«,»Коммуникация»,»Художественное творчество»,»Музыка»

1. Познакомить детей с русским народным промыслом «Золотая Хохлома». Рассказать о процессе изготовления изделия. Познакомить с эмблемой хохломской росписи.

2. Закрепить знания детей об элементах хохломской росписи. Народный орнамент – это образец родной природы. Орнамент в переводе – это украшение. Криуль – ведущая направляющая линия в орнаменте. Названия у элементов очень ласковые – ягодка, листок, травка, веточка. «Травка» — первооснова росписи.

3. Учить наносить узор на деревянную поверхность приемами:

Ягоды – тычок Цветы – дуги разной величины концом кисти

Листья — дуги концом кисти Капелька – примакивания

Травка – первооснова росписи. Мастера учили: «Ты, Степашка, пиши лучше травку пузатенькую, нажим на середине делай».

4. Закрепить умение правильно пользоваться кистью при нанесении узора (3 пальцами, кончик кисточки смотрит вверх). Все элементы учить выполнять движением «на себя». Хохломской мазок очень артистичен, выполняется быстро, кисточка «пляшет» по поверхности словно балерина.

5. Продолжать учить пользоваться палитрой.

6. Создавать радостное настроение от встречи с прекрасным, желание работать художником деревянных изделий. Чтобы знать, надо познать окружающий мир. Хохломские мастера собирают гербарии, наблюдают природу. В русских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток, наполняющий то ли морозные узоры, то ли изобильную при обработке дерева стружку, то ли изгибы реки или стелющихся трав. Поэтому Хохлома является самой национальной росписью.

7. Учить оформлять выставку своих работ для показа родителям и детям детского сада.

8. Продолжать пополнять мини-музей «Золотая Хохлома» новыми работами хохломских мастеров, играми, книгами по ознакомлению с русской росписью, работами детей и т. п.

«Белье» — деревянная заготовка;

«Травка» — главный хохломской мотив;

«Криуль» — ведущая направляющая линия орнамента;

«Капелька» — царица хохломы;

«Дуга» — это цветы хохломы.

1. Разработала конспект, продумала ход занятия.

2. Сшила русский костюм с хохломской отделкой.

3. Сделала коромысло, 2 ведра с хохломской росписью.

4. Приобрела энциклопедию «Народная роспись» для рассматривания и показа детям.

5. Приготовила книжки – раскраски по хохломе для рассматривания.

6. Подготовила игру «Народные промыслы».

7. Сшила из ткани курицу, в нее вложила деревянные заготовки для росписи – яйца.

8. Приготовила деревянные заготовки для росписи – ложки, лопаточки, круги, доски.

9. Заготовила кисти, краски, поднос с русским расшитым полотенцем, для угощения детей – леденцы – петушки, пирог.

10. Фотоаппарат (для оформления стенда).

11. Музыкальный центр и диски с русскими народными мелодиями.

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

Работа в мини-музее «Золотая хохлома». Дети рассматривали экспонаты музея, знакомились с узорами хохломской росписи, расписывали узоры на бумажной основе, пользовались книжками – раскрасками по хохломской росписи.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

1. Деревянные заготовки в форме яйца, ложки, лопаточки, доски, круга.

2. Краска – гуашь

3. Кисти тонкие и средние

4. Карандаши простые

5. Ватные палочки (для нанесения ягодок)

6. Палитра (бумага)

8. Стаканы с водой

Ход ЗАНЯТИЯ

В группе звучит русская народная мелодия. Дети свободно стоят в группе. Входит «Гостья с русского двора» одетая в русский народный костюм с хохломским орнаментом, коромыслами и ведрами (под хохлому). Поет песню «Ах вы сени»:

Ах, вы сени, мои сени,

Сени новые, кленовые, решетчатые.

Выходила молода, выпускала сокола:

Ты лети, лети соколик

В детский сад скорей лети,

Пусть встречают меня гостью с русского двора.

Пусть встречают меня гостью с русского двора. (русская народная песня)

Дети образуют круг, хлопают «гостье», притопывают. «Гостья» ставит ведра и здоровается с детьми (с поклоном).

«Гостья»: Моя птица Сокол рассказала мне, что вы ребята интересуетесь русским народным творчеством, работами русских умельцев и что у вас есть мини-музей «Золотая Хохлома». Давайте посмотрим на экспонаты вашего музея.

Гостья рассматривает с детьми изделия хохломских мастеров, задает детям вопросы (см. приложение). Дети читают стихи о хохломе (см. приложение). Гостья хвалит детей, показывает новую книгу «Энциклопедию народных ремесел». Наша мастерица с русского двора выпустила вот такую книгу, где много русских ремесел и я сейчас вас с ней познакомлю. Открываем страницу «Золотая Хохлома». Рассказ гостьи о том, как работают хохломские мастера (от заготовок до росписей и обжига, зачитывает отрывки из книги. Вносит поделку – курицу, в которой лежат новые работы хохломских мастеров и заготовки – яйца, ложки, доски, лопаточки, круги и т. д. дети сравнивают расписные поделки и деревянные заготовки и делают вывод, что расписные деревянные изделия очень красивые, они радуют глаз, хочется ими любоваться. Мастера своими работами хотели приносить людям радость.

«Гостья» — А еще я принесла вам в подарок игру «Народные промыслы». Сейчас я выложу карточки с народным орнаментом на стол, а вы должны выбрать из них хохломские изделия.

Дети по сигналу выбирают карточки с «Золотой Хохломой». Гостья хвалит детей и дарит игру и новые хохломские изделия в музей группы.

«Гостья» — Я вижу, что на столах у вас лежат деревянные заготовки в форме яиц, ложек, досок, лопаточек, кругов. Сегодня вы будете художниками по хохломской росписи деревянных изделий, которые называются. («белье»). На доске вывешены элементы росписи, а какой узор наносить – вы придумаете сами. Напоминаю, что вначале я рекомендую простым карандашом нанести узор, а затем красками расписать его. Давайте правильно возьмем кисточку тремя пальцами (показать, как рекомендуют хохломские художники, где кончик кисточки смотрит вверх. В воздухе нанесем узор травку, криуль, цветок. Хвалит детей.

На столах лежат ватные палочки, ими хорошо наносить мелкие ягодки, они ложатся ровно и красиво. Не забудьте использовать палитру, чтобы на кисточке не было лишней краски. А теперь приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии. Гостья советами помогает детям правильно украсить заготовку узором. Чтобы работы высохли предложить детям выйти из-за столов и поиграть в народные игры («ручеек», «золотые ворота», «гори, гори ясно») на выбор детей. (под русские народные песни)

После игры похвалить детей за красивые расписные изделия, попросить детей (выборочно) рассказать о росписи своего изделия, какие приемы использовали, украшая деревянное изделие. Предложить детям оформить свои работы для выставки:

-Яйца положить на зеленую травку в поделку – курицу;

-Ложки в карманы хвоста курицы;

-Лопаточки повесить на деревянную вешалку, на цветные ленточки;

-На полочки поставить расписные доски, тарелки и т. д.

«Гостья», Мастерица хохломы – «Вы сегодня порадовали не только себя, но и всех, кто сегодня был на занятии. Спасибо вам, от всех мастеров золотой хохломы. Интересуйтесь работами других русских мастеров, приглашайте на свою выставку родителей, детей д/с, рассказывайте им о том, что сегодня узнали о золотой хохломе».

«Гостья» — По русской традиции гости всегда приходят с угощением. (На подносе вносит угощение. Дети фотографируются на память с гостьей). Ну а мне пора возвращаться на свой русский двор к мастерам. Принесу им чистой водицы и расскажу о нашей встрече. (Надевает шаль, коромысла с ведрами, кланяется и с песней «Во поле береза стояла» и уходит.

Дети любуются выставкой, делятся впечатлениями, угощаются пирогом и чаем.

Вывод: Знакомство детей с русским народным творчеством приносит детям эстетическое наслаждение, радует глаз. Дети учатся работать красками по дереву и прекрасно знают,что изделия хохломских мастеров приносят людям радость, т. к. мастера черпают из природы свои рисунки (растительный мир). Поэтому дети начинают внимательнее относится к природе, родной земле,любить ее и беречь!

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ Приложение 1

1. Где зародилась хохлома? (с. Семеново, Нижегородская обл.)

2. Почему хохлому называют Золотая хохлома? (основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски)

3. Откуда мастера хохломской росписи брали свои узоры? (из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры)

4. Как вы думаете, почему художники так старательно и красиво расписывали изделия? (чтобы радость людям приносить, показать красоту родной природы)

5. Как художники держат кисточку при росписи хохломских деревянных изделий? (вертикально 3 пальцами)

6. Какие деревья считаются лучшими для заготовок под роспись? (липа, береза, клен)

7. Как мастера называют неокрашенные заготовки из древесины? («белье»)

8. Какой главный элемент в хохломской росписи? (травка)

9. Назовите еще элементы хохломской росписи? (ягодка, листок, веточка, капелька и т. д.)

10. Что рисуют из дуг художники? (цветы хохломы)

11. Все элементы выполняются кисточкой движением на. (себя)

12. Как называется ведущая линия в орнаменте? (криуль)

13. Конечный процесс росписи? (покрытие лаком и обжиг в печи)

14. Назовите основные цвета хохломской росписи? (золотой, красный, черный, зеленый).

Стихи о Хохломе.

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Золотая Хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки,чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь

Отголоски лета в золоте травы.

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Все чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочски

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

автор П. Синявский.

Презентация «Золотая Хохлома» В данной презентации мы познакомим детей дошкольного возраста с декоративно прикладным искусством ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА. Дадим представление о.

Презентация «Золотая хохлома» для детей старшего дошкольного возраста Данная презентация была создана для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством — хохломской росписью. Декоративно.