Единство и взаимодействие воспитания и развития в становлении личности ребенка

Единство и взаимодействие воспитания и развития в становлении личности ребенка

1. Единство воспитания и обучения в педагогическом процессе

Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей. Следовательно, образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи социокультурного направления, а именно:

1) образование представляет собой средство социализации человека и взаимосвязь между сменой поколений;

2) образование является сферой, в которой происходит общение и знакомство с всемирной культурой, наукой и техникой;

3) образование, несомненно, является способом эффективного развития личности и определения человека как индивида, значимой единицы общества;

4) образование в то же самое время выполняет функцию определения и формирования духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.

Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.

Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом.

1. Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи.

2. Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.

Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и отличительное начало, что наглядно видно в следующем примере (табл. 1).

Особенности процессов обучения и воспитания, общие и отличительные черты

В образовательном процессе существует множество внешних и внутренних противоречий. В данном случае очень ценным является то, что движущей силой развития процесса образования и развития самой личности является разрешение этих противоречий.

Основное внешнее противоречие – это противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы.

К внутренним противоречиям относятся противоречия между:

1) существующими требованиями, предъявляемыми к подрастающему человеку и определенными способностями и возможностями их применить и решить;

2) наличием определенных знаний и возможностью и способностью их применить;

3) существующей формой коллективного способа подачи знаний и способом индивидуального метода усвоения этих знаний;

4) общим темпом образовательного процесса и конкретно индивидуальной скоростью усвоения учебного материала каждым учеником;

5) объективными требованиями и субъективными задачами и целями каждого отдельно взятого человека и т. д.

Процессу обучения и воспитания присущи те же свойства, что и образовательному процессу вообще, например, такие как:

1) отношения учителя и ученика имеют двустороннюю направленность;

2) весь процесс имеет в основе своей цель – развитие личности, всестороннее и гармоничное;

3) содержание, формы и методы представляются в единстве и взаимодействии;

4) необходимая связность и единство всех элементов структурной цепи: цель образования – содержание образования – выбор средств, форм и методов решения задач – полученный итог-результат образования;

5) необходимое решение трех задач: обучение, развитие и воспитание ребенка.

В итоге результатом разрешения поставленных проблем и задач всех функций процесса образования с учетом единства свойств и будет являться всестороннее развитие личности: интеллектуальное, социальное и нравственное.

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Расстановка ударений: ВОСПИТА`НИЕ И РАЗВИ`ТИЕ

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ. Индивидуальное развитие человека — ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых его организмом от момента зарождения и до конца жизни, становление человека как социального существа. Это — очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (анатомо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями. Первые периоды этого процесса проходят в утробных условиях существования организма. Воспитание начинается с рождения человека. Оно играет важную, хотя и различную роль во всех формах и на всех этапах развития личности (раннее и дошкольное детство, школьные возрасты, период возмужалости).

Анатомо-физиологич. развитие человеческого организма состоит в образовании скелетной, мышечной, нервной и др. его систем и совершенствовании их функций, а также в росте организма, повышении его выносливости, сопротивляемости внешним отрицательный влияниям. Исходными внутренними условиями развития человека являются наследственные предпосылки, заложенные в зародыше. Они определяют появление человеческого, а не какого-нибудь иного организма, последовательность стадий его утробного и внеутробного созревания, строение и функции его органов, а также пол, внутренние физиологические особенности организма и внешние, морфологические его признаки (цвет глаз, волос, окраска кожи, черты лица и пр.). Однако наследственные предпосылки физического развития организма реализуются только в определённых внешних условиях его существования, к-рые являются источником веществ, необходимых для жизни организма. Эти вещества, ассимилируясь организмом, становятся внутренними условиями его дальнейшего развития.

Внешние условия создаются сначала в организме матери. При нарушении нормальных утробных условий развития плода (недостаток гормонов щитовидной и других желёз внутренней секреции в организме матери, влияние различных интоксикаций, алкоголя, неэффективных противозачаточных средств и пр.) возникают врождённые аномалии ненаследственного происхождения (уродства конечностей, дефекты органов чувств, недоразвитие центральной нервной системы и т. п.). Частота наследственных аномалий, как показывают статистич. данные, также зависит от условий среды. Она повышается при браках между родственниками, при позднем возрасте бракосочетающихся родителей и пр.

С момента появления ребёнка на свет его физич. развитие во многом зависит от воспитания: правильный режим жизни, питания ребёнка, использование природных факторов (солнце, воздух, вода и пр.) для его закаливания, проведение различных физич. упражнений для выработки силы, быстроты, ловкости движений. Правильно поставленное физич. воспитание не только укрепляет растущий организм, способствует его развитию. Оно может компенсировать и его врождённые функциональные недостатки. Гигиенич. профилактика даёт возможность предупредить появление значительной части аномалий, встречающихся в физич. развитии детей. Поэтому важное значение имеет санитарно-просветительная работа с родителями.

В единстве с анатомо-физиологич. развитием человеческого индивида совершается и его психич. развитие. Оно выражается в прогрессирующей дифференциации активности ребёнка, т. е. в выделении в ней отдельных психич. процессов (ощущений, восприятий, эмоций, мышления и пр.), в формировании целенаправленных действий (предметных, познавательных и пр.) и в её интеграции, т. е. в объединении этих процессов, действий в единую целостную деятельность (игровую, учебную, трудовую и др.). Психич. развитие человеческого индивида — это обогащение содержания его психич. жизни, поступательное движение от низших к высшим её формам и ступеням, процесс становления сознательной личности. Именно в этом процессе воспитание играет особенно важную, ведущую роль, обусловленную самой спецификой психич. развития.

Человеческий индивид по наследству получает не готовые психич. свойства, характеризующие его как социальное существо, а только задатки для их развития. Задатки — это функциональные возможности выработки нервной системой человека различных психич. свойств. Последние формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закреплённых в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе. Здесь вступает в действие специфическая человеческая связь предыдущих поколений — передача достижений путём обучения, совместной деятельности, традиции и пр. Огромная пластичность человеческого мозга, определяемая наследственной природой человеческого индивида, является естественной, необходимой для усвоения этих достижений, основой обучаемости и воспитуемости.

Психич. свойства человека образуются в процессе его индивидуального развития в определённой общественной среде. Утверждения старых и совр. представителей теории преформизма, будто они заложены в природе человека, будто наследственные предпосылки, «батареи генов» определяют картину психич. свойств каждой личности, её жизненную судьбу (Э. Торндайк и др.), не соответствуют действительности. Ошибочна и точка зрения сторонников эмпирической психологии, утверждающих, что психич. развитие является простым накоплением впечатлений, получаемых нервной системой от окружающей среды. В действительности, ребёнок от рождения — активное существо, а не «чистая доска», на к-рую среда и воспитание наносят свои письмена. Он развивается, взаимодействуя с внешним миром. Сначала это взаимодействие выражается в простых и сложных безусловных рефлексах, посредством к-рых удовлетворяются органич. потребности ребёнка. Под влиянием «встреч с внешним миром» (И. Сеченов) образуются условнорефлекторные связи, являющиеся физиологич. основой всех новообразований в поведении и психике ребёнка. Они вырабатываются сначала на основе врождённых, а затем на основе образующихся в течение жизни временных нервных связей.

Взаимодействие ребёнка с внешним миром с первых дней его внеутробной жизни опосредствуется отношениями к нему взрослых. Эти отношения обусловливают образование первых навыков и привычек, новых потребностей: в общении, в овладении предметными действиями, речью и т. п. Действуя, ребёнок познаёт на собственном опыте окружающие его объекты, и усваивает (путём подражания, игры и пр.) опыте взрослых. В процессе этого усвоения развивается психич. деятельность ребёнка, тем самым расширяются и возможности его дальнейшего воспитания. Уже в раннем и дошкольном возрасте ребёнок многому научается и благодаря этому достигает значительных успехов в своём умственном, эмоциональном и волевом развитии, определяющем его готовность к школьному обучению.

Читайте так же:  Характеристика младшего школьного возраста восприятие

Поступая в школу, ребёнок включается в уч. деятельность, к-рая, в отличие от игры, представляет собой выполнение последовательно усложняющихся обязательных заданий. Эта деятельность становится для него не только личным, но и общественным делом, от выполнения к-рого зависит отношение к нему учителя, классного коллектива, родителей. Усвоение содержания школьных предметов требует не только активизации уже сформированных сил уч-ся, но и выработки новых действий и побуждений. Усваивая язык, системы знаний, умений и навыков, уч-ся овладевают и связанными с ними способами анализа и синтеза познаваемых объектов, приёмами абстрагирования и обобщения их существенных признаков, применяемыми ими в дальнейшей познавательной и практич. деятельности. Тем самым обучение активно содействует развитию уч-ся.

Совр. психология и педагогика располагают большим количеством опытных данных о влиянии рационально построенного обучения на развитие у уч-ся восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, речи, умственных операций, эмоций, воли, интересов, общих и спец. способностей. Эти данные говорят о том, что необходимые для учения психич. свойства уч-ся не только проявляются, но и развиваются в их уч. деятельности. В частности, это относится и к мотивам учения. Они не связаны прямо с биологич. потребностями уч-ся. Естественной основой возникновения мотивов учения является ориентировочный рефлекс (но Павлову, рефлекс «что такое»), преобразующийся в социальных условиях жизни детей в познавательные, читательские и другие их интересы. Значительная часть мотивов учения возникает в процессе обучения, является следствием и условием его успешности.

Включение подрастающей личности в школьную уч. деятельность, участие в посильном общественно полезном труде знаменует собой существенные изменения в её жизненных взаимоотношениях с окружающими людьми. В коллективном учебном и производительном труде руководимом педагогами, создаются благоприятные условия не только для овладения уч-ся знаниями, умениями и навыками, но и для выработки мировоззрения, формирования нравственных, эстетических и других чувств, потребностей и вкусов.

Воспитание (в широком значении этого слова) содействует развитию уч-ся не только путём обучения и образования, но также означает организацию их жизни, создание необходимых для проявления их активности ситуаций. Оно включает в себя участие школьников в работе пионерской, комсомольской организаций и пед. руководство их взаимоотношениями с окружающей общественной средой. Личность формируется в системе этих взаимоотношений, усложняющихся в связи с физическим и психическим её развитием, ростом её самостоятельности. Особенно усложняются эти взаимоотношения в юношеском возрасте, когда молодые люди, получая не только общее, но и проф. образование, становятся членами производственных коллективов, активно включаются в общественно-политич. жизнь страны. Воспитание выполняет свои функции и в зрелом возрасте. Оно содействует дальнейшему духовному развитию личности (обогащение знаний, расширение кругозора, формирование правильных взглядов, оценок и вкусов, искоренение пережитков прошлого в её сознании и пр.).

Общественные условия жизни личности определяют развитие её сознания и поведения не прямо, непосредственно, а прежде всего через деятельность, направляемую воспитанием. Возможности воспитания обеспечить духовное развитие личности зависят при этом от уровня развития общества, характера господствующих в нём общественных отношений, от соответствия содержания и методов воспитания целям и задачам, к-рые общество ставит перед ним. Чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные действенные отношения растущей личности к окружающей естественной и общественной среде, тем успешнее протекает всестороннее развитие личности. «. Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 36).

Развитие личности, как и всякое развитие, не сводится к накоплению лишь количественных изменений. Оно характеризуется, как писал Сеченов, теми «умственными переворотами», к-рые происходят в голове ребёнка, когда он научается говорить, читать, писать, считать, овладевает знаниями. Развитие выражается не только в постепенном росте знаний, умений и навыков, но и в перерывах постепенности, т. е. в возникновении новых структур психич. деятельности личности, новых её психич. качеств. Личность развивается как единое целое, отдельные стороны к-рого взаимно связаны и взаимно влияют одна на другую, как система, к-рая, по выражению Павлова, в высочайшей степени сама себя регулирует и совершенствует. Процесс её развития — это «самодвижение», совершающееся по своим внутренним законам. В нём имеется строгая и необратимая последовательность стадий, к-рая зависит не только от усвоения социального опыта, но и от всей совокупности жизненных взаимоотношений личности с окружающей средой, а также от созревания организма. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, возникающие в её жизни (между новыми потребностями, запросами, стремлениями и уровнем развития возможностей личности; между новыми познавательными практич. задачами и сложившимися ранее способами мышления и пр.), Эти противоречия приобретают свой конкретный характер на каждом этапе развития.

Между В. и р. существует тесная взаимосвязь. Не только развитие личности зависит от воспитания, но и воспитание от развития. Опираясь на естественные предпосылки развития, присущие человеческому индивиду, воспитание содействует их созреванию и реализации, формированию на их основе психич. процессов и свойств личности. Вместе с тем успехи, достигнутые в физическом развитии воспитанников, в развитии их восприятия, памяти, мышления, чувств, воли, сознания и способностей, дают возможность ставить перед воспитанием новые, более сложные задачи. Оно успешно направляет развитие личности, если в разработке его методов учитывается сложный, даже противоречивый характер связи В. и р. Воспитатель успешно руководит развитием, если он рассматривает воспитанника не только как объект пед. воздействий, но и как субъект воспитания, живую личность со сложившимися в ходе её предыдущей истории потребностями, интересами, чувствами, стремлениями. Ведёт за собой, развитие то воспитание, к-рое ориентируется не только на достигнутый уже уровень развития, по и на «зону ближайшего развития ребёнка» (Л. С. Выготский), т. е. на процессы, к-рые ещё не созрели, а находятся в становлении. Развивает то воспитание, к-рое умело включает воспитанников в работу, направленную на достижение поставленных перед ними целей, пробуждает их активность, инициативу, самодеятельность, помогает правильному разрешению возникающих в их жизни внутренних противоречий, направляет «самодвижение» каждой растущей личности, вызывает у неё стремление к самоусовершенствованию, к самовоспитанию. И, наоборот, при неумелом подходе к детям возникают внешние противоречия между В. и Р. Выражением их являются, в частности, конфликтные отношения между воспитателем и воспитанниками. Если они не преодолеваются, воспитание не только не оказывает своего положительного влияния на дальнейшее продвижение воспитанников в их развитии, но и тормозит этот процесс.

Воспитание достигает больших успехов, если учитывается зависимость его возможностей не только от возрастных, но и от индивидуальных особенностей развития воспитанников. Развитие каждой личности всегда характеризуется не только общими чертами, присущими всем детям, но и индивидуальными особенностями. Индивидуальное своеобразие личности неповторимо. Но оно не изначально, а складывается в ходе самого развития, является его результатом и зависит от внутренних, природных, и внешних, социальных, условий этого развития.

Индивидуальные различия в природных данных проявляются в особенностях отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.); в общих типологич. особенностях нервной системы: различная сила, подвижность и уравновешенность (баланс) нервных процессов возбуждения и торможения (см. Типы высшей нервной деятельности). Эти врождённые особенности нервной системы являются физиологич. основой различий в задатках и проявляются в скорости образования и прочности условных рефлексов, тормозных реакций, особенно дифференцировок; скорости образования и лёгкости переделки систем связей, что имеет важное значение для быстроты и прочности усвоения знаний, умений и навыков, их обобщения, применения в изменяющихся условиях и т. п. Этим создаются более или менее благоприятные внутренние условия для формирования психич. свойств личности.

Задатки — необходимые, но недостаточные условия формирования психич. свойств личности, ибо каждое психич. свойство представляет собой «сплав врождённого и приобретённого» (И. П. Павлов). Состав его бывает различным в зависимости от сложности самого свойства, времени его возникновения в индивидуальной истории личности. Ложными являются попытки поставить психич. свойства личности (напр., черты характера) в прямую зависимость от индивидуальных особенностей её нервной системы и тем более строения тела и его органов (Э. Кречмер и др.). Задатки многозначны: на основе одних и тех же прирождённых особенностей нервной системы могут вырабатываться и вырабатываются различные способности, черты характера личности (Б. М. Теплое). Данные исследований показывают, что даже у однояйцевых близнецов, обладающих одинаковыми природными данными, психич. развитие приобретает индивидуальное своеобразие в зависимости от того, как протекает жизнь и деятельность каждого из них (Р. Заззо). Индивидуальные различия в задатках, обусловливая динамич. особенности формирования психич. свойств личности, не определяют их физиологич. механизмов и их качеств (А. Н. Леонтьев). Системы временных нервных связей первосигнального и второсигнального характера (см. Первая сигнальная система, Вторая сигнальная система), являющиеся физиологич. основами психич. свойств, вырабатываются под влиянием общественных условий в процессе деятельности индивида, регулируемой воспитанием.

Учитывая индивидуальные особенности нервной системы детей, воспитание может способствовать развитию её положительных, сильных и компенсации её отрицательных, слабых сторон. При любом типе высшей нервной деятельности можно воспитать все общественно полезные свойства личности. Воспитание может в значительной мере компенсировать недостатки в развитии нервной системы и отдельных органов чувств. Особенно показательны в этом отношении успехи спец. обучения и воспитания аномальных детей (слепых, глухих и др.). Блестящим примером искусства воспитания являются достижения в развитии слепо-глухой (в прошлом и немой) О. И. Скороходовой, ставшей науч. работником в области дефектологии (см. Специальная педагогика, Специальная психология).

Читайте так же:  Психические расстройства детей младшего школьного возраста

Учёт индивидуальных особенностей воспитанников, их склонностей, интересов и способностей даёт возможность успешнее содействовать развитию детей. Сов. системой воспитания уделяется много внимания выявлению и развитию способностей, талантов детей в области музыки, рисования и других искусств, в области математики, физики, биологии, техники. Этой цели служат различные пути дифференциации и индивидуализации обучения в семье, детском саду, школе, различные виды внеклассной работы и внешкольной работы (см. Индивидуальный подход).

Правильное понимание взаимосвязи В. и р., опровергая фаталистич. концепции психич. развития личности, имеет важное значение для науч. обоснования методов пед. руководства всесторонним развитием нового поколения строителей коммунистич. общества.

Лит.: Макаренко А. С., Соч. в 7 тт., т. 5,М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Костюк Г. С., О взаимоотношении воспитания и развития ребенка, «Советская педагогика», 1956, № 12; Скороходова О. И., Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. [Записки слепоглухонемой], 2 изд., М., 1956; Ниль Д ж. и Шэлл У., Наследственность человека, пер. с англ., М., 1958; Занков Л. В., О проблеме воспитания и развития, «Советская педагогика», 1958, № 3; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959; Эльконин Д. Б., Детская психология, М-, 1960; Тепло в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, [Избр. работы], М., 1961.

Г. С. Костюк. Киев.

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Развитие, воспитание и формирование личности

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными сила­ми. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наи­более эффективного развития личности ребенка в спе­циально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологи­ческих характеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоци­ональные и волевые процессы, потребности и направ­ленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Если целью педагогики является, согласно класси­ческой формуле К.Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во всех отношениях. Чтобы правильно воспи­тывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти вза­имосвязаны, дополняют друг друга.

Под развитием личности понимается качествен­ное изменение ее свойств, переход от одного каче­ственного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Выше говорилось о том, что воспитание есть про­цесс целенаправленного формирования личности.

В свою очередь формирование личности – это про­цесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овла­дение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности фак­торов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может уст­ранить или отменить действие многих факторов ста­новления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны пре­одолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с по­мощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.

Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь – познать законы действия ре­шающих факторов формирования человеческой лич­ности, научиться управлять теми из них, которые за­висят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, дей­ствуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, кото­рые становятся движущей силой развития человека. Примером может служить противоречие между пове­дением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологичес­ких и социальных закономерностях развития челове­ка. Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка: биологи­ческие и социальные.

Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка – его телосложение, кон­струкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим яв­ляется наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Она пре­допределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, передаваемые детям родителя­ми: цвет волос, внешний облик, свойства нервной сис­темы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты. Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависи­мости от социальных условий жизни человека. Носи­тели наследственности – молекулы ДНК, гены – тон­ко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические на­рушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на рабо­те, приводящая к нервным расстройствам и потрясе­ниям, также оказывает вредное влияние на потомство.

Гены человека могут реализовать закодированную в них биологическую программу развития только в том случае, если человек здоров морально и физически. Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплек­се его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования челове­ка относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения. Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей, вни­манием и заботой их друг о друге.

В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризнича­ет, пассивен. Одной из причин того или иного поведе­ния ребенка может быть характер внутриутробного развития.

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье. Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укреплять­ся, он с удовольствием и радостью будет играть, зани­маться.

В группе биологических факторов следует выде­лить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата. Структур­но-функциональные свойства высшей нервной дея­тельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. Окру­жающая среда способствует развитию и формирова­нию ребенка наиболее эффективно, если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения, созданы условия социальной защиты ребенка.

В понятие «среда» входит сложная система внеш­них обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам от­носятся как естественные, так и общественные усло­вия его жизни.

Во взаимодействии личности и среды надо учиты­вать два решающих момента: 1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью; 2) актив­ность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Далее, не все, что окружает ребенка, является дей­ствительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуаль­ная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.

Среда ближайшего окружения, или микросреда, – это часть социальной среды, состоящая из таких эле­ментов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д. В окружающей ребенка среде есть явле­ния положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивля­ясь им. В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, со­противляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающие­ся контролю влияния среды.

Условия развития оказывают или не оказывают вли­яния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как склады­ваются его личные отношения в этих условиях. Установ­лено, например, что, если ребенок пользуется уважени­ем среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него увереннос­ти в себе, активности, общительности, и наоборот.

Факторы направленного формирования личности

Среда несет ребенку по преимуществу неорганизо­ванные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие одной только среды, даже самой благоприятной для формиро­вания человека, – значит рассчитывать на успех весь­ма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это при­вело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в общем потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.

Читайте так же:  Добрые сказки для детей дошкольного возраста

Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень, в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми.

Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направлен­ное развитие.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощ­ность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство родителей, грубость педагогов, агрессивность сверстников и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть вос­питание, достигаются единство и согласованность всех, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, се­мья, внешкольные учреждения, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается спо­собным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребенок становится со­участником воспитания и развития себя как личности.

Воспитание «проектирует» личность, преднамерен­но и планомерно поднимает ее на новую ступень, дви­жет ее в заданном направлении. Воспитание ориенти­руется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспита­ние приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Развитие личности идет через собственную деятель­ность ребенка по освоению окружающей действитель­ности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учеб­но-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровитель­ной, художественно-эстетической, технической и дру­гих видов деятельности по мере постоянного/их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.

По существу, деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность раз­вития ребенка зависит и от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка.

Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит от него. Ребе­нок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Какие основные закономерности вытекают из анализа факторов развития и формирования лично­сти?

В самом общем виде формирование личности ре­бенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение социального опыта. Человек на основе соци­ального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в пол­ном смысле этого слова начинается тогда, когда из все­го социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способнос­тью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.

Оставаясь общественным существом, человек вме­сте с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими качествами и свойствами. На каждом уров­не своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отноше­ний, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знания­ми, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности – есть расширение круга отношений ребенка с действи­тельностью, постепенное усложнение форм деятельно­сти и общения с людьми.

Во взаимодействии ребенка со все более усложня­ющимися условиями его существования внешние тре­бования постепенно становятся внутренними детерми­нантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осо­знавая внешние требования общества, детского коллек­тива, принимая их, он делает их внутренними требова­ниями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как само­регуляция, самосознание,самовоспитание.

Задания для самостоятельной работы

1. Как вы понимаете термины «воспитание», «разви­тие», «формирование»?

2. Раскройте влияние биологических факторов на развитие и формирование личности ребенка.

3. Можно ли утверждать, что наследственность не зависит от социальных условий жизни ребенка?

4. Что понимается под врожденным фактором разви­тия ребенка?

5. Чем вредно воздействие алкоголя и курения на развитие ребенка?

6. Назовите социальные факторы формирования лич­ности ребенка. Всегда ли социальные условия жиз­ни ведут к формированию желательных для роди­телей и воспитателей качеств личности?

7. На основе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке покажите влияние общения на развитие качеств личности ребенка.

8. Какова взаимосвязь воздействия на ребенка био­логических и социальных факторов? Приведите примеры такого взаимодействия из личных наблю­дений или литературных источников.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 4435 раз

Библиографическое описание:

Казакова Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 05.02.2019).

В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.

Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).

Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий:

Обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.

Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.Поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий.

У меня же другое мнение насчет этой связи: в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.

Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:

  1. Если целью педагогического процесса является только воспитание:

Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием.

Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.

Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.

  1. Если целью педагогического процесса является только обучение:

Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание.

Образованиеполучают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

  1. Если целью педагогического процесса является только образование:

Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы.

Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:

 знание психологии (общей, возрастной)

 построение учебного плана

 коммуникативные способность к общению, сотрудничеству;