Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей

Т. Орлова, С. Бекина — Учите детей петь

Пособия, литература, ноты, сборники для обучения вокалу (пению)
музыка, слова (тексты песен)


Учите детей петь
песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет
книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада
составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина
“Просвещение”, 1986г.
(pdf, 4.28 Мб)

Методика обучения пению детей младшего и среднего дошкольного возраста
Репертуар для детей 3—4 лет
Упражнения для развития голоса и Муз.льного слуха

В огороде заинька. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Цветики. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Зайка. Русская народная мелодия. Обработка Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан
Мы идет с флажками. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Сорока-сорока. Русская народная прибаутка

Песни первой степени трудности
Ладушки. Русская народная прибаутка. Обработка Н. Римского-Корсакова
Петушок. Русская народная прибаутка. Обработка М. Красева.
Праздничная. Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
Флажки. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой
Зима. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Дед Мороз. Муз. Л. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Игра с лошадкой. Муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской.
Пирожки. Муз. А. Филиппенко, сл., Н. Кукловской
Пирожок. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой.
Машина. Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
Это Май. Мелодия и сл. М. Чарной. Обработка В. Герчик.
На парад идем. Муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой
Жучка. Муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко
Кошка. Муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель

Песни второй степени трудности
Дождик. Русская народная попевка. Обработка Т. Попатенко
Белые гуси. Муз. М. Красева, сл. М. Клоковой
Самолет. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.
Молодой солдат. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Елочка. Муз. Н. Бахутовой, сл. М. Александровской
Зима прошла. Муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой
Маму поздравляют малыши. Муз. Т. Попатенко, сл. Л. Мироновой
Цыплята. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Солнышко. Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
Есть у солнышка друзья. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой


Репертуар для детей 4—5 лет

Упражнения для развития голоса и музыкального слуха
Зайка. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Паровоз. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Петрушка. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Колыбельная. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
Андрей-воробей. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова
Месяц май. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
Гармошка. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
Спите, куклы. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова

Песни первой степени трудности
На зеленом лугу. Русская народная песня. Обработка Н. Метлова.
Две тетери. Русская народная мелодия. Обработка В. Агафонникова.
Колыбельная зайчонка. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
Осень. Муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды
Барабанщик. Муз. М. Красева, сл. М. Чарной, Н. Найденовой.
Октябрьская. Мелодия. Н. Фоменко, обработка М. Скребковой, сл. Н. Найденовой
Славный праздник. Муз. С. Стемпневского, сл. В. Викторова.
Праздник. Муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель
Санки. Муз. М. Красева, сл. О. Высотской
Нарядили елочку. Муз. А. Филиппенко, сл. М, Познанской.
Мы — солдаты. Муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова
Серенькая кошечка. Муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой.
Воробей. Муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова.
Паровоз. Муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской.
Песенка о весне. Муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель
Дождик. Муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
Мы Первомай встречаем. Муз. Р. Бойко, сл. О. Ковалевой.

Песни второй степени трудности
Наша песенка простая. Муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен
Детский сад. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Танец около елки. Муз. Ю. Слонова, сл. И. Михайловой.
Лошадка Зорька. Муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен
Мы запели песенку. Муз. Р. Рустамова, сл. Л. Мироновой
Зайчик. Муз. М. Старокадомского, сл. М. Клоковой.
Праздничный марш. Муз. А. Филиппенко, сл. Г. Демченко
Самолеты. Муз. И. Кишко, сл. О. Марунич

Скачать пособие


Учите детей петь
песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет
книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада
составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина
“Просвещение”, 1987г.
(pdf, 4.8 Мб)

Методика обучения пению детей старшего дошкольного возраста
Репертуар для детей 5—6 лет

  • Песни-упражнения для развития голоса и музыкального слуха
    • Лесенка. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
    • Василек. Русская народная песня
    • Курица. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
    • Небо синее. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
    • Качели. Муз. Е. Тиличеевой. сл. М. Долинова
    • Смелый пилот. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
    • Скачем по лестнице. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой
    • Эхо. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой
    • Бубенчики. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой
    • Солнышко-ведрышко. Муз. В. Карасевой, сл. народные.
    • Дудочка. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
    • Барашеньки. Русская народная прибаутка. Обработка Н. Френкель
    • Прибаутка.Русская народная мелодия. Обработка В. Карасевой, сл. И. Френкель
    • Кукушка. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
    • Труба. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
    • Конь. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
    • Барабан. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
    • Артистка. Муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова
    • Дятел. Муз. Н. Леей, сл. А. Фаткина
    • Жучка и кот. Чешская народная прибаутка
    • У кота воркота. Русская народная песня
    • Чики-чики, чикалочка. Русская народная прибаутка. Обработка Е. Тиличеевой
    • Бай, качи, качи. Русская народная прибаутка. Обработка М. Магиденко
    • Куда летишь, кукушечка?Русская народная песня. Обработка В. Агафонникова
    • Не летай, соловей. Русская народная песня. Обработка В. Кикты
  • Задания для развития песенного творчества
    • Пчела жужжит. Муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова
    • Пароход гудит. Муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова
    • Зайка. Муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто
    • Лифт. Муз. Т. Бырченко, сл. Г. Фельдшерова
    • Гуси. Сл. и Муз. Т. Бырченко
    • Самолет. Сл. и Муз. Т. Бырченко
    • Мишка. Муз. Т. Бырченко, сл. А. Барто
    • Зайка, зайка, где бывал? Муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой
    • Что ты хочешь, кошечка? Муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой
    • Играй, сверчок. Муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского.
  • Песни первой степени трудности
    • Поздравляем с Октябрем. Сл. и Муз. Р. Ноздриной
    • Урожайная. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
    • К нам гости пришли. Муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен
    • Новогодний хоровод. Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
    • Голубые санки. Муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой.
    • Маме в день 8-го Марта. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен
    • Наш Ленин. Муз. Р. Бойко, сл. В. Татаринова
    • Весенняя песенка. Муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, перевод Т. Волгиной
    • Песенка друзей. Муз. В. Герчик, сл. Акима
    • Гуси-гусенята. Муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко
    • Веселая дудочка. Муз. М. Красева, сл. И. Френкель
    • По малину в сад пойдем. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
    • Тяв-тяв. Муз. В. Г ерчик, сл. Ю. Разумовского
    • Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка Н. Метлова
  • Песни второй степени трудности
    • Родине спасибо
    • Праздник веселый. Муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова
    • Листопад. Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко.
    • Дед Мороз. Муз. В. Витлина, сл. С. Погореловского
    • Наша Родина сильна. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
    • Солнце улыбается. Муз. Е. Тиличеевой, сл. JT. Некрасовой
    • Светлый дом. Муз. Т. Попатснко, сл. А. Кузнецовой
    • Слушай, Май. Муз. Т. Попатенко, сл. М. Л анисовой
    • Песенка о песенке. Муз. Т. Попатенко, сл. II. Найденовой
    • Гуси. Русская народная песня. Обработка С. Разоренова.
    • Лесная песенка. Муз. В. Витлина, сл. Л. Кагановой
    • Где был, Иванушка? Русская народная песня. Обработка И. Метлова
    • А я по лугу. Русская народная песня. Обработка Н. Метлова.
Читайте так же:  Детская агрессия в психологии

Скачать ноты


Учите детей петь
песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет
книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада
составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина
“Просвещение”, 1988г.
(pdf, 4.45 Мб)

Методика обучения пению детей 6—7 лет
Песни-упражнения для развития голоса и музыкального слуха
В школу. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова
Бубенчики. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Цирковые собачки. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Муз.льное эхо. Муз. М. Андреевой
Вальс. Муз. Е. Тиличеевой
Горошина. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
Скок-поскок. Русская народная попевка. Обработка Г. Левкодимова
Лиса по лесу ходила. Русская народная прибаутка. Обработка Т. Попатенко
Украл котик клубочек. Русская народная припевка
Ути-ути. Муз. Ю. Литовка, сл. А. Барто
Дождик, лей на крылечко. Русская народная закличка
Поет, поет соловушка. Русская народная песня. Обработка Г. Лобачева
Пастушья песенка. Французская народная песня
Ехали. Шуточная песня. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Лошадки. Муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской, перевод с польского И. Найденовой
Как под наши ворота. Русская народня песня
Соловей, соловеюшка. Русская народная песня
В бору. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой
Мы поем. Муз. И. Арсеева, сл. А. Харитоновой
Кузнец. Муз. И. Арсеева, сл. народные, перевод с английского С. Маршака
Задания для развития песенного творчества
Поезд. Мелодия Т. Бырченко, сл. М. Ивенсен
Снежок. Мелодия и сл. Т. Бырченко
Колыбельная. Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Кто шагает ряд за рядом? Муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.
Осенью. Муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой
Весной. Муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой
Колыбельная. Муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.
Плясовая. Муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой
Марш. Муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.
Веселая песенка. Муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева.
Грустная песенка. Муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева.

Песни первой степени трудности
Спасибо. Муз. Ю. Чичкова, сл. Е. Карасевой
Вот он, праздник Октября. Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен
К нам приходит Новый год. Муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой
Будет горка во дворе. Муз.1 Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
Мы дружные ребята. Муз. С. Разоренова, сл. Н. Найденовой
Веснянка. Украинская народная песня. Обработка Г. Лобачева, свободный перевод О. Высотской
Все мы любим Ленина. Муз. Т. Ломовой, сл. М. Познанской
Мы встречаем праздник Мая. Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
Не забудем детский сад. Муз. Е. Туманян, сл. 3. Петровой.
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка А. Жарова
Портрет Ильича. Муз. Л. Шульгина, сл. М. Ивенсен.
Скажем спасибо. Муз. И. Арсеева, сл. 3. Петровой.

Песни второй степени трудности
Здравствуй, Родина моя! Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
Журавлики. Муз. И. Арсеева, сл. П. Воронько, перевод с украинского 3. Александровой
Скворушка прощается. Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.
Октябрьская песенка. Муз. М. Красева, сл. Н. Саконской.
Зимняя песенка. Муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой.
Будем в армии служить. Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.
Буденовец. Муз. Я. Дубровина, сл. М. Наринского
Самая хорошая. Муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.
Пришла весна. Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен
Весенняя песенка. Муз. С. Полонского, сл. Н. Виноградовой.
Яблонька. Муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Забилы, перевод с украинского З.Александровой
Мы теперь ученики. Муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.
В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка Р. Рустамова.
Пошла млада за водой, Русская народная песня. Обработка В. Агафонникова
Ходила младешенька по борочку. Русская народная песня. Обработка П. Римского-Корсакова
Ой, вставала я ранешенько. Русская народная песня. Обработка Н. Метлова.

Скачать методику

Светлана Мерзлякова: Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС ДО

Аннотация к книге «Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС ДО»

Данное пособие соответствует ФГОС ДО. В комплект «Учим петь детей» вошли 4 книги. В первой книге издании представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 3-4 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей.
Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.
Пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, студентов педагогических и музыкальных колледжей и вузов, родителей.
2-е издание, исправленное и дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Светлана Мерзлякова: Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС ДО

Аннотация к книге «Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС ДО»

Данное пособие соответствует ФГОС ДО. В комплект «Учим петь детей» вошли 4 книги. В первой книге издании представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 3-4 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей.
Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.
Пособие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, студентов педагогических и музыкальных колледжей и вузов, родителей.
2-е издание, исправленное и дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет

Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет

Издательство: М.: Просвещение

Тираж: 413000 экз.

Переплет: мягкая обложка

особие предназначено для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, студентов педагогических и музыкальных колледжей и вузов, родителей.

Т.М.Орлова, С.И.Бекина, Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

Т.М.Орлова, С.И.Бекина, Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

Состояние на скане.

Только почтовая пересылка по России. Стоимость доставки зависит от веса посылки (бандероли, заказного письма) и дальности расстояния. Также в стоимость уже включена цена упаковочного материала и услуги по формированию и отправке посылки. Минимальная сумма доставки по стране 200руб. Окончательную стоимость доставки в Ваш район уточняйте через форму «Спросить продавца» ДО того, как выкупите лот. Для этого необходимо сообщить индекс Вашего почтового отделения.
ВНИМАНИЕ! Лоты СУММИРУЮТСЯ. Вы можете существенно сэкономить на доставке, выкупив сразу несколько лотов (кроме лотов категории «Аукцион от 1 рубля» и Альбомов, а также тех лотов, в описании которых указаны индивидуальные способы отправки).

Банковский перевод на счет, перевод на банковскую карту.

Т.М.Орлова, С.И.Бекина, Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

Т.М.Орлова, С.И.Бекина, Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса

Состояние на скане.

Только почтовая пересылка по России. Стоимость доставки зависит от веса посылки (бандероли, заказного письма) и дальности расстояния. Также в стоимость уже включена цена упаковочного материала и услуги по формированию и отправке посылки. Минимальная сумма доставки по стране 200руб. Окончательную стоимость доставки в Ваш район уточняйте через форму «Спросить продавца» ДО того, как выкупите лот. Для этого необходимо сообщить индекс Вашего почтового отделения.
ВНИМАНИЕ! Лоты СУММИРУЮТСЯ. Вы можете существенно сэкономить на доставке, выкупив сразу несколько лотов (кроме лотов категории «Аукцион от 1 рубля» и Альбомов, а также тех лотов, в описании которых указаны индивидуальные способы отправки).

Читайте так же:  Методы учебно-познавательной деятельности дошкольников

Банковский перевод на счет, перевод на банковскую карту.

Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей

Прокофьева Татьяна Александровна,

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

Аннотация : Статья посвящена актуальным вопросам певческого воспитания дошкольников и путям развития личности ребенка, воспитания у него музыкально-эстетического вкуса, формирования интереса к песенной деятельности.

Ключевые слова : дошкольный возраст, приобщение к музыке, музыкальное развитие, певческое воспитание, охрана детского голоса, эмоциональный отклик.

Пение является для детей — дошкольников наиболее любимым видом музыкальной деятельности. Часто в повседневной жизни можно наблюдать, как малыши без причины напевают или веселую потешку , или убаюкивающую колыбельную песню или просто бодрую маршевую мелодию. Пение сопровождает ребенка с самых ранних лет, заполняет его досуг, помогает в игре. Довольно часто пение сопровождает и другие виды деятельности: сюжетную игру, танец, хоровод, игру на детских музыкальных инструментах.

Сегодня перед педагогами-музыкантами поставлена важная цель — приобщить детей к музыке, способствовать воспитанию у них эстетического вкуса, формировать у дошкольников интерес к различным видам музыкальной деятельности. В области певческого исполнительства педагогов нацеливают на решение задачи воспитания у дошкольников основ певческой культуры и овладение элементарными певческими навыками.

Вопросы певческого воспитания детей дошкольного возраста освещались в трудах многих исследователей. Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, С.И. Мерзлякова, Н.А. Метлов , Т.М. Орлова и другие высказывали мысль о том, что песня наиболее доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр, благодаря слову. Ведь текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Также песня, благодаря массовости, исполнению коллективом детей, способна не только объединить малышей, но подарить чувство радости, создать благоприятные условия для их эмоционально — музыкального общения. В процессе исполнения песни у любого ребенка появляется возможность, не стесняясь, проявить индивидуальное отношение к музыке.

Педагогами- музыкантами отмечено, что в ходе занятий пением у детей-дошкольников улучшается общее физическое состояние организма, совершенствуются различные психические процессы: восприятие, память, мышление, ощущения, развивается речь. Благодаря систематическим занятиям пением дошкольник получает новые знания, обогащает жизненный опыт. У него возникают новые потребности и интересы.

Занятия пением успешно развивают ребенка музыкально. В ходе пения формируется и развивается в дальнейшем целый спектр музыкальных способностей, таких, как ладовое чувство и чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Дети узнают различные сведения о музыке, композиторах, поэтах – песенниках. Но самое главное, в процессе пения у ребенка – дошкольника развивается эмоциональный отклик, оказывая огромное влияние на формирование музыкально-эстетического вкуса.

Решая задачу формирования у дошкольников интереса к исполнению песен, педагогу — музыканту важно грамотно организовать певческую деятельность дошкольников. Важным условием успешной работы будет знание возрастных особенностей развития слуха и голоса детей дошкольного возраста. Большое внимание педагогу следует уделять вопросам охраны детского голоса. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника хрупкий и ранимый . Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, поэтому в работе следует учитывать несовершенство детского голоса, его быструю утомляемость. Необходимо следить за тем, чтобы дети пели свободно, без напряжения, не форсируя звук, не переходя на крикливое пение, всегда демонстрировать правильное звучание.

Вопрос формирования песенного репертуара не менее важен в работе. Репертуар следует подбирать, опираясь на голосовые возможности детей. Песни, предлагаемые детям для исполнения должны быть написаны в удобном для голоса дошкольника диапазоне, с небольшими по продолжительности музыкальными фразами, несложным ритмом, в умеренном темпе. И несомненно, следует исполнять песни с выразительным поэтическим текстом, доступным для понимания ребенком-дошкольником.

Педагогу необходимо проводить неустанную систематическую работу по развитию у дошкольников певческих навыков . Дети знакомятся с правильной певческой установкой , постановкой корпуса и головы , осваивают принципы дыхания и чистоты интонирования , развивают артикуляцию для четкой дикции , преодолевая возможные несовершенства речи : картавость , шепелявость . Занятия пением активизирует работу голосового аппарата ребенка , укрепляют его голосовые связки, развивают тембр голоса.

Особое внимание педагогам следует уделить выразительности исполнения дошкольниками песен, так как оно помогает детям наиболее ярко и глубоко переживать их содержание, по– своему передавать различные настроения и душевное состояние другого человека. Исполняя песню, ребенок может реализовать свои музыкальные потребности, оставляя выбор за собой, то есть исполнять любимые и знакомые песни по своему желанию в любое время.

1. Арисменди , А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / А.Л. Арисменди . — М.: Прогресс, 2011. – 56 с.

2. Балабан О.В. Фольклор: традиции и новаторство. Танцевально-ритмические импровизации, как средство постижения народной музыкальной культуры. В сборнике трудов научно -практического мероприятия «Хоровое искусство как средство единения молодёжи и развития духовности и патриотизма » Москва, 11 октября 2013 г. С.30-35.

3. Балабан О.В., Цзян Ш. Сохранение национальных традиций в детском народно — певческом исполнительстве. В книге: Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства коллективная монография. Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, кафедра вокала и хорового дирижирования . Москва, 2016. С. 43-50.

4. Бекина , С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / С.И. Бекина , Т.М. Орлова. — М.: Просвещение, 2000. — 144 с.

5. Кацер , О.В. Игровая методика обучения пению / О.В. Кацер . – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2005 – 46 с.

6. Орлова, Т.М. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 4-5 лет / Т.М. Орлова. — М.: Просвещение, 1987. – 94 с.

7. Стулова, Г. Дидактические основы обучения пению / Г. Стулова -// Музыкальный руководитель – 2011. -№ 3. с. 14-17.

8. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие. — М., 2006. – с. 14-18.

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокального кружка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что »пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений» 1 .

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге »Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса, о том, что »голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание» 3 .

Читайте так же:  Танакан инструкция по применению у детей

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.

В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ,мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. (Приложение 1). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. »Проверка» осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру »Волшебная коробочка»

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1).

В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2).

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. (Приложение2).

4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. »Методика музыкального воспитания в детском саду», М., »Просвещение», 1989г.
  2. Емельянов В.В. »Фонопедический метод развития голоса», 1999 г.
  3. Метлов Н.А. »Музыка детям», М., »Просвещение», 1985 г.
  4. Орлова Т.М., Бекина С.М. »Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет», М., »Просвещение», 1987 г.
  5. Орлова Т.М., Бекина С.М. »Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет» М., 1988 г.
  6. Стулова Г.П. »Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., Издательство »Прометей», МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.